Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать откосы канавы

Расчет глубины водоотводных канав

Размеры поперечного сечения канавы устанавливают с расчетом пропуска максимального расчетного расхода воды. Наименьшую глубину канав определяют получаемой расчетной величиной с прибавлением 0,2 м для возвышения бровки канавы над расчетным уровнем воды. Глубина канавы и ее ширина по дну должны быть не менее 0,6 м. Крутизна продольного уклона канавы i должен быть не менее 0,002. Откосы канавы в глинистых грунтах, суглинках, супесях и песках крупных и средней крупности делают крутизной 1:1,5.

Фактический расход м3/с, в канаве определяется по формуле

где щ – площадь «живого сечения» (занятого водой) канавы, м3

х – средняя скорость протекания воды, м/с

Площадь живого сечения канавы определяется по формуле

щ = б · h + m · h2 (2.2)

где б – ширина для канавы, м;

h – глубина воды в канаве, м;

m – коэффициент крутизны (заложения откоса);

Смоченный периметр канавы, м

p = б+2b = б+2b2) (2.3)

Гидравлический радиус, м, определяют по формуле

R = (2.4)

Скорость течения воды в канаве, м/с

х = С (2.5)

где С – коэффициент, зависящий от шероховатости дня канавы и гидравлическогоо радиуса определяется по таблице 2.1

i – уклон для канавы

Таблица 2.1 — Значения коэффициента С в зависимости от гидравлического радиуса R

Поперечный профиль канавы приведен на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Поперечный профиль канавы

В курсовой работе необходимо определить расчетную глубину канавы, продольный уклон дна канавы и выбрать при необходимости способ укрепления дна и откосов канавы. Тип грунта канавы в курсовой работе песок мелкий.

Данная задача решается методом подбора. В начале задают глубину канавы h и уклон дна канавы i, определяют площадь «живого сечения» канавы щ, вычисляют смоченный периметр p и подсчитывают гидравлический радиус R. Затем вычисляют расчетный расход воды Q и сравнивается с заданный расходом Qзад. Если разница между этими значениями не превышает 5%, то глубина канавы и продольный уклон выбраны удачно. Если Q> Qзад, то необходимо уменьшить размеры канавы, если

Полученную скорость движения воды необходимо сравнить с допускаемой скоростью для заданного грунта канавы по таблице 2.2. В случае превышения расчетной скорости движения потока с допускаемой скоростью необходимо выбрать меры по укреплению откосов.

Таблица 2.2 – Средние скорости течения воды м/с, в зависимости от средней глубины воды в канаве

Как укрепить берег дренажной канавы?

Обустройство закрытого дренажа может потребовать значительных затрат времени и средств. Временно снизить уровень грунтовых вод поможет вырытая по периметру участка дренажная канава, обеспечивающая сброс воды за пределы осушаемой территории. Надолго такие системы на загородных участках не удерживаются, но на протяжении заданного времени со своей задачей справляются. Как и чем можно укрепить откосы дренажной канавы и защитить прилегающую к ней территорию от водной эрозии?

Варианты выбора материалов для отделки дренажных канав

Для укрепления дна канавы рекомендована отсыпка из щебня и гравия. Что касается откосов, то для их облицовки может использоваться любой подручный материал. В бюджетном варианте — это может быть некондиционный древесный горбыль, отработавшие свой ресурс шиферные листы и даже старые автомобильные покрышки.

Задействовать более дорогие и совершенные материал, типа модульной георешетки или современного геотекстиля, для обустройства недолговечных сооружений нерентабельно.

  • По мнению специалистов, для противоэрозионной защиты пологих откосов достаточно обустройства травяного газона. Прочный травостой на протяжении двух месяцев можно получить применением биоматов.
  • Ассортимент этих материалов включает в себя несколько видов, отличающихся конструкцией и структурой оснований. Наличие в составе биоматов стимуляторов роста упрощает обслуживание газонного покрытия до минимума.

Шиферная отделка откосов

Шиферная облицовка у многих экспертов вызывает обоснованные сомнения по соответствию экологическим стандартам. Отрицательное воздействие на природную среду и здоровье человека зарубежными специалистами напрямую увязывается с наличием в шифере волоконного асбеста. Существуют и противоположные мнения.

В любом случае, при резке шиферных листов болгаркой рекомендуется использовать качественный респиратор и защитные очки.

Фрагменты шиферной облицовки укладываются с нахлестом в одну волну, в направлении водосброса. Фиксация покрытия металлическими прутами – по необходимости.

Облицовка откосов в нестандартном варианте

За рубежом находят применение самым неожиданным материалам, в частности изношенным автомобильным покрышкам. Такое покрытие фиксируется забитыми в откосы кольями или балластируется минеральной отсыпкой, поэтому не разрушается даже сильным потоком воды.

В другом варианте, шины укладываются горизонтально, со смещением на половину диаметра. Грунтовая отсыпка может служить отличным основанием для газонного покрытия. Стоимость такой конструкции минимальная, поскольку самостоятельный монтаж можно с полным основанием считать разновидностью активного отдыха на свежем воздухе.

Геосинтетики для реализации долговечных конструкций

Для укладки модульного георешеточного покрытия не требуется специальной квалификации. Последовательность выполнения монтажных работ приводится в прилагаемой инструкции по применению. Модуль в растянутом состоянии крепится к грунту: анкерами, скобами или деревянными колышками. Выбор грунтового или щебневого наполнителя ячеек решетки, определяется условиями последующей эксплуатации покрытия.

На ответственных участках оправдано применение матрасов Рено. Это — разновидность плоских габионов, используемых в землеустроительных и ландшафтно-образующих технологиях разного уровня сложности. Поскольку особого декора от этих конструкций не требуется, заполнителем может служить любой экологически чистый минеральный наполнитель, включая — кирпичный бой, бетонный щебень и другие влагостойкие материалы.

Читать еще:  Откосы дверей разной ширины

Как сделать заезд через канаву на участок? ОТ простого (временного) ДО капитального

Дренажная канава, пролегающая между дорогой и земельным участком, довольно частое явление. Нормальное пользование участком невозможно без устройства проезда через канаву. Переезд вполне можно сделать своими силами. Но перед этим будет полезным получить консультацию по этому вопросу.

Содержание статьи:

Для чего нужны дренажные канавы?

Дренажная канава нужна для отвода поверхностных вод после обильных осадков, таяния снега и от существующих родников. В этом случае делают не глубокие канавы, имеющие уклон в сторону отвода воды. Они защищают проезжую часть дорог и прилегающие земельные участки от разрушений при движении водного потока. А так же от появления ям и рытвин на дороге и оврагов на прилегающей территории.

Глубина и ширина канавы подбираются достаточными для обеспечения пропускной способности стекающей воды. Обычно не более 1 метра в глубину и 2 метра в ширину.

Для осушения заболоченных участков роют более глубокие каналы. Уклон в них может не соблюдаться. Вода накапливается в канале и испаряется. Чем глубже канал, тем ниже опустится уровень подпочвенных вод и большую территорию удастся осушить. Уклон для стока воды может отсутствовать, особенно если эта территория находится в низине и отводить воду некуда. Иногда делают искусственный пруд, с которым соединяется канал. Глубина канала может достигать 2–3 метров, ширина до 5.

Дренажный канал для осушения территории

Согласование устройства переезда через канаву

Прежде всего необходимо письменно согласовать устройство переезда с собственником канавы или с обслуживающей организацией. Собственником может быть дачное, садоводческое товарищество. Обслуживанием чаще всего занимаются дорожные службы. Если информации на этот счет нет, то обратиться необходимо в муниципальную администрацию. Все дороги и сооружения для их обслуживания находятся на балансе муниципалитетов.

Если муниципалитет заявляет о непричастности и ему не известен собственник, пусть сообщит об этом письменно на запрос о согласовании. Тогда уже никто не сможет привлечь к ответственности за самоуправство и повреждение гидросооружения. Именно так числятся подобные объекты в реестре собственников.

В ответ на обращение, должны выдать условия и требования, они могут называться техническими условиями, которые необходимо выполнить и соблюсти при строительстве переезда.

В них должны содержаться условия о необходимости организации пропуска воды, либо допускаться отсутствие коллектора. Например, в случае отсутствия водостока при осушении территории. Указывается минимальный размер сечения трубы и тип трубы. А так же требования по отсыпке и укреплению насыпи. Технические условия могут содержать и другие требования. Например, уведомить об окончании работ и сдать объект по акту.

Ширина заезда и сечение трубы

Технология сооружения переезда без пропуска воды принципиально не отличается от варианта с трубой. Но устройство коллектора предпочтительнее, особенно если есть хоть малейший сток. В этом случае вода не будет застаиваться и распространять неприятный запах.

Ширина проезда подбирается с учетом удаленности канавы от дороги и от границы участка. А так же с учетом возможного использования проезда в качестве временной парковки автомобиля. Если на переезде нет необходимости совершать повороты при выезде на дорогу и съезде с нее, а так же парковать автомобиль, в этом случае достаточно 3 метров.

В случае возникновения такой необходимости, ширину следует увеличить до 4 метров. Этого будет достаточно для заезда с поворотом. А при стоянке автомобиля, можно будет свободно пройти мимо него даже с детской коляской или строительной тачкой. Свыше 5 метров не стоит сооружать, это сильно затруднит прочистку коллектора, что неизбежно понадобится через несколько лет.

Сечение трубы должно быть не менее 400 мм. Иначе труба будет быстро заиливаться и требовать частой прочистки.

При подборе сечения так же следует учитывать:

  • максимальный объем водостока в весенний период и в период ливней;
  • минимально допустимую толщину насыпи над трубой для ее предохранения от нагрузок, с учетом материала трубы;
  • глубину канавы;
  • высоту приподнятости трубы над дном канавы, для снижения заиливания.

Временный и упрощенный вариант переезда

Начинаются работы с подготовки основания под трубу. В начале засыпается слой щебня, фракции 40–100 мм, чтобы труба не осаживалась при воздействии на нее проезжающего автомобиля. Щебень утрамбовывается. Высота щебня от 10 до 20 см, над уровнем дна. Это необходимо, чтобы труба была выше дна и не заиливалась. Поверх щебня насыпается песок и также утрамбовывается, слоем 10 см. Песок нужен для обеспечения полного соприкосновения всего тела трубы с основанием.

Основание должно иметь уклон по всей длине 3 см на каждый метр в сторону стока. Такой уклон обеспечит хороший ток воды и будет смывать большую часть взвеси. В том числе и при чистке трубы с помощью аппарата высокого давления, например Керхера.

На подготовленное основание укладывается труба или секции труб. Далее труба засыпается грунтом с послойным уплотнением трамбовкой. Общий слой насыпи над трубой, должен быть не менее 50 см. Если это не возможно, необходимо защитить трубу перекрытием из бетона или ж/б плит.

Читать еще:  Укрепление откосов насыпных сооружений

На грунт укладывается дорнит или геотекстиль, чтобы щебень не перемешивался с грунтом. Последний слой в 20 см до уровня верхней отметки засыпается опять щебнем, фракции 40–100 мм. Поверх щебня небольшой слой песка, для закрепления щебня. Щебень служит для распределения нагрузки автомобиля и препятствует образованию колеи.

Торцы насыпи следует укрепить от размывания и осыпания. Их присыпаю грунтом и засевают травой. Можно использовать дорожную геосетку, что еще лучше укрепит откос.

Для укрепления также можно соорудить кирпичную кладку или залить бетонную стенку. В обоих случаях необходимо начать с подготовки основания, чтобы предотвратить проседание подпорных стенок во влажный грунт.

Стандартный вариант переезда

Для основания используют щебень, при этом укладывают и утрамбовываю его не только на дно канавы, но и на уклонах. Бетон можно приготовить на месте и залить в подготовленную опалубку. Если толщина стенок менее 400 мм, то обязательно выполняется каркас из арматуры. Толщина стенки должна быть не менее 25 см.

Над трубой, у кладки или бетонной стенки, стоит сделать зазор в 5 – 10 см, который уплотняется мягким изолирующим материалом. Это не даст стенке воздействовать на концы трубы, при небольшой просадке, и предохранит ее от слома на две части. Особенно важно для бетонных коллекторов.

Для предотвращения съезда автомобиля, следует приподнять стенку над полотном проезда на 15 см.

Капитальный вариант проезда

При устройстве капитального проезда, меняется технология засыпки трубы. Перед укладкой трубы на подготовленное основание укладывается сначала геотекстиль или дорожный дорнит с нахлестом на откосы канавы. Затем укладывается труба и засыпается щебнем средней фракции 20–60 мм. Тканый материал не позволит щебню под нагрузкой проникать в грунт.

Поверх уплотненного щебня укладывается каркас из арматуры, и заливается бетон. Особое внимание необходимо уделить краям бетонной поверхности. Чтобы они не обламывались, на съездах следует сделать углубление и увеличить толщину бетона до 200 мм. Или уложить плашмя дорожный бордюр по краям съезда с бетона.

Другие варианты конструкции

Вариант с трубой самый популярный, но не всегда он самый оптимальный. Вполне может случится так, что трубу придется везти издалека, а тратить на это лишние деньги не очень хочется. Не редко где-то поблизости могут оказаться другие подходящие материалы.

В таком случае можно рассмотреть альтернативные варианты устройства переезда:

  • вариант с переездом из железобетонных плит;
  • накат из деревянного лафета толщиной 150 мм;
  • укладка бетонных блоков;
  • использование п-образных бетонных коллекторов (лотков);
  • устройство мостика.

Во всех этих случаях необходимо правильно выбрать расстояние между опорами, чтобы плита или настил не проломились под тяжелым автомобилем. При этом не стоит исключать заезд на участок грузовых машин и строительной техники.

Для протока воды будет достаточно ширины в 0,5 метра. В этом случае любая конструкция перекрытия выдержит даже автомобильный кран.

Опоры по откосам можно залить из бетона, либо установить бетонные блоки на подготовленное основание. Но как быть если расстояние между откосами канавы значительно больше.

Если глубина канавы менее 70 см, то целесообразно использовать железобетонные П-образные лотки. Они выпускаются разных размеров и с готовыми решетками, способными выдержать вес легкового автомобиля. Если планируется заезд тяжелых машин, то вместо решетки можно уложить бетонную плиту перекрытия.

Такой коллектор укладывается плоской стороной на щебень или свежий бетон. С боковых сторон засыпается щебнем, чтобы вертикальные стенки не отклонились от вертикали при нагрузке. Такой коллектор удобно чистить от отложений ила.

Из какого материала выбрать коллектор?

Традиционно использовались толстостенные металлические трубы. Также промышленность выпускает немало железобетонных коллекторов: круглые секции, П-образные или квадратные. Есть и небольших размеров.

Однако все эти конструкции тяжеловесные и требуют для перевозки и монтажа тяжелой строительной техникой. В то же время современные технологии позволили наладить выпуск коллекторов из других материалов, малого веса, но не менее пригодных для устройства подъезда к участку.

К ним относятся трубы пластиковые двухслойные гофрированные безнапорные из полимерных материалов, различного диаметра от 100 мм до 1 метра. Стандартная длина 6 метров, но многие продавцы продают нужной длины. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет около 10-14 кг, стоимость на 2021 год от 3000 рублей. Существенную роль в стоимости продукта играет класс кольцевой жесткости (SN).

Такие трубы выдерживают значительные нагрузки, включая тяжелые автомобили, при соблюдении технологии укладки. Срок службы заявляют от 50 до 100 лет. На сегодня это лучший вариант выбора.

Неплохим альтернативным вариантом является труба, тоже полимерная, но гладкая – ПНД. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет от 20 до 45 кг, при толщине стенки от 12 до 30 мм. Трубы напорные, предназначены для водопроводов и газопроводов. Примерная цена на них от 2500 рублей со стенкой 12 мм до 6000 рублей со стенкой 30 мм. От толщины стенки будет зависеть и вес автомобиля, который она сможет выдержать, если полотно переезда будет грунтовым.

Частые ошибки при устройстве переезда

ОШИБКАПОСЛЕДСТВИЯ
Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания, в уровень днаПод воздействием нагрузок, вдавливается во влажный грунт и быстро заиливается
Концы трубы не выступают за край грунта на откосеГрунт осыпается, смывается дождем и накапливается перед трубой, в паводок заносится в трубу с водой
Устройство бетонной стенки на торцах трубы без компенсационного зазораПри просадке, опорные стенки давят на концы трубы и обламывают их, либо трубу
Вместо одной трубы 400 мм укладывают 2 по 250 ммТрубы быстрее заиливаются, а чистить такую трубу очень проблематично
Высоко подняты бетонные стенки над полотном проездаЦарапают кузов автомобиля, разрушаются от наезда на них колесом грузовой машины
Заужена ширина переезда, близко расположенного к дорогеПри повороте на дорогу или с нее, задние колеса попадают мимо перекрытия в канаву, разрушая край проезда
Верхний слой засыпки над трубой менее 40 см и без перекрытияВозможно разрушение трубы от нагрузки тяжелого автомобиля.
В мелкую канаву уложена труба, вместо п-образного коллектораТруба будет заиливаться и проломится, не отработав положенного срока
Читать еще:  Шутки про откос от армии

Стоимость устройства въезда через канаву

Не трудно догадаться, что общая цена сооружения будет складываться из затрат на материалы, включая их доставку, а также стоимости работ.

В зависимости от размеров канавы, а также выбранного типа конструкции, стоимость переезда может существенно разниться. Помимо этого, имеет значение, будет ли задействована техника в процессе работы или вы решите выполнить земляные работы и засыпку своими силами.

На основе нашего анализа цен на 2021 год можно сделать вывод, что средние минимальные вложения в устройство простого переезда с пластиковой трубой и отсыпкой из щебня и песка составят около 30 000 руб.

Полезно будет обратится в несколько строительных компании и, сообщив им все вводные данные, получить расчет. После этого можно будет сделать окончательный вывод: стоит ли стараться удешевить смету, приложив собственные усилия либо сэкономить время и поручить работу подрядчику.

Посоветуйте организацию дренажа

Женечка_Н написал:
А трава не будет мешать воде уходить?

Нет. Ещё если земля глинистая, то полезно песка-щебня добавить, но это механически сложно, много ручной работы.

Женечка_Н написал:
Подскажите, пожалуйста, как на практике организовать уклон дренажной канавы. Что он должен быть 2-3 см на каждый метр, это я поняла. Но вот как это сделать-измерить? Копать будем лопатой, участок маленький.

Женечка_Н ,
Я копал от источника воды т.е. из подвала. Далее копаешь траншею и смотришь, чтобы вода стекала в сторону копки. Поправляешь тяпкой если уклон маловат.

И ещё, забыла: «задернённые» откосы — это засаженные травой. А трава не будет мешать воде уходить?

Всё будет хорошо. Я узнавала.

Подскажите, пожалуйста, как на практике организовать уклон дренажной канавы. Что он должен быть 2-3 см на каждый метр, это я поняла. Но вот как это сделать-измерить? Копать будем лопатой, участок маленький.

Всё будет хорошо. Я узнавала.

Я бы на Вашем месте разделил роблему на две. И решал бы их разными способами.

Отвод поверхностных линевых (или весенних) стоков от соседей. Тут поможет перехватывающая канава вдоль границы соседнего участка. Неглубокая. Чтобы примерно все весенние ручьи в нее поместились. ИМХО штык в глубину и два в ширину вполне достаточно. Как укрепить откосы смотрите по месту. Старые доски, плетень, задерненные плавные откосы — решать Вам. Первая канава за хозблоком вдоль короткой стороны участка отсечет воду справа. Канава вдоль длинной стороны участка, слева поворот и канава вдоль короткой стороны для сброса воды в общую канаву у дороги. Так Вы избавитесь от ручьев по своему участку. Также необходимо весной пройти с лопатой вдоль дороги и избавить общую канаву от «узких мест». Вода должна уходить. Если канава не дотягивается до ручья или естественной ложбины — лопату в руки и дотягивайте сами.
Кстати, канаву вдоль длинной стороны можно заменить подпорной стенкой выше уровня почвы — тогда вода потечет по соседнему учаску. Можно зменить стенку с фундаментом для забора (если планируете забор).
У Вас в тексте написано что справа выше, а циферки на плане со значком «минус». Если выше слева — все то же самое, отсечная канава вдол короткой вержней стороны и отсечная вдоль длинной с поворотом и сбросом воды вдоль короткой нижней.

  • Понижение УГВ (уровня грунтовых вод). Вот именно с этим и может справиться подземный дренаж. Конкретными цифрами помочь не могу, сам ищу пока насколько вокруг себя осушает дрена и как часто их делать. Общие принципы — все повороты только через колодцы, дрену (труду с дырками) обернуть геотканью, окружить слоем мелкого щебня(крупного песка), который в свою очередь тоже обернуть геотканью, дно колодцев ниже уровня дрен сантиметров на 30, в последний колодец дренажный (или фекальный) насос с поплавком, слив в ту же канаву вдоль дороги.
  • голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector