Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется точка пересечения основной площадки с откосом

03_Земляное полотно. Насыпь выемка

3. Земляное полотно

ЗП —представляет собой комплекс грунтовых сооруже­ний, получаемых в результате обра­ботки земной поверхности и предна­значенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчи­вости пути и защиты его от воз­действия атмосферных и грунтовых вод.

  1. насыпь
  2. выемка
  3. полунасыпь
  4. полувыемка
  5. полунасыпь-полувыемка
  6. нулевое место

В поперечном профиле — поперечный разрез его по вертикальной плоскости, перпендикулярной его оси.

Площадь грунта, на которую насыпается насыпь, является основанием.

Поверхность ЗП, на которую укладывается ВСП, называют основной площадкой (ОП)

1 путь — ОП в форме трапеции шириной 2,3м, высотой 0,15м

2-путь — ОП — треугольник 0,2м

Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникаю­щей через балластный слой во время-дождя и таяния снега.

В дренирующем грунте — горизонтальная (камень, щебень, песок)

для насыпи

Бровка ЗП — точка пересечения ОП с откосами ЗП

Водоотводния канава — с обеих сторон ЗП только на косогорных участках с ветровой стороны

Резерв — спланированное углубление, которое образуется при возведении насыпи из местного грунта, изпользуется для отвода поверхностных вод.

Берма — полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.

Высота насыпи — расстояние между бровками откоса и основанием ЗП (h)

З аложение го­ризонтальная проекция линии от­коса (l) называется

Крутизна откоса (1:n=h/l) отношение высоты откоса hк за­ложениюl.

Крутизна откосов должна обеспечивать надеж­ную их устойчивость и устанавли­вается в зависимости от высоты на­сыпи, свойств грунтов, геологиче­ских, гидрологических и климати­ческих условий местности. Боль­шое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полу­торными


для выемки

ОС — как и для насыпи

Кювет — продольная канава для отвода воды в выемке

Кавальер — место для хранения грунта, вынутого во время сооружения выемки и не используемого для сооружения насыпи, устраивается за откосом выемки с нагорной стороны в форма призмы.

Нагорная канава — для перехвата и отвода перетекающих в выемке поверхностных вод, устраивается за кавальером.

Банкет — для отвода вод в забанкетную канаву, насыпается между бровкой откоса и кавальером с уклоном в сторону от откоса.
В неустойчивых грунтах, а так же в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов укладываются лотки.

На станциях воду отводят лотками, в местах прохода людей их закрывают крышками.

Для понижения уровня грунтовых вод используют дренажи.

Дренаж — представлюет собой траншею, заполненную дренирующим грунтом (крупный песок, щебень, гравий), в нижней части которой укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в нее воды.

ПТЭ Глава 3 3

3.8. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:

на однопутных линиях — 5,5 м,

двухпутных — 9,6 м,

а в скальных и дренирующих грунтах не менее:

на однопутных линиях — 5,0 м,

двухпутных — 9,1 м.

Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.

Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути.

Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых путей, а также реконструируемых линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям строительно-технических норм, утверждаемых МПС России.

Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм

в т.ч. на железобетонных шпалах — 1520 мм

при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе от 650 до 450 м — 1530 мм

при радиусе от 449 до 350 м — 1535 мм

при радиусе от 349 м и менее — 1540 мм.

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.

Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается МПС России.

Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.

Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенного до 1996 года, устанавливается МПС России.

3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС России.

Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.

Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС России и более 150 мм.

Читать еще:  Профили откосы москитные сетки

Устройство железнодорожного пути и элементов нижнего строения пути. Назначение земляного полотна и требования ПТЭ по его устройству. Требования ПТЭ к искусственным сооружениям.

Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений.

Нижнее строение включает: земляное полотно (насыпи и выемки), искусственные сооружения (мосты, путепроводы, трубы).

Верхнее строение пути включает: балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы.

Земляное полотно сооружение из грунта, возводимое при строительстве железной дороги, имеющее определенную форму и размеры, предназначенное для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузки от проходящего ПС, обеспечения долговечности при воздействии атмосферных явлений. Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскости, перпендикулярной оси земляного полотна. Поперечный профиль определяет ширину земляного полотна поверху, крутизну откосов, расположение водоотводных устройств и др. Если при устройстве земляного полотна грунт был срезан, образуется выемка (рис. 15, а), если насыпан – насыпь (рис. 15, б). Верхняя часть земляного полотна, на которой укладывают верхнее строение пути (балласт, шпалы, рельсы), называется основной площадкой; ее очертание должно исключать застой воды и обеспечивать возможность укладки верхнего строения пути без повреждения земляного полотна.

Площадь грунта, на которую опирается насыпь, образует ее основание. Линия, сопрягающая основную площадку с откосом, называется бровкой, а сопряжение откоса с основанием – подошвой откоса. На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции, где средний элемент шириной 2,3 м поднят над уровнем бровки земляного полотна на 0,15 м. На двухпутных линиях основная площадка имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 м выше уровня бровок. Части основной площадки не закрытые верхним строением пути, называются обочинами. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания, а глубиной выемки – расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки. В выемках с каждой стороны основной площадки земляного полотна делают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами.

ПТЭ, п. 3.8 Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее: на однопутных линиях – 5,5 м, двухпутных – 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее: на однопутных линиях – 5,0 м, двухпутных – 9,1 м. Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.

Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднегоремонтов пути.

Рис. 15. Поперечный разрез земляного полотна: а – выемки; б – насыпи

Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

Искусственные сооружения предназначены для пересечения железной дорогой: водных препятствий (рек, каналов, ручьев), других ЖД и автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, оврагов, застроенных городских территорий, а также для обеспечения безопасного перехода людей через пути и устойчивости земляного полотна в сложных условиях.

Мосты бывают каменные, металлические, бетонные, железобетонные и деревянные. Мост состоит из опор и пролетных строений, покоящихся на опорах. По конструкции пролетного строения различают мосты балочные, арочные, висячие, разводные или подъемные мосты для возможности пропуска судов.

Водопропускные трубы делают в насыпях. Они составляют около половины всех искусственных сооружений. Область применения – малые водотоки, действующие периодически. Трубы дешевле, чем малые мосты, и проще в эксплуатации. Трубы применяют иногда для прокладки местных дорог через насыпь. Для строительства труб используют железобетон, бетон, камень, металл.

Кроме упомянутых сооружений, строят также путепроводы (в местах пересечения железных и автомобильных дорог), тоннели и мосты-эстакады (их строительство обходится дешевле, чем возведение весьма высоких насыпей), виадуки, акведуки, дюкеры (при необходимости пропустить малый водоток), галереи, селеспуски, подпорные стены.

ПТЭ, п. 3.11 Перечень особо крупных и ответственных искусственных сооружений и порядок надзора за ними, а также порядок надзора за деформирующимися или находящимися в сложных инженерно-геологических условиях участками земляного полотна устанавливаются руководством Бел. ж. д..

Мосты по перечню, утвержденному Начальником Бел. ж. д., ограждаются контрольно-габаритными устройствами, оборудуются оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.

Искусственные сооружения должны быть снабжены противопожарными средствами по установленным нормам и в необходимых случаях иметь приспособления для осмотра.

Все мосты классифицируются по грузоподъемности на основании действующих расчетных норм и соответствующих инструкций.

Категории железных дорог

Категория железнодорожных линийНазначение железных дорогРасчетная годовая приведенная грузонапряженность нетто в грузовом направлении, млн. т.км/км
СкоростныеЖелезнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростями от 160 до 200 км/ч
Особо грузонапряженныеЖелезнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозокСвыше 50
IЖелезнодорожные магистральные линииот 30 до 50
IIТо жеот 15 до 30
IIIТо жеот 8 до 15
IVЖелезнодорожные линии Внутристанционные соединительные и подъездные путиДо 8 Независимо от грузонапряженности

Железнодорожный путь обычно подразделяют на земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения.

Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями образует нижнее строение пути. Оно представляет собой комплекс сооружений из грунта, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно предназначено для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.

Читать еще:  Наружные внешние пвх откосы

Отсюда вытекают и основные требования к земляному полотну — постоянная надежность, устойчивость, прочность, долговечность, экономичность в части расходов на его устройство, содержание и ремонт, возможность механизации работ.

Для сооружения земляного полотна рекомендуется использовать местные грунты, в том числе искусственные (отходы производства, пригодные для укладки в земляное полотно). Однако лучшими грунтами являются щебеночные, галечные, гравийные, крупно- и среднезернистые пески, которые обладают большой несущей способностью, хорошо пропускают воду и не изменяют своих свойств при замерзании.

Для обеспечения надежности земляного полотна и расширения сферы применения местных грунтов следует предусматривать:

· уплотнение грунта в насыпях, а иногда в выемках и нулевых местах;

· устройство защитного слоя из дренирующих грунтов под балластом;

· применение геотекстиля, теплоизоляционных материалов (пенопласт, пенополистирол) для предотвращения пучин, обеспечения отвода поверхностных и грунтовых вод, использование защиты откосов.

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярной к его продольной оси. Площадь грунта, на которую отсыпают насыпь, является ее основанием.

Поверхность земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называется основной площадкой.

В зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли различают следующие виды земляного полотна:

нулевое место [е]

Ðèñ. 4.2. Ïîïåðå÷íûå ïðîôèëè çåìëÿíîãî ïîëîòíà: à — íàñûïü; á — âûåìêà;

â — ïîëóíàñûïü; ã — ïîëóâûåìêà; ä — ïîëóíàñûïü-ïîëóâûåìêà; å — íóëåâîå ìåñòî

Места перехода из насыпи в выемку и места, где земляное полотно проходит в уровне с поверхностью земли, которую только планируют, но не срезают и не досыпают, называют нулевыми местами.

Поперечный профиль определяет ширину земляного полотна (основной площадки) поверху, крутизну откосов, расположение и размеры водоотводных устройств и др.

Очертание основной площадки должно исключить застой воды и обеспечивать возможность укладки верхнего строения пути без повреждения земляного полотна.

На однопутных линиях основная площадка, имеющая вид трапеции, называется сливной призмой. Верхняя часть сливной призмы имеет ширину 2,3 м, высота призмы 0,15 м. На двухпутных линиях основная площадка имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 м выше уровня бровок.

При возведении земляного полотна из хорошо дренирующих материалов (камень, щебень, песок) основную площадку устраивают горизонтальной.

Свободные от балласта продольные полосы по краям основной площадки называются обочинами. Они служат для удержания балласта, осыпающегося с откосов балластной призмы, размещения путевых и сигнальных знаков, устройств связи, материалов, инструмента, съемных машин и механизмов и для нахождения рабочих во время прохода поездов при обязательном соблюдении правил техники безопасности.

Высотой насыпи считается расстояние по оси земляного полотна от уровня бровок до основания, а глубиной выемки — расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки.

Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса к заложению — крутизной откоса. В зависимости от вида грунтов, высоты насыпи, глубины выемки крутизну откоса принимают в отношении от 1:0,1 до 1:2.

Вдоль насыпи для осушения ее основания и отвода дождевых и паводковых вод служат продольные водоотводные канавы с обеих сторон полотна, а на косогорных участках — только с верховой стороны.

Если насыпь возводилась из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используют образовавшиеся при этом спланированные котлованы, называемые резервами.

Вынутый при сооружении выемки излишний грунт, не используемый для отсыпки насыпи, укладывают за откосом выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.

В выемках с каждой стороны основной площадки делают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Кроме того, для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль полевого откоса кавальера делают нагорные канавы. На полосе между кавальерами и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с уклоном в сторону от выемки для отвода воды в забанкетную канаву, расположенную вдоль линии между банкетом и кавальером.

Поперечные профили земляного полотна бывают типовые и индивидуальные; типовые делятся на нормальные и специальные. Нормальными типовыми поперечными профилями называются профили, проверенные многолетним опытом, применяемые при высоте насыпей и глубине выемок до 12 м при надежном основании, из наиболее часто встречающихся грунтов удовлетворительного качества, в обычных условиях, без специальных расчетов.

Типовые специальные поперечные профили применяют, если земляное полотно устраивают в таких грунтах, жирные глины, на болотах.

Рис.4.3Типовой нормальный поперечный профиль насыпи

Рис.4.4Типовой нормальный поперечный профиль выемки

Индивидуальные поперечные профили проектируют для особо сложных условий, а именно, насыпи высотой более 12 м, насыпи в пределах глубоких болот, в поймах рек, на косогорах круче 1:3, сооружаемые с помощью гидромеханизации, в районах вечной мерзлоты или сейсмических явлений.

Ширина земляного полотна поверху в прямых участках существующего пути на перегонах однопутных линий должна быть не менее 5,5 м, на двухпутных — 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее: на однопутных линиях — 5,0 м, двухпутных — 9,1 м. Минимальная ширина обочины должна быть не менее 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках пути радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой на 0,1 — 0,5 м в зависимости от радиуса и категории линии.

Ширину земляного полотна (основной площадки) новых железных дорог на прямых участках перегонов принимают по нормам, приведенным в табл. 4.5

Поперечные профили земляного полотна.

Земляное полотно. Искусственное сооружение.

Железнодорожный путь обычно подразделяют на:

· Верхнее строение пути

Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями являются нижним строением пути. Это комплекс сооружений из грунта, служащих основанием для верхнего строения пути.

Читать еще:  Дверные откосы цвет венге

Нижнее строение пути служит основанием для верхнего, также для восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения и для обеспечения устойчивости пути. Поэтому основными требованиями к земляному полотну являются постоянная надежность, устойчивость, прочность, долговечность, экономичность в части расходов на устройство, содержание и ремонт, возможность механизации работ. Для сооружения земляного полотна рекомендуется использовать местные грунты, в том числе искусственные (отходы производства, пригодные для укладки в земляное полотно). Лучшими грунтами являются щебеночные, галичные, гравийные, крупно и среднезернистые пески, обладающие большой несущей способностью, хорошо пропускающие воду и не изменяющие своих свойств при замерзании. Для обеспечения надежности земляного полотна и расширения сферы применения местных грунтов следует предусматривать:

· Уплотнение грунта в насыпях, а иногда в выемках и нулевых местах;

· Устройство защитного слоя из дренирующих грунтов под балластом;

· Применение геотекстиля, теплоизоляционных материалов (пенопласт, Пено полистирол) для предотвращения пучин, обеспечения отвода поверхностных и грунтовых вод, использования защиты откосов.

Поперечные профили земляного полотна.

· Насыпь

Места перехода из насыпи в выемку и места, где земляное полотно проходит в уровень с поверхностью земли, которую только планируют, но не срезают и не досыпают, называют нулевыми местами.

Поперечный профиль определяет ширину земляного полотна (основной площадки) по верху, крутизну откосов, расположение и размеры водоотводных устройств и другое. Очертание основной площадки должно исключить застой воды и обеспечивать возможность укладки верхнего строения пути без повреждения земляного полотна. На однопутных линиях основная площадка имеет вид трапеции и называется «сливной призмой». На двухпутных линях основная площадки имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 метра выше уровня бровок.

При возведении земляного полотна из хорошо дренирующих материалов (камень, щебень, песок), основную площадку устраивают горизонтальной. Свободные от балласта продольные полосы по краям основной площадки называют обочинами. Они служат для удержания балласта, осыпающегося с откосов балластной призмы, размещения путевых и сигнальных знаков, устройств связи, материалов, инструментов, съемных машин и механизмов и для нахождения рабочих во время прохода поездов при обязательном соблюдении правил техники безопасности.

Высотой насыпи считается расстояние по оси земляного полотна от уровня бровок до основания, а глубиной выемки расстояние от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси земляного полотна с линией, соединяющей бровки откосов выемки. Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса к заложению крутизной откоса. Крутизну откоса принимают в отношение от 1:0,1 до 1:2. Вдоль насыпи для осушения его основания и отвода дождевых и паводковых вод служат продольные водоотводные каналы с обеих сторон полотна, а на косогорных участках только с верховой стороны. Если насыпь возводилась из местного грунта, взятого рядом с ней, то для отвода воды от полотна используют образовавшиеся при этом спланированные котлованы, называемые резервами. Вынутый при сооружении выемки излишний грунт не используемый для отсыпки насыпи, укладывают за откосом выемки в правильные призмы, называемые кавальервами. В выемках с каждой стороны основной площадки делают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами.

Поперечные профили земляного полотна бывают типовые и индивидуальные; типовые делятся на нормальные и специальные. Нормальными типовыми поперечными профилями называют профили, проверенные многолетним опытом, применяемые при высоте насыпей и глубине выемок до 12 м при надежном основании из наиболее часто встречающихся грунтов удовлетворительного качества в обычных условиях без специальных расчетов. Типовые специальные поперечные профили применяют, если земляное полотно устраивают в таких грунтах, как лессы (осадочная горная порода), жирные глины на болотах.

Индивидуальные поперечные профили проектируют для особо сложных условий, а именно насыпи высотой более 12 м, насыпи в пределах глубоких болот, в поймах рек, на косогорах круче 1:3, сооружаемые с помощью гидромеханизации, в районах вечной мерзлоты или сейсмических явлений. Ширина земляного полотна поверху в прямых участках существующего пути на перегонах однопутных линий должна быть не менее 5,5 метра. На двухпутных – 9,6 м, а в скальных дренирующих грунтах не менее: на однопутных 5,0 м, на двухпутных 9,1 м.

Минимальная ширина обочина должна быть не менее 40 см с каждой стороны пути. На кривых участках пути радиусом менее 2000 м, земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой на 10-50 см в зависимости от радиуса и категории линии.

Ширину земляного полотна новых железных дорог на прямых участках перегонов принимают по нормам, приведенным в таблице:

Категория жд линийЧисло главных путейШирина земляного полотна на прямых участках пути, м, при использовании грунтов
Глинистых, слабодренирующих, недренирующихдренирующих
Скоростные и особогрузонапряженные11,710,7
I и II7,66,6
III7,36,4
IV7,16,2

Ширину земляного полотна в кривых новых железных дорог увеличивают с наружной стороны на значение, указанное в таблице, а также на значение уширения междупутья в пределах кривых двухпутных участков:

Радиусы кривых (м)Уширение земляного полотна (м)
3000 и более0,2
2500 – 18000,3
1500 – 7000,4
600 – и менее0,5

На станциях, где кроме главных расположены и другие станционные пути, основную площадку земляного полотна делают значительно шире, в зависимости от путевого развития станции, условий работы на ней, необходимости установки в междупутьях различных устройств (опор контактной сети, осветительных мачт, продольных водоотводов).

Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 219 | Нарушение авторских прав

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector