Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое рабочий откос уступа

Сущность открытых горных работ

Открытыми горными работами называют комплекс работ, производимых с земной поверхности для добычи разнообразных полезных ископаемых. Совокупность образующихся при этом различных горных выработок носит название карьера.

При разработке горизонтальных или пологих залежей удаляют только покрывающие вскрышные породы (рис. 1.1, а); породы лежачего бока (почвы) не извлекаются.

При разработке наклонных и крутых залежей помимо покрывающих необходимо удалить и часть вмещающих пустых пород для создания транспортного доступа к различным частям залежи по глубине и обеспечения устойчивости массива вмещающих пород после выемки полезного ископаемого. Для этих целей угол откоса породного массива не должен превышать 25 – 35°. При разработке наклонных залежей вскрышные породы удаляются только со стороны висячего бока залежи (рис. 1.1, б). При разработке крутой залежи необходимо удалять породы со стороны висячего и лежачего ее боков (рис. 1.1, в).

Удаление больших масс покрывающих и вмещающих вскрышных пород является главной особенностью открытых разработок. Годовые объемы перемещаемых пород, как правило, значительно превышают объемы добываемых полезных ископаемых.

Основные затраты при открытой разработке приходятся на перемещение пород, покрывающих или вмещающих залежь. Поэтому при разработке горизонтальных и пологих залежей вскрышные породы стремятся перемещать по кратчайшему расстоянию в ранее созданное выработанное пространство. При разработке наклонных и крутых залежей размещение вскрышных пород в выработанном пространстве возможно только в исключительных случаях, их обычно вывозят за пределы карьера,

Основные понятия и терминология открытых горных работ

Выемка полезного ископаемого, покрывающих и вмещающих пород производится слоями, с опережением верхними нижних. В результате разрабатываемый массив горных пород приобретает форму уступов и в земной коре образуется выработанное пространство. Размеры выработанного пространства при разработке горизонтальных залежей увеличиваются в плане (рис. 1.2, а), а при разработке наклонных и крутых залежей – одновременно и в плане и по глубине (рис. 1.2, б) вследствие постепенной нарезки новых уступов.

Обычно разрабатываемые слои горизонтальны (рис. 1.3, а); иногда при разработке пологих залежей слои бывают наклонными (рис. 1.3,6), а при разработке крутых залежей — крутыми (рис. 1.3, в).

Каждый уступ характеризуется высотной отметкой горизонта расположения на нем транспортных коммуникаций. Отметки уступов могут быть абсолютные (относительно уровня моря) или условные.

Поверхности, ограничивающие уступ по высоте, называют нижней и верхней площадками (рис. 1.4). Наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства, называется откосом уступа, а угол наклона уступа к горизонтальной плоскости – углом откоса уступа (см. рис. 1.4). Линии пересечения откоса уступа с нижней и верхней площадками называются соответственно нижней иверхней бровками (см. рис. 1.4).

Различают рабочие и нерабочиеуступы и борта карьера. На рабочих уступах производится выемка горных пород, поэтому нижняя площадка этого уступа называется рабочей площадкой (см. рис. 1.4). Здесь располагают выемочное оборудование и транспортные коммуникации, необходимые для разработки уступа.

По условию технологии выемки уступы могут разделяться на подуступы (рис. 1.5), разработка которых ведется одним и тем же или разным выемочным оборудованием последовательно или одновременно, но обязательно на единый для уступа транспортный путь.

Подготовленная для разработки часть уступа по длине называется фронтом работ уступа (см. рис. 1.4). Он может быть в плане прямолинейным или криволинейным.

Поверхность горных пород в пределах уступа или развала, являющаяся объектом выемки, называется забоем.

Месторождение или часть его, разрабатываемую одним карьером, называют карьерным полем.

В состав земельного отвода карьера входит карьерное поле, внешние отвалы, промышленная площадка и другие производственные сооружения.

Ступенчатые боковые поверхности, образованные откосами и площадками уступов и ограничивающие выработанное пространство, называются бортами карьера (см. рис. 1.1).

Представленный рабочими уступами борт называют рабочим бортом карьера.

Линия, ограничивающая карьер на уровне земной поверхности, является верхним контуром карьера, а линия, ограничивающая дно (подошву карьера), – его нижним контуром.

Положения рабочего борта, верхнего и нижнего контуров карьера меняются в пространстве. Постепенно отдельные уступы, начиная сверху, достигают конечных контуров (границ) карьера. К моменту окончания (погашения) открытых работ им соответствует конечная глубина и конечные размеры карьера в плане (см. рис. 1.2).

На нерабочих бортах карьера горные работы не производятся, и откосы уступов разделяются площадками (бермами). Различают транспортные и предохранительные бермы и бермы очистки (рис. 1.6). Они формируются при подходе рабочих уступов к конечным контурам карьера за счет уменьшения ширины рабочих площадок.

На транспортных (соединительных) бермах шириной 10 – 15 м расположены транспортные коммуникации, соединяющие пути на рабочих площадках уступов и в специальных наклонных (крутых) выработках, через которые осуществляется грузотранспортная связь с поверхностью и другими горизонтами.

Предохранительные бермы шириной от 3 – 5 до 8 – 10 м служат для повышения устойчивости прибортового массива горных пород, а также для задержания осыпающихся с верхних уступов кусков породы.

Площадки очистки представляют собой предохранительные бермы увеличенной ширины, позволяющие разместить необходимое оборудование (бульдозеры, небольшие экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы) для периодической очистки бортов карьера от осыпей и навалов. Их оставляют через три – четыре уступа по высоте.

Угол между линией, нормальной к простиранию борта и соединяющей верхний и нижний контуры, и горизонталью называется углом откоса рабочего (нерабочего) борта карьера (см. рис. 1.4 и рис. 1.6). Величина его зависит от состояния массива, высоты уступов и ширины площадок. Угол откоса рабочего борта карьера γр изменяется от 7 до 17° (иногда до 23 – 27°); а нерабочего борта γн – от 25 до 35°.

Совокупность уступов, находящихся в одновременной разработке, называется рабочей зоной карьера. Положение ее определяется отметками нижних площадок верхнего и нижнего (на данный момент времени) рабочих уступов карьера.

Длина фронта горных работ карьера представляет суммарную протяженность фронтов горных работ всех рабочих уступов.

Для введения в работу нового уступа необходимо создать транспортный доступ к нему и первоначальный фронт работ с соответствующей рабочей площадкой.

Для расположения транспортных коммуникаций, по которым будет перемещаться горная масса нового уступа на поверхность или на вышележащие уступы, необходимо вскрыть уступ (нарезать горизонт), т. е. провести с поверхности или с вышележащего уступа специальные (вскрывающие) горные выработки. Эти выработки соединяют с разными высотными отметками и поэтому имеют определенный угол наклона. При сооружении вскрывающие выработки обычно имеют близкое к трапециевидному или треугольному (на косогоре) поперечное сечение (рис. 1.7, а, б), и называются соответственно капитальными траншеями и полутраншеями. Проведение траншей и полутраншей называется вскрытием уступа.

Читать еще:  Как узнать заложение откоса

Для создания начального фронта работ на вскрытом уступе необходимо провести от вскрывающей выработки горизонтальную (реже с небольшим уклоном для стока воды) горную выработку – разрезную траншею (полутраншею).

Все горные работы на карьере состоят из горно-подготовительных (проведение траншей) (рис. 1.7, в, г), вскрышных (выемка, перемещение и размещение вскрышных пород) и добычных (выемка, перемещение и складирование полезного ископаемого) работ.

Эти работы необходимо проводить в определенном порядке, соблюдая между ними, элементами и параметрами горных выработок, в которых они выполняются, определенные соотношения и зависимости, позволяющие по техническим условиям обеспечить в каждый момент времени необходимый фронт горных работ на добычных и вскрышных уступах, производительную и безопасную работу применяемого оборудования.

Принятый порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ, обеспечивающий для данного месторождения безопасную, экономичную и полную выемку балансовых запасов полезного ископаемого, называется системой разработки.

При разработке месторождений полезных ископаемых вскрышные породы размещаются либо в выработанном пространстве карьера, либо на специально отведенных площадях за пределами карьерного поля.

Насыпи пустых пород и некондиционных полезных ископаемых называются отвалами. Отвалы, размещаемые в выработанном пространстве карьера, называются внутренними, а вне его конечных контуров – внешними.

В административно-хозяйственном понимании карьером называют горное предприятие, осуществляющее открытую, разработку месторождения. В угольной промышленности это предприятие называют разрезом.

Основные понятия и термины

При производстве открытых горных работ в земной коре образуются выемки – котлованы. Они представляют собой совокупность открытых горных выработок, называемых карьером. Таким образом, понятие «карьер» имеет два значения – техническое и административно-хозяйственное (горное предприятие с открытым способом разработки). Месторождение или часть его, разрабатываемую карьером, называют карьерным полем. Размеры карьерного поля определяют общие объемы горных работ и возможную производственную мощность карьера. В процессе извлечения полезного ископаемого и удаления пустых пород (вскрыши) образуется открытое выработанное пространство.

Выемку полезного ископаемого, покрывающих и вмещающих пород ведут слоями, начиная с верхних слоев. В результате разрабатываемый массив горных пород приобретает форму уступов. Между смежными слоями оставляют площадки для размещения оборудования, транспортных и энергосиловых коммуникаций и других производственных целей. Обычно слои горизонтальны (рис. 2.2), но иногда пологую залежь отрабатывают наклонными слоями, а крутопадающую – крутыми.

Рис. 2.2. Уступ и его элементы:

1 – верхняя площадка; 2 – нижняя площадка; 3 – откос уступа; 4 – верхняя бровка; 5 – нижняя бровка; 6 – забой

Разделение массива горных пород на отдельные слои обусловлено ограниченными технологическими параметрами выемочно-погрузочных машин, наличием прослоев с различными физико-механическими и качественными характеристиками, повышенной опасностью обрушения обнаженного массива пород значительной высоты. Слой является более широким понятием, чем уступ.

Уступ – это часть слоя горных пород, имеющая форму ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами рыхления, выемки и транспорта. Различают рабочие и нерабочие уступы. На рабочих уступах ведут отработку массива полезного ископаемого и вскрыши. Рабочий уступ иногда подразделяют по высоте на подуступы, которые разрабатывают последовательно или одновременно разными (теми же) выемочно-погрузочными машинами, но обслуживают общим транспортным горизонтом.

Поверхности, ограничивающие уступ сверху и снизу, именуют верхней и нижней площадками, а наклонную поверхность, ограничивающую уступ со стороны выработанного пространства – откосом уступа. Линии пересечения откоса уступа с его верхней и нижней площадками называют верхней и нижней бровками (рис. 2.2).

ГОСТ 2.855-75 устанавливает определенные требования к изображению уступов в профиле и плане (рис. 2.3).

Измерив расстояние по вертикали между верхней и нижней площадками, находят высоту уступа. Ее величина зависит от рабочих размеров применяемого выемочно-погрузочного оборудования и физико-механических свойств пород.

а б

Рис. 2.3. Графическое изображение вскрышного (а), добычного (б) и смешанного (в) уступов

Угол, образованный откосом уступа и его проекцией на горизонтальную плоскость, называют углом откоса уступа. На рабочих, постоянно перемещающихся, уступах его величину устанавливают с таким расчетом, чтобы сохранить устойчивое положение откоса уступа на сравнительно короткий срок (несколько месяцев). Углы откосов нерабочих уступов, достигающих при разработке месторождения своего предельного положения, должны обеспечивать длительную устойчивость пород практически на весь срок существования карьера. Часть откоса уступа, служащая объектом воздействия горного оборудования при его разработке, является забоем.

Нижняя поверхность карьера – это его дно (подошва). Вертикальное расстояние между дном карьера и усредненной отметкой дневной поверхности называют глубиной карьера. Линии пересечения бортов карьера с поверхностью и дном образуют верхний и нижний контуры карьера. Контуры, соответствующие моменту окончания горных работ, называют конечными. Условную поверхность, проходящую через верхний и нижний контуры, именуют откосом борта карьера, а угол, образованный откосом борта и его проекцией на горизонтальную плоскость, – углом откоса борта карьера.

Рис. 2 4. Элементы и параметры карьера:

1 – выработанное пространство; 2 – нерабочий борт; 3 – рабочий борт; 4 – конечный контур карьера; 5 – бермы; α – угол откоса уступа; φ – угол откоса рабочего борта; γв – угол откоса нерабочего борта со стороны висячего бока залежи; γл – угол откоса нерабочего борта со стороны лежачего бока залежи; mг – горизонтальная мощность залежи; П – ширина рабочей площадки; h – высота уступа; НК – глубина карьера; ВВ – ширина карьера по верхнему контуру; δТ — ширина транспортной бермы; δП — ширина предохранительной бермы

Углы откосов бортов карьера на момент погашения горных работ зависят от конструкции борта и должны обеспечивать устойчивое равновесие слагающих его пород. Уменьшение угла наклона борта карьера в его конечных контурах на 2–3° приводит к значительному увеличению вынимаемых объемов вскрыши и затрат на разработку месторождения. Максимально возможные углы откосов бортов карьера зависят от физико-механических свойств и обводненности слагающих их пород, наличия и характера расположенных в борту поверхностей ослабления (плоскостей напластований, тектонических нарушений и т. п.), глубины карьера и формы борта в плане. Вогнутый борт более устойчив, чем плоский или выпуклый. Как правило, угол откоса, определенный на основе теоретических расчетов или по нормативам является ориентировочным. Его уточняют в процессе производства горных работ.

Угол откоса рабочего борта карьера не превышает 20 градусов и зависит от высоты уступа и ширины рабочей площадки:

, (2.1)

где φ – угол откоса рабочего борта карьера, град; h – высота уступа, м; α– угол откоса уступа, град; П – ширина рабочей площадки, м.

За счет увеличения угла откоса рабочего борта можно регулировать годовые объемы вскрыши.

Способ отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции

Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на отрабатываемых уступами карьерах и разрезах при техническом перевооружении и реконструкции. Согласно изобретению на четных уступах, считая снизу, прекращают все горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, увеличивая при этом высоту уступов в большей степени, чем ширину их рабочих площадок, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов. Способ позволяет не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта, заменить экскавационное оборудование на более эффективное. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Читать еще:  Как лучше отделать откосы с улицы

Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на карьерах (разрезах) с целью сокращения объемов вскрышных работ при техническом перевооружении и реконструкции карьера.

Известен способ ведения открытых горных работ, включающий разработку горного массива уступами при транспортных системах разработки [1]. Применение экскавационного оборудования, используемого для таких систем разработки (карьерные одноковшовые экскаваторы), ограничивает высоту уступа, которая не превышает, как правило 15-17 м, что обусловливает относительно низкие значения угла откоса рабочего борта карьера.

Предложенные в последние годы принципиально новые конструктивно-компоновочные схемы карьерных экскаваторов для транспортных систем разработки обеспечивают возможность увеличения высоты уступа и угла откоса отрабатываемого борта карьера соответственно до 30-35 м и 22-24 o и позволяют более рационально выбирать параметры рабочего борта карьера.

Задача изобретения — создание способа отработки рабочего борта карьера, позволяющего не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта с целью замены существующего экскавационного оборудования на новое, более эффективное.

Эта задача решается с помощью предлагаемого способа отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции, включающего его отработку уступами, согласно которому на четных уступах, считая снизу, прекращают горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов.

Нечетные уступы можно отрабатывать последовательно, начиная с первой пары нижних нечетных уступов. При этом к отработке сдвоенных уступов приступают по мере их готовности.

Погашение нечетных уступов производят так, чтобы высота сдвоенных уступов увеличивалась в большей степени, чем ширина их рабочих площадок. Благодаря этому увеличивается угол откоса рабочего борта карьера.

На чертеже представлена схема отработки рабочего борта, иллюстрирующая предлагаемый способ.

На чертеже римскими цифрами обозначены уступы, отрабатываемые по базовой технологии заходками, обозначенными арабскими цифрами.

Предлагаемый способ заключается в следующем. Четные уступы (считая снизу) подлежащего реконструкции карьера освобождают от оборудования и горные работы на них полностью прекращают. Нечетные уступы отрабатывают на ширину их рабочей площадки, то есть до полного их погашения и образования сдвоенных уступов. При невозможности одновременной отработки всех нечетных уступов производить их погашение можно поэтапно, например, отрабатывая сначала самый нижний уступ с образованием нижнего сдвоенного уступа (бывшие уступы I и II). Затем освободившуюся технику с уступа I при необходимости перебрасывают на уступ III и отрабатывают его до полного погашения аналогично уступу I, получая в результате сдвоенный уступ (бывшие уступы III-IV). Далее действуют таким же образом вплоть до окончания перестройки рабочего борта. При этом должно соблюдаться условие: степень увеличения высоты уступов должна быть больше, чем степень увеличения ширины рабочих площадок.

После окончания реконструкции приступают к нормальной эксплуатации карьера с помощью нового оборудования на всех сдвоенных уступах в соответствии с проектными горно-геологическими параметрами.

Рассмотрим последовательность и параметры выполнения отдельных этапов работы по перестройке рабочего борта карьера. В начале перестройки из работы выводится существующее вскрышное оборудование всех уступов базовой технологии за исключением двух нижних нечетных уступов (I и III).

Последующие работы по реконструкции проводятся поэтапно.

Этап 1. 3аходки 1, 2, 3.

В процессе этого этапа на нижнем вскрышном уступе I отрабатывается ширина полосы, равная ширине рабочей площадки базовой технологии.

Параметры заходок при отработке этой полосы целесообразно выбирать из условия наименьшего целого числа их количества и возможностей экскавационного и транспортного оборудования.

Завершается этап I подготовкой двух сдвоенных нижних уступов (уступы I-II и Ill-IV).

Этап 2. Заходки 4, 5, 6.

На этом этапе на нижнем сдвоенном уступе и добычных уступах отрабатывают три равные по ширине заходки (4, 5 и 6).

Одновременно начинается подготовка третьего и четвертого сдвоенных уступов (соответственно уступы V-VI и VII-VIII), выполняемая базовым вскрышным оборудованием на уступах V и VII. При этом может использоваться вскрышное оборудование, освободившееся на предыдущем этапе на уступах I и III. И так далее до момента окончания реконструкции рабочего борта карьера.

Предлагаемый способ позволяет увеличить угол откоса рабочего борта карьера, существенно снизить объем вскрышных работ на период реконструкции, получить экономию эксплуатационных затрат.

Увеличение угла откоса борта на уступе достигается за счет непропорционального увеличения высоты уступа и ширины рабочей площадки (высота уступа увеличивается в два раза, а ширина рабочей площадки — в 1,2-1,8 раза).

Источник информации 1. Горная энциклопедия, М., «СЭ». 1991, т. 5, с. 277, ст. «Уступ».

1. Способ отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции, включающий отработку уступов, отличающийся тем, что на четных уступах, считая снизу, прекращают горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нечетные уступы отрабатывают последовательно, начиная с первой пары нижних нечетных уступов, при этом к отработке сдвоенных уступов приступают по мере их образования.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что погашение нечетных уступов производят так, чтобы высота сдвоенных уступов увеличивалась в большей степени, чем ширина их рабочих площадок.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

  • Главная

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • Демография
  • Журналистика и СМИ
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Механика
  • Науковедение
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Спорт Основные понятия и терминология открытых горных работ

Выемка полезного ископаемого, покрывающих и вмещающих пород производится слоями, с опережением верхними нижних. В результате разрабатываемый массив горных пород приобретает форму уступов и в земной коре образуется выработанное пространство. Размеры выработанного пространства при разработке горизонтальных залежей увеличиваются в плане (рис. 1.2, а), а при разработке наклонных и крутых залежей – одновременно и в плане и по глубинœе (рис. 1.2, б) вследствие постепенной нарезки новых уступов.

Читать еще:  Откосы для входной двери лдсп

Обычно разрабатываемые слои горизонтальны (рис. 1.3, а); иногда при разработке пологих залежей слои бывают наклонными (рис. 1.3,6), а при разработке крутых залежей — крутыми (рис. 1.3, в).

Каждый уступ характеризуется высотной отметкой горизонта расположения на нем транспортных коммуникаций. Отметки уступов бывают абсолютные (относительно уровня моря) или условные.

Поверхности, ограничивающие уступ по высоте, называют нижней и верхней площадками (рис. 1.4). Наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства, принято называть откосом уступа, а угол наклона уступа к горизонтальной плоскости – углом откоса уступа (см. рис. 1.4). Линии пересечения откоса уступа с нижней и верхней площадками называются соответственно нижней иверхней бровками (см. рис. 1.4).

Различают рабочие и нерабочиеуступы и борта карьера. На рабочих уступах производится выемка горных пород, в связи с этим нижняя площадка этого уступа принято называть рабочей площадкой (см. рис. 1.4). Здесь располагают выемочное оборудование и транспортные коммуникации, необходимые для разработки уступа.

По условию технологии выемки уступы могут разделяться на подуступы (рис. 1.5), разработка которых ведется одним и тем же или разным выемочным оборудованием последовательно или одновременно, но обязательно на единый для уступа транспортный путь.

Подготовленная для разработки часть уступа по длинœе принято называть фронтом работ уступа (см. рис. 1.4). Он может быть в плане прямолинœейным или криволинœейным.

Поверхность горных пород в пределах уступа или развала, являющаяся объектом выемки, принято называть забоем.

Месторождение или часть его, разрабатываемую одним карьером, называют карьерным полем.

В состав земельного отвода карьера входит карьерное поле, внешние отвалы, промышленная площадка и другие производственные сооружения.

Ступенчатые боковые поверхности, образованные откосами и площадками уступов и ограничивающие выработанное пространство, называются бортами карьера (см. рис. 1.1).

Представленный рабочими уступами борт называют рабочим бортом карьера.

Линия, ограничивающая карьер на уровне земной поверхности, является верхним контуром карьера, а линия, ограничивающая дно (подошву карьера), – его нижним контуром.

Положения рабочего борта͵ верхнего и нижнего контуров карьера меняются в пространстве. Постепенно отдельные уступы, начиная сверху, достигают конечных контуров (границ) карьера. К моменту окончания (погашения) открытых работ им соответствует конечная глубина и конечные размеры карьера в плане (см. рис. 1.2).

На нерабочих бортах карьера горные работы не производятся, и откосы уступов разделяются площадками (бермами). Различают транспортные и предохранительные бермы и бермы очистки (рис. 1.6). Οʜᴎ формируются при подходе рабочих уступов к конечным контурам карьера за счет уменьшения ширины рабочих площадок.

На транспортных (соединительных) бермах шириной 10 – 15 м расположены транспортные коммуникации, соединяющие пути на рабочих площадках уступов и в специальных наклонных (крутых) выработках, через которые осуществляется грузотранспортная связь с поверхностью и другими горизонтами.

Предохранительные бермы шириной от 3 – 5 до 8 – 10 м служат для повышения устойчивости прибортового массива горных пород, а также для задержания осыпающихся с верхних уступов кусков породы.

Площадки очистки представляют собой предохранительные бермы увеличенной ширины, позволяющие разместить крайне важное оборудование (бульдозеры, небольшие экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы) для периодической очистки бортов карьера от осыпей и навалов. Их оставляют через три – четыре уступа по высоте.

Угол между линией, нормальной к простиранию борта и соединяющей верхний и нижний контуры, и горизонталью принято называть углом откоса рабочего (нерабочего) борта карьера (см. рис. 1.4 и рис. 1.6). Величина его зависит от состояния массива, высоты уступов и ширины площадок. Угол откоса рабочего борта карьера γр изменяется от 7 до 17° (иногда до 23 – 27°); а нерабочего борта γн – от 25 до 35°.

Совокупность уступов, находящихся в одновременной разработке, принято называть рабочей зоной карьера. Положение ее определяется отметками нижних площадок верхнего и нижнего (на данный момент времени) рабочих уступов карьера.

Длина фронта горных работ карьера представляет суммарную протяженность фронтов горных работ всœех рабочих уступов.

Для введения в работу нового уступа крайне важно создать транспортный доступ к нему и первоначальный фронт работ с соответствующей рабочей площадкой.

Для расположения транспортных коммуникаций, по которым будет перемещаться горная масса нового уступа на поверхность или на вышелœежащие уступы, крайне важно вскрыть уступ (нарезать горизонт), т. е. провести с поверхности или с вышелœежащего уступа специальные (вскрывающие) горные выработки. Эти выработки соединяют с разными высотными отметками и в связи с этим имеют определœенный угол наклона. При сооружении вскрывающие выработки обычно имеют близкое к трапециевидному или треугольному (на косогоре) поперечное сечение (рис. 1.7, а, б), и называются соответственно капитальными траншеями и полутраншеями. Проведение траншей и полутраншей принято называть вскрытием уступа.

Важно заметить, что для создания начального фронта работ на вскрытом уступе крайне важно провести от вскрывающей выработки горизонтальную (реже с небольшим уклоном для стока воды) горную выработку – разрезную траншею (полутраншею).

Все горные работы на карьере состоят из горно-подготовительных (проведение траншей) (рис. 1.7, в, г), вскрышных (выемка, перемещение и размещение вскрышных пород) и добычных (выемка, перемещение и складирование полезного ископаемого) работ.

Эти работы крайне важно проводить в определœенном порядке, соблюдая между ними, элементами и параметрами горных выработок, в которых они выполняются, определœенные соотношения и зависимости, позволяющие по техническим условиям обеспечить в каждый момент времени необходимый фронт горных работ на добычных и вскрышных уступах, производительную и безопасную работу применяемого оборудования.

Принятый порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ, обеспечивающий для данного месторождения безопасную, экономичную и полную выемку балансовых запасов полезного ископаемого, принято называть системой разработки.

При разработке месторождений полезных ископаемых вскрышные породы размещаются либо в выработанном пространстве карьера, либо на специально отведенных площадях за пределами карьерного поля.

Насыпи пустых пород и некондиционных полезных ископаемых называются отвалами. Отвалы, размещаемые в выработанном пространстве карьера, называются внутренними, а вне его конечных контуров – внешними.

В административно-хозяйственном понимании карьером называют горное предприятие, осуществляющее открытую, разработку месторождения. В угольной промышленности это предприятие называют разрезом.

Читайте также

Выемка полезного ископаемого, покрывающих и вмещающих пород производится слоями, с опережением верхними нижних. В результате разрабатываемый массив горных пород приобретает форму уступов и в земной коре образуется выработанное пространство. Размеры выработанного. [читать подробенее]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector