Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают откосы экскаватором

Как делают откосы экскаватором

Планировка откосов.

Рис. 5.16. Планировка откосов автогрейдером, оборудованным откосником

Способы планировки откосов земляного полотна назначают в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок. Если рабочие отметки земляного полотна не превышают 3,5 м, то планировку наиболее рационально делать бульдозером или автогрейдером оборудованными откосниками. Перед началом работы по откосу выстав­ляют, через каждые 20 м разбивочные колья, по которым ориен­тируется машинист во время планировки. Планировку начинают с верхней части откоса. Машина, двигаясь по основной площадке насыпи или по выровненной берме выемки, планирует часть от­коса на высоту (глубину) до 0,8 м (рис. 5.16, а). Затем откосник переставляют в верхнее положение и планируют нижнюю часть откоса. Автогрейдер или бульдозер при этом перемещается по основной площадке выемки или по выровненной берме насыпи, а ориентиром служит уже спланированная верхняя часть откоса (рис. 5.16, б).

Откос планируют за не­сколько проходов машины и качество работы проверя­ют шаблоном-откосником. Грунт с откосов насыпей укладывают на бермах, а из выемок убирают скрепе­рами или бульдозерами. Производительность пла­нировки составляет около 4 тыс. м 2 откоса в смену.

Откосы земляного, полот­на с рабочими отметками более 3,5 м планируют уни­версальными экскаваторами-планировщиками и драглай­нами, предварительно уста­новив через 20 м по линии бровки колья и укрепив на них откосники.

Экскаваторами — плани­ровщиками Э-4010, ЭО-3332 или Сатур-051К планируют откосы насыпей и выемок с рабочими отметками до 11 м. Работа ведется с верхней стоянки, т.е. когда экскаватор располагается на основной площадке насыпи или на берме выемки, или же с нижней стоянки, если экскаватор нахо­дится на берме насыпи или на основной площадке выемки.

На верхней стоянке экскаватор устанавливают на расстоя­нии 1 м от бровки и параллельно ей, располагая стрелу перпен­дикулярно или под острым углом к линии бровки (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с верхней стоянки

При величине срезки грунта до 20 см следует, применять планиро­вочный отвал, а если толщина срезаемого при планировке слоя больше, необходимо использовать ковш емкостью 0,25…0,4 м 3 . Скребок или ковш опускают к подошве откоса и, передвигая его на себя, срезают и планируют грунт на откосе, а обратным дви­жением сдвигают излишки грунта к подошве откоса. Планировка производится циклично: закончив работу на очередной стоянке, экскаватор передвигается по фронту на 2 м и планирует следу­ющий участок, перекрывая предыдущий на 30…50 см.

Рис. 5.18. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с нижней стоянки

Находясь на нижней стоянке, экскаватор планирует откос за два приема. Вначале, перемещаясь по линии подошвы откоса, он планирует его верхнюю часть (I зону) движением ковша сверху вниз, а затем таким же приемом, но передвигаясь в 3…4 м от по­дошвы откоса (рис. 5.18), заканчивает планировку оставшейся ча­сти откоса (II зону).

При планировке можно использовать удлиненную стрелу, что увеличивает технологические возможности экскаватора: Техно­логическую схему планировки выбирают с учетом парамет­ров экскаваторов-планировщиков, приведенных в приложе­нии 1.

Производительность экскаваторов-планировщиков при пла­нировке откосов составляет 1100 м 2 /смену в грунтах I—II групп и 800 м 2 /смену в грунтах III группы.

Откосы земляного полотна с рабочими отметками до 14 м мо­жно планировать драглайном типа Э-652, оборудованным двухотвальным планировщиком (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Планировка откоса двухотвальным скребком с нижней стоянки экскаватора

Разбивочные работы при использовании двухотвального пла­нировщика те же, что и при универсальных экскаваторах-плани­ровщиках. Планировать откосы можно как с верхней, так и с нижней стоянки экскаватора, который устанавливают на расстоянии 2,5…2,8 м от бровки в первом или от подошвы откоса во втором случае; стрелу располагают перпендикулярно к оси зем­ляного полотна. В процессе планировки с верхней стоянки скре­бок забрасывают к подошве откоса, протягивают вверх к бровке земляного полотна, а затем опускают вниз к подошве откоса и сдвигают излишки грунта. После планировки откоса на участке стоянки экскаватора его перемещают по фронту на 1,5…2 м с расчетом перекрытия спланированной полосы на 1/3 ширины и процесс повторяют.

Планировку откоса с нижней стоянки выполняют, опустив стре­лу экскаватора до положения, параллельного откосу. Скребок опускают к подошве откоса и протягивают вверх к бровке, а за­тем вниз.

Производительность планировки двухотвальным планиров­щиком в грунтах I-II групп составляет 1250 м 2 /смену.

Планировку откосов можно выполнять драглайном, оборудо­ванным обычным ковшом. При этом работа возможна только с верхней стоянки и производительность будет меньше, чем при планировке экскаватором-планировщиком, примерно в 2,5 раза.

В насыпях и выемках, рабочие отметки которых не позволяют спланировать откосы указанными средствами, устраивают полки шириной не менее 5 м, чтобы разместить на них экскаватор с учетом зоны безопасного приближения к бровке полки (не менее 1 м). Для обеспечения стока воды поверхности полок придается уклон 0,02…0,04 в сторону откоса.

Откосы скальных выемок планируют экскаватором в процессе их разработки на каждом уступе. При этом в случае необходимо­сти крупные камни, которые экскаватор убрать не может, пред­варительно дробят взрывами накладных зарядов.

Для планировки откосов выемок в мягких скальных грунтах можно использовать драглайны, оборудованные обычными ковша­ми или двухотвальным планировщиком.

Отправить сообщение об ошибке
Если нашли ошибку в тексте выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+ENTER, укажите правильный текст без ошибки.

Планировка откосов

Услуги планировки откосов.

Автопарк нашей спецтехники позволяет выполнять работы по самым разнообразным строительным задачам. Надёжная техника и опытные специалисты помогут быстро и правильно выполнить работы по планировке, созданию и укреплению откосов. Компания «Мамонт» предлагает не только качественные строительные услуги по доступным ценам, но и почасовую аренду спецтехники для решения самых разнообразных задач. Если Вы не нашли на сайте строительной услуги с применением спецтехники, которая Вам необходима, то позвоните нам, возможно мы просто ещё не успели её добавить в список наших услуг.

Новые фотографии

  • Оставить заявку
  • Планировка откосов автогрейдером

Оставить заявку

Заказать наши услуги можно по телефону: +7 (812) 954-18-91

Планировка откосов автогрейдером

Планировка откосов автогрейдером, оборудованным откосником

Способы планировки откосов земляного полотна назначают в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок. Если рабочие отметки земляного полотна не превышают 3,5 м, то планировку наиболее рационально делать бульдозером или автогрейдером оборудованными откосниками. Перед началом работы по откосу выстав­ляют, через каждые 20 м разбивочные колья, по которым ориен­тируется машинист во время планировки. Планировку начинают с верхней части откоса. Машина, двигаясь по основной площадке насыпи или по выровненной берме выемки, планирует часть от­коса на высоту (глубину) до 0,8 м. Затем откосник переставляют в верхнее положение и планируют нижнюю часть откоса. Автогрейдер или бульдозер при этом перемещается по основной площадке выемки или по выровненной берме насыпи, а ориентиром служит уже спланированная верхняя часть откоса.

Откос планируют за не­сколько проходов машины и качество работы проверя­ют шаблоном-откосником. Грунт с откосов насыпей укладывают на бермах, а из выемок убирают скрепе­рами или бульдозерами. Производительность планировки составляет около 4 тыс. м2 откоса в смену.

Читать еще:  Мысли мои под откос

Откосы земляного, полот­на с рабочими отметками более 3,5 м планируют уни­версальными экскаваторами-планировщиками и драглай­нами, предварительно уста­новив через 20 м по линии бровки колья и укрепив на них откосники.

Экскаваторами — плани­ровщиками Э-4010, ЭО-3332 или Сатур-051К планируют откосы насыпей и выемок с рабочими отметками до 11 м. Работа ведется с верхней стоянки, т.е. когда экскаватор располагается на основной площадке насыпи или на берме выемки, или же с нижней стоянки, если экскаватор нахо­дится на берме насыпи или на основной площадке выемки.

На верхней стоянке экскаватор устанавливают на расстоя­нии 1 м от бровки и параллельно ей, располагая стрелу перпен­дикулярно или под острым углом к линии бровки.

Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с верхней стоянки

При величине срезки грунта до 20 см следует, применять планиро­вочный отвал, а если толщина срезаемого при планировке слоя больше, необходимо использовать ковш емкостью 0,25…0,4 м3. Скребок или ковш опускают к подошве откоса и, передвигая его на себя, срезают и планируют грунт на откосе, а обратным дви­жением сдвигают излишки грунта к подошве откоса. Планировка производится циклично: закончив работу на очередной стоянке, экскаватор передвигается по фронту на 2 м и планирует следу­ющий участок, перекрывая предыдущий на 30…50 см.

Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с нижней стоянки

Находясь на нижней стоянке, экскаватор планирует откос за два приема. Вначале, перемещаясь по линии подошвы откоса, он планирует его верхнюю часть (I зону) движением ковша сверху вниз, а затем таким же приемом, но передвигаясь в 3…4 м от по­дошвы откоса (рис. 5.18), заканчивает планировку оставшейся ча­сти откоса (II зону).

При планировке можно использовать удлиненную стрелу, что увеличивает технологические возможности экскаватора: Техно­логическую схему планировки выбирают с учетом парамет­ров экскаваторов-планировщиков, приведенных в приложе­нии 1.

Производительность экскаваторов-планировщиков при пла­нировке откосов составляет 1100 м2/смену в грунтах I—II групп и 800 м2/смену в грунтах III группы.

Откосы земляного полотна с рабочими отметками до 14 м мо­жно планировать драглайном типа Э-652, оборудованным двухотвальным планировщиком.

Планировка откоса двухотвальным скребком с нижней стоянки экскаватора

Разбивочные работы при использовании двухотвального пла­нировщика те же, что и при универсальных экскаваторах-плани­ровщиках. Планировать откосы можно как с верхней, так и с нижней стоянки экскаватора, который устанавливают на расстоянии 2,5…2,8 м от бровки в первом или от подошвы откоса во втором случае; стрелу располагают перпендикулярно к оси зем­ляного полотна. В процессе планировки с верхней стоянки скре­бок забрасывают к подошве откоса, протягивают вверх к бровке земляного полотна, а затем опускают вниз к подошве откоса и сдвигают излишки грунта. После планировки откоса на участке стоянки экскаватора его перемещают по фронту на 1,5…2 м с расчетом перекрытия спланированной полосы на 1/3 ширины и процесс повторяют.

Планировку откоса с нижней стоянки выполняют, опустив стре­лу экскаватора до положения, параллельного откосу. Скребок опускают к подошве откоса и протягивают вверх к бровке, а за­тем вниз.

Производительность планировки двухотвальным планиров­щиком в грунтах I-II групп составляет 1250 м2/смену.

Планировку откосов можно выполнять драглайном, оборудо­ванным обычным ковшом. При этом работа возможна только с верхней стоянки и производительность будет меньше, чем при планировке экскаватором-планировщиком, примерно в 2,5 раза.

В насыпях и выемках, рабочие отметки которых не позволяют спланировать откосы указанными средствами, устраивают полки шириной не менее 5 м, чтобы разместить на них экскаватор с учетом зоны безопасного приближения к бровке полки (не менее 1 м). Для обеспечения стока воды поверхности полок придается уклон 0,02…0,04 в сторону откоса.

Откосы скальных выемок планируют экскаватором в процессе их разработки на каждом уступе. При этом в случае необходимо­сти крупные камни, которые экскаватор убрать не может, пред­варительно дробят взрывами накладных зарядов.

Для планировки откосов выемок в мягких скальных грунтах можно использовать драглайны, оборудованные обычными ковша­ми или двухотвальным планировщиком.

Роторный траншейный экскаватор

Ро́торный транше́йный экскава́тор — траншейный экскаватор с роторным рабочим органом. Представляет собой экскаватор продольного копания: плоскость вращения ротора параллельна оси отрываемой траншеи (особняком стоя́т котлованные машины, представляющие собой экскаватор поперечного копания: плоскость вращения ротора перпендикулярна оси отрываемого котлована). Может являться прицепным оборудованием к трактору, конструироваться на основе тракторного шасси со значительной доработкой базовой машины либо использовать оригинальное шасси. Тягачи роторных траншейных экскаваторов, как правило, имеют гусеничный движитель. Рабочим органом роторного траншейного экскаватора является рама с закреплённым на ней ротором (или парой роторов), к которому крепятся рабочие элементы. В качестве рабочих элементов могут выступать ковши, скребки или резцы. Ротор может разрабатывать грунт путём копания или путём фрезерования. Возможно сочетание ротора с другими рабочими органами — плугом или шнеками (плужно-роторный и шнекороторный экскаватор) для использования машины в качестве каналокопателя. Ширина отрываемых траншей — от 0,2 метра, глубина — до 3,5 метров [1] [2] [3] .

Содержание

  • 1 Предназначение
  • 2 Классификация
    • 2.1 Индексы
  • 3 Устройство
  • 4 Роторные экскаваторы армейского назначения
  • 5 Дополнительное оборудование
  • 6 Траншейные и роторные экскаваторы
  • 7 История производства и производители
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Предназначение [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы, как и цепные, предназначены для отрывки траншей под укладку нефте- и газопроводов, магистралей, водопровода, канализации, силовых кабелей и кабелей связи. Они также могут использоваться в роли экскаваторов-дреноукладчиков (при дооборудовании автоматикой поддержания глубины и уклона дна траншеи, трубоукладчиком, бухтодержателем пластмассовых трубок). Некоторые типы роторных траншейных экскаваторов используются для отрывки осушительных канав, дренажных и оросительных каналов, кюветов и т. п. (экскаваторы-каналокопатели); в этом случае они дооборудуются рабочими органами для разработки откосов. Минимальная ширина траншей, отрываемых роторными экскаваторами, составляет 0,2 метра; глубина отрываемых траншей обычно невелика (до 3 метров) из-за быстрого роста габаритов и массы ротора вместе с ростом глубины отрываемой траншеи [1] [2] [4] [3] .

Классификация [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы подразделяются по следующим признакам:

  • по способу использования рабочего органа:
    • рабочие элементы размещены по ободу ротора (копающий рабочий орган);
    • рабочие элементы размещены на боковой поверхности ротора (фрезерующий рабочий орган);
  • по количеству рабочих органов:
    • один ротор;
    • два ротора;
    • ротор с дополнительными рабочими органами (плугом или шнеками);
  • по типу рабочих элементов:
    • ковшовый рабочий орган (роторные многоковшовые экскаваторы);
    • скребковый, резцовый или смешанный рабочий орган;
  • по назначению:
    • траншейные, предназначены для прокладки траншей;
    • дреноукладчики, используются для организации дренажа;
    • каналокопатели, используются для прокладки каналов (оросительных, осушительных) и кюветов;
  • по типу привода:
    • с механическим приводом;
    • с гидравлическим приводом;
    • с комбинированным приводом;
  • по способу соединения рабочего оборудования с ходовой частью:
    • навесные (без дополнительной опоры рабочего органа);
    • полуприцепные (рабочий орган опирается на тягач спереди и на дополнительную тележку сзади);
    • прицепные (рабочий орган имеет собственную ходовую часть и буксируется тягачом) [1][2] .
  • по типу ходового устройства:
    • на гусеничном ходу (большинство);
    • на пневмоколёсном ходу (некоторые машины армейского назначения) [5] .
Читать еще:  Как сделать отделку откосов входной двери

Индексы [ править | править код ]

Советские и российские индексы роторных траншейных экскаваторов гражданского назначения имеют следующую структуру: ЭТР-XXYАА.

Сочетание ЭТР означает Экскаватор Траншейный Роторный. Устаревшими обозначениями являются ЭР (Экскаватор Роторный). Вслед за буквенным обозначением следует сочетание из 3 цифр, за которыми могут следовать буквы. Первые две цифры XX означают глубину копания в дециметрах, последняя цифра Y — номер модели; первая буква (А, Б, В…) означает очередную модернизацию, следующие буквы (С, Т, ТВ…) — климатическое исполнение. Таким образом, ЭТР-253А расшифровывается как «экскаватор траншейный роторный, глубина копания до 2,5 метров, третья модель, первая (А) модернизация».

Плужно-роторные экскаваторы-каналокопатели имеют обозначение вида МК-XX, где МК означает Мелиоративный Каналокопаль, цифры XX указывают порядковый номер по реестру, например, МК-23 [1] [2] [6] .

Обозначения отдельных старых моделей не соответствуют этой системе, например, роторные траншейные экскаваторы КГ-65.

Инженерная техника армейского назначения может иметь особые названия, например, БТМ (Быстроходная Траншейная Машина), ТМК (Траншейная Машина Колёсная) [5] и др.

Устройство [ править | править код ]

Роторный траншейный экскаватор является самодвижущейся землеройной машиной на гусеничном ходу с навесным, полунавесным или прицепным рабочим органом. В случае, когда экскаватор агрегируется к трактору, в трансмиссию базовой машины встраивается ходоуменьшитель. Рабочий орган представляет собой раму, на которой располагается вращающийся ротор (или два ротора). К ободу ротора или его боковой поверхности крепятся рабочие элементы, в качестве которых могут выступать ковши, скребки или резцы. Заглубление рабочего органа в траншею (и, при необходимости, создание требуемого усилия на рабочем органе: собственной массы рабочего органа может оказаться недостаточно для его заглубления) и его подъём производится с помощью гидроцилиндров либо системы рычагов или блоков.

У копающих роторных экскаваторов рабочие элементы располагаются по ободу ротора, и плоскость вращения ротора совпадает с плоскостью траншеи. В процессе работы ротор отрывает траншею с вертикальными боковыми стенками, профиль дна траншеи определяется формой рабочих элементов. Шнеко-роторные каналокопатели имеют дополнительную пару шнеков, расположенных под углом к ротору симметрично относительно оси траншеи; шнеки, вращаясь, разрабатывают откосы. У двухроторных (фрезерных) и плужно-роторных каналокопателей плоскость вращения ротора (роторов) составляет некоторый угол с вертикалью, и ротор разрабатывает откос канала своей боковой поверхностью методом, работая как фреза. При этом у двухроторных каналокопателей роторы расположен симметрично относительно оси траншеи, каждый из них разрабатывает свой откос; у плужно-роторных каналокопателей один из откосов разрабатывается ротором, второй — плугом.

В процессе работы машина движется вдоль оси отрываемой траншеи, ротор вращается (при рабочем ходе нижняя часть ротора движется в ту же сторону, что машина), рабочие элементы разрабатывают грунт и выносят его из траншеи вверх, где, вблизи верхней части ротора, происходит разгрузка грунта. У копающих экскаваторов грунт разгружается на ленточный транспортёр (или пару транспортёров) и выносится им в отвал сбоку от траншеи. У фрезерных каналокопателей ленточный транспортёр отсутствует, но роторы вращаются с высокой скоростью и с помощью выносных лопаток выбрасывают грунт на некоторое расстояние от бермы траншеи.

Заданная глубина копания обеспечивается изменением заглубления рабочего органа, управление скоростью загрузки ковшей для обеспечения оптимального использования мощности двигателя производится изменением скорости рабочего хода машины или скорости вращения ротора. Скорость вращения ротора ограничена условиями выгрузки грунта: при слишком большой окружной скорости вращения центробежная сила препятствовала бы выгрузке.

Для зачистки дна траншеи поверх основной рамы может устанавливаться дополнительная рама с зачистным башмаком, представляющим собой заострённый спереди клин. Зачистной башмак срезает неровности дна и подгребает грунт к рабочим элементам; он может также создавать в дне траншеи выемку, в которую укладывается кабель или труба. В конфигурации экскаватора-дреноукладчика на раме рабочего органа может располагаться также трубоукладчик и датчик автоматической системы поддержания уклона дна [1] . Также на раме могут располагаться откосообразователи для разработки откосов. Шнековые откосообразователи устанавливаются на рамах шнекороторных экскаваторов, откосообразователи плужного типа — на рамах плужно-роторных экскаваторов [2] [4] [7] .

Роторные экскаваторы армейского назначения [ править | править код ]

Для инженерных войск был построен ряд машин, предназначенных для отрывки траншей и котлованов и представляющих собой роторный траншейный экскаватор. Некоторые из этих машин обладают рядом особенностей.

Машина типа БТМ (Быстроходная Траншейная Машина) является роторным траншейным экскаватором на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т, выпускавшаяся с 1957 года Дмитровским экскаваторным заводом. Серийно выпускались модификации БТМ-3, БТМ-4М и модель для гражданских нужд БТМ-ТМГ [8] .

Машины типа ТМК (Траншейная Машина Колёсная) представляют собой роторный траншейный экскаватор на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538, выпускавшиеся Дмитровским экскаваторным заводом с 1975 года. Впоследствии производились их модернизированные версии ТМК-2 на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538ДК [9] [5] .

Котлованные машины типа МДК (Машина Дорожная Котлованная) и её модификации МДК-2, МДК-3 представляют собой роторный экскаватор поперечного действия с фрезерным рабочим ротором. Боковая поверхность ротора представляет собой фрезу, ось ротора перпендикулярна оси отрываемой траншеи. При движении машины ротор разрабатывает грунт по всему своему диаметру, грунт извлекается из траншеи и с помощью лопаток, размещённых на роторе, выбрасывается по одну сторону от траншеи в отвал на расстоянии до 10 метров, образуя бруствер. Глубина и ширина отрываемой траншеи составляет 3,5 метра. В полный профиль траншея отрывается за несколько проходов. Экскаватор МДК является навесным оборудованием к тягачу АТ-Т, экскаватор МДК-3 — к тягачу МТ-Т [10] .

Дополнительное оборудование [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы, особенно армейского назначения, могут дополнительно оборудоваться бульдозерным отвалом, что позволяет выполнять планирование участка перед отрывкой траншеи, засыпа́ть траншею после укладки в неё кабелей и осуществлять другие работы и превращает экскаватор в универсальную машину. Возможно агрегирование и с другим дополнительным оборудованием [5] [8] [10] .

Траншейные и роторные экскаваторы [ править | править код ]

В сравнении с траншейными цепными экскаваторами, роторные экскаваторы более высокий КПД и бо́льшую производительность, поскольку равномерность вращения ротора выше и условия выгрузки грунта лучше. Однако при равной глубине отрываемой траншеи роторные экскаваторы имеют более значительную массу и габариты, так как при увеличении глубины траншеи размеры роторного рабочего органа растут быстрее, чем цепного. По этой же причине максимальная глубина траншей, отрываемых машинами с роторным рабочим органом (обычно в пределах 3,5 метров), существенно ниже, чем у машин с цепным рабочим органом (до 8 метров) [1] [3] .

История производства и производители [ править | править код ]

Первые опытные роторные траншейные экскаваторы в СССР типа КГ-65 были созданы Дмитровским экскаваторным заводом незадолго до начала войны. В 1950-х годах они были заменены моделью ЭТР-152, а затем (с 1957 года) быстроходной траншейной машиной БТМ. Московский экспериментально-механический завод с 1950-х годов начал производство роторных траншейных экскаваторов для прокладки газопроводов. Первой выпущенной стал ЭР-2 на базе значительно доработанного трактора С-80; экскаватор оснащался ротором с 14 ковшами и отрывал траншею глубиной 1,7 метров и шириной 0,85 метров.

Читать еще:  Узкие откосы для входных дверей

В 1960-х годах производство роторных траншейных экскаваторов освоено Брянским заводом ирригационных машин, Брянским заводом дорожных машин (ставшим основным производителем экскаваторов этого типа) и Брянским заводом дорожных машин. В те же годы Мозырский завод мелиоративных машин освоил производство роторных экскаваторов и экскаваторов-каналокопателей [9] .

Курсы

Индексы

РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта N 6

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТИПА ПОЛУВЫЕМКА-ПОЛУНАСЫПЬ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Карта составлена на возведение земляного полотна шириной 12 м и высотой 3 м типа полувыемка-полунасыпь на косогоре крутизной 1:4. В качестве ведущего механизма принят бульдозер ДЗ-171 с разработкой грунта II группы.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

1.2. В состав работ входят:

— срезка растительного слоя грунта в пределах полосы отвода;

— устройство нагорной канавы;

— разработка грунта в выемке с перемещением в насыпь;

— послойное разравнивание грунта;

— увлажнение уплотняемого слоя грунта водой (при необходимости);

— послойное уплотнение грунта в насыпи;

— срезка рыхлого грунта с откоса насыпи и планировка его поверхности;

— планировка верха земляного полотна;

— окончательное уплотнение верха земляного полотна.

1.3. Недопустимо отсыпать насыпь на косогоре до устройства продольных водоотводных канав (нагорной канавы).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. До возведения земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь (рис.1) необходимо:

— восстановить и закрепить трассу дороги;

— разбить и закрепить полосу отвода;

— очистить территорию в пределах полосы отвода и карьеров от кустарника, пней и крупных камней;

— разбить земляное полотно;

— устроить временный водоотвод.

Рис.1. Поперечный профиль земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь

2.2. Работы по возведению земляного полотна ведутся в разработанной технологической последовательности (табл.2) поточным методом на двух захватках длиной 125 м и на третьей захватке длиной 300 м при заключительных работах (рис.4).

2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

— срезка растительного слоя грунта в пределах косогора бульдозером ДЗ-171;

— устройство нагорной канавы универсальной землеройно-планировочной машиной — экскаватором-планировщиком ЭО-3533.

Бульдозером срезают и удаляют растительный грунт по челночной схеме, начиная с верхней части косогора, перемещая его вниз, за пределы полосы отвода, и укладывают в отвал для последующего использования. Толщина растительного слоя грунта в технологической карте принята 20 см.

Нагорную канаву разрабатывают экскаватором-планировщиком ЭО-3533 с ковшом вместимостью 0,5 м. Экскаватор устанавливают на специально устроенной на косогоре «полке». При разработке канавы экскаватор передвигается вдоль оси дороги. Проектная глубина канавы указывается на колышках, закрепляющих положение ее оси.

Разработка профиля нагорной канавы (рис.2) производится в следующей последовательности: ковшом, установленным под углом откоса, срезают грунт по контуру одного, а затем — по контуру другого откоса; оставшийся по оси канавы грунт выбирают нормально установленным ковшом с зачисткой дна. Вырытый грунт отсыпают в банкет с низовой стороны нагорной канавы.

Рис.2. Схема разработки профиля нагорной канавы экскаватором-планировщиком ЭО-3533:

1-3 — последовательность экскавации грунта

Планировка грунта в банкете при необходимости выполняется отвалом экскаватора ЭО-3533 при второй проходке.

2.4. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

— нарезка уступов бульдозером;

— разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь бульдозером;

— послойное разравнивание грунта бульдозером;

— увлажнение уплотняемого слоя грунта водой с помощью поливомоечной машины (при необходимости);

— послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневмошинах.

Уступы нарезают бульдозером с поворотным отвалом Т-4АП2 ОБГН-4М на участках длиной 60-70 м. Нижний уступ нарезают шире устраиваемых выше уступов (шириной до 6 м). Следующий нарезают бульдозером, передвигающимся по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д. (рис.3).

Рис.3. Нарезка уступов бульдозером с поворотным отвалом:

1 — уступ; 2 — отсыпанные слои насыпи

Ширина уступа может составлять 2-4 м, высота — 0,5-2,0 м. Верху уступов в основании насыпи придают поперечный уклон в сторону оси дороги 0,01-0,02, стенки уступов при высоте до 1 м делают вертикальными, а при высоте до 2 м — с наклоном 1:0,5.

Рис.4. Технологический план потока по возведению земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь

Полувыемку разрабатывают бульдозером с поворотным отвалом. Разработку грунта начинают с ее верхней части, устраивая площадку шириной не менее 3 м (рис.5). Затем срезают грунт слоями толщиной 0,3-0,4 м с перемещением его вдоль откоса на расстояние 10 м.

Рис.5. Последовательность разработки полувыемки на косогоре

Срезанный грунт бульдозером с неповоротным отвалом ДЗ-171 перемещают вниз по косогору на устроенный уступ. Затем грунт перемещают бульдозером по уступу на расстояние до 20 м, разравнивая его слоями 0,3-0,4 м.

После отсыпки первого слоя на участке 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают отсыпку первого слоя насыпи по вышеизложенной технологии на следующем участке такой же длины.

После отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотненному.

Разработку грунта на косогоре и отсыпку следующих слоев производят в аналогичной последовательности.

Насыпь предусмотрено отсыпать на 0,5 м шире проектного очертания исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях. Лишний грунт убирают при планировке откосов.

Уплотнение отсыпанного слоя выполняется самоходным катком на пневмошинах ДУ-101 за десять проходов по одному следу по челночной схеме. Начинать уплотнение следует на расстоянии не менее 1,5-2,0 м от бровки насыпи с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. При этом не допускается приближение кромки уплотняющего органа катка к бровке насыпи ближе 0,3 м. После этого укатку продолжают от края к середине насыпи с перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины.

Первый и последний проходы по полосе укатки пневмокаток выполняет со скоростью 2,0-2,5 км/ч, промежуточные проходы — 5-8 км/ч.

Давление в шинах катка должно быть одинаковым и составлять: для связных грунтов в начале уплотнения — 0,2-0,3 МПа; на заключительном этапе для супесей — 0,3-0,4 МПа, для суглинков и глин 0,6-0,8 МПа; для песков на всех стадиях уплотнения — 0,2-0,3 МПа.

Плотность грунта после укатки слоя должна соответствовать установленным требованиям нормативных документов. При этом коэффициент уплотнения грунта в зависимости от проектной глубины расположения слоя от поверхности покрытия дорожной одежды должен соответствовать требованиям, приведенным в табл.1.

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта
при типе дорожных одежд

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector