Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крутизна откосов для торфа

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Методические рекомендации по способам проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог из местных глинистых грунтов на болотах» разработаны для условий Западной Сибири применительно ко II дорожно-климатической зоне. Они могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог III-V категорий в сильнозаболоченных районах при отсутствии местных дренирующих грунтов или значительной дальности их возки.

«Методические рекомендации» составлены на основе изучения физико-механических свойств минеральных грунтов и торфов, обследования существующих насыпей на болотах, наблюдений за специально построенными опытными участками дорог, опыта строительства автомобильных дорог на болотах Западной Сибири.

Настоящие «Методические рекомендации» дополняют действующие «Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах» (М., 1968 ) и «Предложения по конструированию и технологии сооружения земляного полотна на болотах с использованием торфяной залежи в основании и местных глинистых грунтов в насыпи» (Балашиха, 1970).

В «Рекомендациях» указана область применения и виды глинистых грунтов, которые можно использовать при строительстве дорог в заболоченных районах; приведены физико-механические свойства глинистых грунтов; даны конструкции земляного полотна на болотах (как с выторфовыванием, так и с отсыпкой насыпей непосредственно на торф); предложены мероприятия по регулированию водно-теплового режима насыпей на болотах и разработана технология земляных работ.

«Методические рекомендации» составили канд. техн. наук Г.Г. Тришин, канд. с.-х. наук Н.М. Голяков, инж. М.И. Шалыгин. Опытное строительство выполнено СУ-905 треста « Тюмендорстрой».

Замечания по настоящим «Методическим рекомендациям» просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии.

ВИДЫ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

1 . При сооружении земляного полотна на болотах, в случае отсутствия или значительной дальности возки дренирующих грунтов, для устройства насыпи можно применять глинистые грунты. При этом возможны два варианта:

а) глинистый грунт используется только в верхней надводной части насыпи, тогда как нижняя (подводная) часть насыпи отсыпается из песчаных грунтов;

б) глинистый грунт применяется как для надводной, так и для подводной части насыпи.

При варианте «а» глинистые грунты можно использовать как и в обычных условиях, т.е. с обычными ограничениями. При варианте «б» применяемая конструкция и технология сооружения должны обеспечить возможность уплотнения глинистого грунта в нижней части насыпи до требуемых норм в процессе ее сооружения. В противном случае усовершенствованные покрытия можно устраивать только после завершения консолидации как основания насыпи, так и ее нижней части.

2 . Во всех случаях на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий верхняя часть земляного полотна должна отсыпаться из непылеватых песчаных или легких супесчаных грунтов толщиной не менее 1,2 м (считая от поверхности покрытия) при цементобетонных, 1 м при асфальтобетонных и 0,8 м при покрытиях усовершенствованного облегченного типа.

3 . Влажность глинистых грунтов при строительстве земляного полотна в зимний период не должна превышать оптимальную, а в летний — величин, приведенных в табл. 1 .

Допустимая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения

Конструкции земляного полотна на болотах

Земляное полотно на болотах проектируется в насыпях в соответствии с требованиями к возвышению бровки земляного полотна в местах с длительным стоянием поверхностных вод.

Поверхность болот обычно имеет весьма малый уклон, поэтому проектную линию, кроме участков на подходах к мостам, проектируют горизонтальной или с малыми продольными уклонами.

Конструкции земляного полотна назначают в зависимости от категории дороги, глубины болот, вида и плотности торфа, а также степени капитальности устраиваемой дорожной одежды. Конструкция земляного полотна на болотах и других слабых основаниях должна обеспечивать его устойчивость — исключение выдавливания слабого слоя, отсутствие нарастающих осадок во время эксплуатации и ограничение упругих деформаций значениями, допустимыми по условиям прочности дорожных одежд.

Наиболее надежными, но и дорогими в строительстве являются насыпи, возводимые на прочном минеральном дне болота. Их строят на дорогах с капитальными и усовершенствованными облегченными покрытиями на болотах глубиной до 2 м. Крутизну откосов земляного полотна ниже поверхности болота назначают в зависимости от плотности торфа от 1 : 0,5 до вертикальных, учитывая, что при мягком, легко деформирующемся торфе возможны деформации земляного полотна при оползании крутых откосов.

Для дорог с переходными и низкими типами покрытий на болотах с устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с использованием несущей способности торфа с частичным выторфовыванием или без выторфовывания.

Для предотвращения перемешивания грунта насыпи с грунтом слабого водонасыщенного основания и большей равномерности осадки насыпи с успехом применяют для устройства разделительной прослойки геотекстиль, концы которого заводят в тело насыпи.

Оставляемый под насыпями торф при нагрузках от автомобилей испытывает упругое сжатие, которое после их прохода восстанавливается. Чтобы происходящее при этом колебание дорожной одежды не достигало опасного для ее прочности значения, толщину слоя торфа, оставленного под насыпью, ограничивают. При толщине слоя торфа 1 м толщина насыпного слоя грунта должна быть не менее 2 м для капитальных и 1,2 м для переходных типов дорожных одежд. При 4-метровой толщине торфа толщина грунта должна составлять соответственно 3 и 2 м, а при 6-метровом слое 3 и 2,5 м.

Осадка земляного полотна на торфяном основании может затягиваться на несколько лет. Наиболее эффективным методом ускорения осадки в торфах или сильно сжимаемых грунтах является устройство вертикальных дрен из песка, картона или лент геотекстиля с продольными капиллярами. Дрены размещают по расчету через 3-5 м. Действие вертикальных дрен основано на сокращении пути фильтрации воды, выжимаемой из основания.

На болотах глубиной до 4 м с торфом, который может некоторое время держаться вертикальным откосом, находят применение конструкции земляного полотна с продольными дренажными прорезями через 1,5-3,0 м в торфе, заполненными песком, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. Зажатый между песчаными прослойками торф постепенно осушается и уплотняется под весом насыпи.

На слабых грунтах можно устраивать земляное полотно на песчаных сваях диаметром 0,4-0,8 м, которые воспринимают на себя часть давления насыпи, снижая давление на грунт основания до значения его структурной прочности.

Илы, обладающие в уплотненном состоянии сопротивлением сдвигу, можно оставлять под насыпью при условии растянутого во времени послойного возведения насыпи. При этом необходимо контролировать, чтобы касательные напряжения в основании насыпи не превышали его сопротивление сдвигу, возрастающее по мере уплотнения подстилающего грунта.

При необходимости обеспечения на дороге через болота продольного водоотвода канавы глубиной 0,6-0,8 м устраивают не ближе 2 м от насыпи с продольным уклоном не менее 5% и обязательным выводом воды в пониженные места.

Для насыпей, под которыми оставлен торф, должна быть проверена устойчивость и рассчитана осадка. Если коэффициент устойчивости недостаточен, предусматривают меры по его повышению путем устройства пригрузочных берм, предварительного осушения основания, частичного выторфовывания и других мероприятий, указанных ранее.

Строительство дорог на болотах с оставлением слабых грунтов под насыпью получает в последние годы все большее распространение, поскольку требует меньшего объема земляных работ. В то же время удается обеспечит, завершение осадки насыпей в сроки, удовлетворяющие требованиям организации работ.

Стоимость возведения земляного полотна автомобильных дорог на болотах зависит от способа производства работ и глубины болот.

На болотах с торфяной коркой, подстилаемой жидким торфом или сапропелем, а также на болотах сплавинного типа насыпи возводят с погружением на минеральное дно болота после удаления верхнего слоя торфа.

Возможна отсыпка насыпей с погружением прочной сплавины на дно.

Глубокие болота иногда бывает целесообразно пересекать железобетонными эстакадами, что в ряде случаев дает возможность значительно сократить сроки строительства автомобильной дороги.

Дороги низших категорий можно строить непосредственно на поверхности торфяного слоя, а при достаточной ее толщине и на сплавине. Для распределения веса на большую площадь поверхности болота и предотвращения сосредоточенного давления насыпь отсыпают на бревенчатые настилы. В этих случаях канавы на сплавинных болотах не устраивают.

При проложении трассы по болотам, дно которых имеет большой поперечный уклон, для предотвращения сползания насыпи, сопровождающегося обычно боковым выпиранием торфа, необходима производить полное выторфовывание и выравнивание дна болота. При поперечном уклоне более 100%о рекомендуется делать на дне болота уступы или взрыхлять его взрывами. Иногда с низовой стороны насыпи отсыпают каменную упорную призму — банкет, удерживающий насыпь от сползания.

Насыпи на болотах отсыпают, как правило, из дренирующих грунтов. При отсутствии их в районе строительства или значительной дальности возки в насыпях разрешается использовать глинистые грунты при условии, что организация строительства обеспечивает их отсыпку в сухой котлован и уплотнение. На дорогах с переходными и низшими типами покрытия в нижнюю часть насыпей можно укладывать торф.

Читать еще:  Монтаж откосов с клипсами

На участках пересечения болот для пропуска постоянных ручьев и поверхностных вод, а также для уравнивания горизонтов воды, накапливающихся с обеих сторон насыпи, должны быть построены искусственные сооружения. При определении расчетного расхода учитывают особенности стока с болот. Заболоченность уменьшает годовой объем стока бассейна в связи с тем, что испарение с поверхности мохового покрова на 15-20% превышает испарение с водной поверхности.

Кроме того, поверхность болота из-за обилия мелких неровностей, кочек и растительности аккумулирует значительное количество влаги.

При выборе типа искусственных сооружений на болотах предпочтение отдают мостам. Наиболее целесообразно располагать их у края болота, что уменьшает и упрощает работы по устройству опор и возведению насыпи на подходах. Для воды прорывают подходные русла.

Если дорога пересекает сплавинное болото, в котором имеется течение воды, размеры искусственного сооружения назначают в зависимости от глубины и скорости потока. При малых расходах можно устраивать фильтрующие насыпи.

Насыпи на подходах возводят после постройки мостов. Если минеральное дно болота имеет уклон к мосту, торф в пределах моста полностью удаляют, заменяя его минеральным грунтом во избежание продольного сползания насыпи и выжимания торфа под мостом.

Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи

Постройка дорожного полотна на болотах связана с значительными объемами земляных работ. Слои торфа, оставшиеся под насыпью, с течением времени сжимаются, следствием чего может явиться неравномерная осадка и деформации дорожного полотна. Дорожное полотно на болоте обычно находится в неблагоприятных гидрологических условиях, что также может вызвать деформации и разрушения проезжей части.
Поэтому при изысканиях всегда следует рассмотреть возможность обхода болота, и только в случаях, когда обход болота невозможен, затруднен или же вызывает значительное удлинение или искривление трассы, допустимо пересекать дорогой болото. Болота следует пересекать в тех местах, где они наиболее узки, имеют наименьшую глубину и до самого дна заполнены наиболее плотными торфами.
Наиболее узкое место болота определяется по карте или по плану болота, заснятому в районе места перехода. Глубина болота и свойства торфа (плотность, степень разложенности и влажность) определяются при помощи зондировки или бурения и взятия образцов торфа с разных глубин.
Мелкие болота можно зондировать шестом диаметром 5 см, погружаемым в торф усилиями двух рабочих. Мощность слоя торфа определяют по глубине погружения шеста. Однако зондировка шестом не дает надежных результатов, так как погружению шеста могут препятствовать случайные включения в слой торфа — пни, остатки стволов дерева и т. п. Кроме того, зондировка шестом не дает возможности судить о плотности и свойствах торфа, заполняющего болото.
Более совершенными являются болотный бур Гиллера и зонд Сытина. По образцам торфа, взятым с разных глубин (через 0,5 м), составляется разрез торфяных отложений.
Зондировку болота ведут по намеченным вариантам трасс через 100 м и по поперечникам на протяжении 100—200 м в каждую сторону от трассы. Окончательное направление трассы намечают по местам, в которых условия пересечения болота наиболее благоприятны.
При сравнении вариантов перехода учитывают: а) длину участка трассы по болоту; б) устойчивость дорожного полотна; в) объемы работ на постройке дорожного полотна.
При проектировании магистральных дорог с усовершенствованными покрытиями капитального типа земляное полотно на болотах проектируют опирающимся на минеральное дно. На болотах первой группы перед отсыпкой насыпи производят предварительное выторфовывание.
Дорожное полотно дорог с усовершенствованными покрытиями облегченного типа и переходных типов при глубоких болотах может быть построено методом перегрузки с выторфовыванием верхних, слабо разложившихся торфов и удалением мохового покрова. Местные дороги можно строить без выторфовывания с осадкой за счет сжатия торфов весом насыпи. Величина осадки торфа может быть вычислена по формуле. При глубоких болотах с наслоением неоднородных торфов осадку определяют как сумму сжатий отдельных слоев.
При постройке дорог на болотах второй и третьей групп насыпь должна быть опущена на минеральное дно; на болотах второй группы может потребоваться предварительное выторфовывание или рыхление (удаление) верхних слоев торфа взрывами под насыпью. Крутизна откосов в болоте до 1:1/2.
В болотах третьей группы насыпь обычно отсыпают на сплавину, которая под весом насыпи погружается в болото. Предварительно сплавину прорезают канавами вдоль насыпи; поперечный профиль насыпи с откосами 1 : 2. Дороги низших категорий устраивают на деревянных жердевых или фашинных настилах.

Жд транспорт торфа — Грунты земляного полотна

Содержание материала

  • Жд транспорт торфа
  • Виды транспорта
  • Особенности, состояние
  • Устройство путей
  • Грунты земляного полотна
  • Насыпи на торфяном
  • Верхнее строение
  • Верхнее строение — шпалы
  • Верхнее строение — рельсы
  • Временные пути
  • Искусственные сооружения
  • Схемы внутримассивных
  • Схемы путей
  • Неисправности путей
  • Классификация работ
  • Текущее содержание путей
  • Ремонт пути
  • Организация и механизация
  • Машины для укладки
  • Машины для отсыпки полотна
  • Машины для рельсов
  • Машины для уборки снега
  • Машины для сварки рельсов
  • Железнодорожные станции
  • Станционные пути
  • Соединения путей
  • Путевые посты и разъезды
  • Поселковые станции
  • Станции при потребителях
  • Электрическая централизация
  • Вагоны
  • Мотовозы
  • Тяга
  • Электровозная тяга
  • Контактная сеть
  • Эффективность новой тяги
  • Тяговые расчеты
  • Определение веса поезда
  • Тормозные расчеты
  • Определение времени хода
  • Расход топлива
  • Метод тяговых расчетов
  • Работа транспорта
  • Организация движения
  • Использование состава
  • Ремонтные устройства
  • Экипировочные устройства
  • Погрузка торфа
  • Работа погрузочного крана
  • Организация работы погрузки
  • Погрузочные непрерывного
  • Перегрузка торфа
  • Механизация выгрузки торфа
  • Классификация перегрузочных
  • Перегрузочные устройства
  • Передвижные погрузочные
  • Торфовыгружатели
  • Капиталовложения
  • Себестоимость перевозок

Для сооружения насыпей применяются почти все виды грунтов, имеющих на месте постройки пути, за исключением жирных глин, илистых и солончаковых грунтов. Дренирующие грунты — камень, галька, гравий, крупно- и среднезернистые пески являются наилучшими грунтами, обладающими водопроницаемостью и несжимаемостью, чем обеспечивается устойчивость земляного полотна. Чем больше содержится в грунте глинистых частиц, тем грунт хуже как материал для земляного полотна.
Глина водонепроницаема, сильно размягчается водой, разбухает и увеличивается в объеме. Эти свойства являются отрицательными для насыпей.

Растительная земля, чернозем и торф в раздробленном виде также используются для сооружения насыпей. Дерн при насыпях до 1 м не применяется.
Земляное полотно, устраиваемое на торфяной залежи, должно сооружаться главным образом из дренирующих грунтов. Эти грунты имеют следующие основные положительные свойства: обладают водопроницаемостью; равномерно распределяют давление на основание торфяной залежи; благодаря значительному внутреннему трению сохраняется крутизна откосов при увлажнении.
Сооружение земляного полотна на торфозалежи из других грунтов возможно, но оно будет менее устойчиво и содержание его будет дорогим.
Наиболее распространенными грунтами на торфопредприятиях являются песчаный и супесчаный.

Насыпи и выемки на минеральных грунтах

Поперечные профили, имеющие размеры, установленные техническими условиями проектирования и применяемые в нормальных геологических и гидрогеологических условиях, называются нормальными.
Поперечные профили насыпей показаны на рис. 2-3. Насыпь имеет: верх земляного полотна, откосы, бермы и канавы, или резервы.
Верх земляного полотна под один путь имеет как в насыпи, так и выемке очертание трапеции с высотой 0,06 м, а под два пути — равнобедренного треугольника с высотой 0,15 м. Это делается для того, чтобы обеспечить отвод поверхностных вод и избежать впадин при усадке полотна.

Ширина земляного полотка в зависимости от рода грунта, м

Категория железных дорог

Все грунты за исключением скалы, щебня, гравия к чистого песка

Скала, щебень, гравий и чистый песок

В грунтах скальных, щебенистых, гравийных, крупно- и среднепесчаных верх полотна делается горизонтальным. Ширина В земляного полотна принимается для постоянных путей в зависимости от рода грунта и категории путей. Нормальная ширина поверху однопутного земляного полотна на прямых участках принимается по табл. 2-1.
Земляное полотно на кривых участках пути при радиусах 300 м и менее уширяется с наружной стороны кривой на 0,15 м.
Крутизна откосов зависит от вида грунта, из которого сооружаются земляное полотно и высоты насыпи.

Рис. 2-3. Поперечные профили насыпей на минеральном основании.
а — насыпи без резервов высотой до 1 м; б — насыпи с резервами при высоте до 6 м и грунтах, допускающих полуторные откосы; в — насыпи высотой до 12 м с резервами.
Н — общая высота насыпи: Н0 — высота насыпи с крутизной откосов 1:1.5; Н1— высота насыпи с крутизной откосов 1:1,75; Н2 — ширина земляного полотна.

Читать еще:  Как сделать откосы velux

Крутизна откосов устраивается полуторная для насыпей из гравия, гальки, щебня и крупно- и среднезернистого песка при высоте до 10 м, а при прочих грунтах до 6 м. При большей высоте насыпей в нижней ее части откосы устраиваются крутизной 1:1,75.
Резервы, грунт из которых идет в тело насыпи, устраиваются в виде широких канав с обеих сторон полотна или с одной.
Резервы, кроме того, служат и водоотводными устройствами.
В поперечном направлении дно резерва при ширине до 10 и должно иметь уклон от полотна 0,02, а при ширине более 10 м уклон делается к середине резерва.
В продольном направлении резерву придается уклон не менее 0,002. В пределах станционных путей и искусственных сооружений закладка резервов не производится.
Между подошвой насыпи и бровкой резерва или водоотводных канав оставляется площадка, называемая бермой. Берма предохраняет основание от выпучивания, а также от возможного размыва водой. Ширина бермы делается не менее 2 м, а для насыпей высотой до 2 м, отсыпаемых из резервов, допускается уменьшение бермы до 1 м.
На рис. 2-3а показан поперечный профиль насыпи высотой до 1 м в равнинной местности при отсутствии ясно выраженного поперечного уклона с водоотводными канавами с каждой стороны пути.
На рис. 2-36 показан поперечный профиль насыпи с резервами при высоте до 6 и грунтах, допускающих полуторные откосы, и на рис. 2-3в—при высоте насыпи до 12 м.
Устройство насыпей на местности, имеющей поперечный уклон более 1/5, производится с предварительной обделкой поверхности земли уступами. Делается это во избежание поперечного перемещения насыпи.
Для предохранения земляного полотна от снежных заносов насыпи должны устраиваться высотой не менее высоты снежного слоя, но не менее 0,6 м.
Поперечные профили выемок показаны на рис. 2-4.
Выемка имеет: верх земляного полотна, откосы, кюветы, а в отдельных случаях обрезы, кавальеры, банкеты и банкетные канавы.

Крутизна откосов в выемках зависит от рода грунта.
В благоприятных геологических и гидрогеологических условиях крутизна откосов выемок глубиной до 12 м в глинистых, суглинистых и супесчаных грунтах однородного напластования принимается 1:1,5.
Кюветы (канавы) устраиваются с обеих сторон от оси полотна для отвода воды из выемки.

Рис. 2-4. Поперечные профили выемок.
а — выемки без кавальеров; б — имечки с кавальерами; в — выемки в мелком песке и жирных глинах, Н — глубина выемки; В — ширина земляного полотна.

Кюветы имеют форму трапеции с шириной понизу и высотой 0,50 м. Крутизна откосов у кюветов со стороны полотна 1:1, а с полевой стороны 1 : 1,5.
В продольном направлении кюветам придается уклон не менее 0,002. Кавальеры образуются в результате разработки выемок и располагаются по одну или по обеим сторонам выемки. Подошва кавальера должна отстоять от бровки выемки на расстоянии не менее 5 м в зависимости от устойчивости грунта, в котором сооружается выемка. Крутизна откосов кавальера принимается такой же, как и для насыпей. В местах, подверженных снежным заносам, при выемках глубиной менее 2 м кавальеры не отсыпаются.
Банкеты — продольные валики треугольной формы— устраиваются из грунта на обрезах между кавальерами и верхними ребрами откосов выемки для предохранения выемки от попадания в нес воды с обрезов с нагорной стороны.
Между банкетом и кавальером делается банкетная канава для отвода воды с последних.
Вместо банкетов с банкетными канавами разрешается производить планировку поверхности земли от кавальера к бровке откоса выемки с уклоном от 0,02 до 0,04 с обсевом травами спланированной поверхности. В лесных местностях, на косогорах круче 1:5 и в скальных выемках банкеты и банкетные канавы, как правило, не устраиваются.
На рис. 2-4а показан поперечный профиль выемки в равнинной местности без кавальеров, а на рис. 2-46 — с кавальерами и устройством банкета и банкетной канавы
На местности, имеющей поперечный уклон, устраивается нагорная канава.
В выемках, устраиваемых в мелкозернистом песке, лёссе, легко выветривающейся скале и в жирных глинах у подошвы откоса за кюветом, в уровне бровки полотна делается полка шириной 1—2 м. Поперечный профиль такой выемки показан на рис. 2-4в.

Страница 8: ВСН 01-82. ИНСТРУКЦИЯ по проектированию лесозаготовительных предприятий (29678)

4.2.61. Бровка земляного полотна дорог летнего действия на подходах к мостам и трубам в пределах разлива и при ðàñложения дороги вдоль рек и в зоне водохранилищ и бровка оградительных дамб должны возвышаться не менее чем на 0,5 и, бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм у насыпей — не менее чем на 0,25 м над отметкой подпорного горизонта, определяемого по расчетному расходу с вероятностью превышения согласно п. 4.2.120.

У больших и средних мостов подпертый горизонт определяется с учетом набега волны и возможного размыва русла под мостом, но не более 50% от полного размыва.

При расположении насыпей на соймах в необходимых: случаях для обеспечения устойчивости насыпи должны предусматриваться бермы шириной не менее 2 м.

На дорогах, где предусматриваются перерывы движения, в местах пересечения широких пойм рек и ручьев, при соответствующем обосновании разрешается устройство затопляемых подходов к мостам в пределах разлива. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению возможного размыва земляного полотна.

4.2.62. При реконструкции автомобильных дорог необходимо предусматривать максимально возможное использование существующего земляного полотна применительно к типовым конструкциям.

4.2.63. Уширение земляного полотна следует предусматривать, как правило, с одной стороны.

4.2.64. При уширении земляного полотна реконструируемой дороги или его досыпке до новых проектных отметок следует использовагь дренирующие грунты. Местные глинистые грунты разрешается применять при условии обеспечения однородности нового и существующего земляного полотна по составу грунтов, их влажности и плотности, с устройством уступов шириной от 1 до 1,5 м с поперечным уклоном 10-20. На участках, где плотность грунта существующего земляного полотна ниже требуемой, в проекте необходимо предусматривать работы по рыхлению грунта существующего полотна на глубину 30-40 см с последующим уплотнением его до требуемой плотности.

4.2.65. Грунты, применяемые для возведения насыпей, долям обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна.

Камень, щебенистые, гравелистые грунты и пески (за исключением пылеватых) допускаются для воздействия насыпей без ограничения.

Глинистые грунты (супеси, суглинки, глины) допускается для возведения насыпей при влажностях, не превышающих оптимальные при стандартном уплотнении более чем на 10%.

Не допускаются для отсыпки насыпи:

илистые грунты — ил, мелкий песок с примесью торфа им ила, жирные глины с примесью ила;

недренирующие грунты, содержащие водорастворимые соли в количестве более 8% при хлоридном и более 5% при сульфатном засолении;

жирные глины, меловые и тальковые грунты и трепелы при наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м и на поймах рек.

4.2.66. Легкие пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси в сырых местах во II и III климатических зонах на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий допускаются только для отсыпки нижней части насыпи. Верхняя часть насыпей высотой (считая от поверхности покрытия) 1, 2 м при цементгобетонном покрытии и 1 м при асфальтобетонном покрытии во II зоне и высотой соответственно 1 и 0, 8 м в III зоне должны быть отсыпаны из непылеватых преимущественно песчаных и легких супесчанных грунтов.

4.2.67. Крутизна откосов насыпей высотой до 1 м, возводимых из нескальных грунтов, получаемых из боковых резервов, а также крутизна внутренних откосов канав и канав-резервов назначается от 1:1,5 до 1:3 в зависимости от рода грунтов, способов производства работ и применяемых средств механизации.

4.2.68. Крутизна откосов насыпей высотой более 1м, а также насыпей высотой до 1 м, но возводимых из привозного грунта, в благоприятных инженерно-геологических условиях принимается по табл.21.

Наибольшая крутизна откосов при высоте насыпи, м, до

1. Камни из слабовыветривающихся пород

2. Каменистый (валунный), щебенистый (галечниковый), дресвяный (гравийный);

песок гравелистый, крупный и средней крупности;

3. Песок мелкий и пылеватый

глинистые грунты, в том числе лёсса и лёсовидные суглинки

В верхней части (высотой 6 м)

В нижней части (высотой 6 м)

Примечание. Крутизна откосов каменной наброски, предохраняющей откосы насыпи или берег от размыва, должна приниматься:

при глубине воды до 6 м — 1:1,5,

при глубине воды свыше 6 м — 1:2.

Читать еще:  Боевик под откос смотреть

х Для пылеватых грунтов в районах избыточного увлажнения и для одноразмерных мелких песков.

4.2.69. Корчевка пней на дорогах круглогодового и летнего действия назначается под насыпями на косогорах, на которых проектируется снятие растительного слоя, рыхление основания насыпи или устройство уступов, а также на участках, занимаемых выемками, канавами и резервами.

При высоте насыпи от 0, 5 до 1 м пни срезаются в уровень с землей. При большей высоте насыпи пни высотой не более 0,2 разрешается оставлять.

На лесовозных усах при высоте насыпи до 0,5 м пни разрешается срезать в уровень с поверхностью земли, а при большей высоте насыпи допускается оставлять пни высотой не более 0,2 м.

4.2.70. Подготовку основании под насыпи земляного полотна следует предусматривать:

а) при поперечном уклона местности до 1:10 — удаление растительного слоя под насыпями высотой до 0, 5 м (считая oò низа дорожной одежды);

б) при поперечном уклоне местности от 1:10 до 1:5 удаление растительного слоя под насыпями высотой до I м а рыхление основания под насыпями высотой более I м.

в) при поперечном уклоне местности от 1:5 до 1:3 устройство уступов по всей подошве насыпи; на косогорах, сложенных дренирующими грунтами (рыхлые пески, гравий, галька, обломки слабовыветривающихся пород и т.п.), не покрытых растительностью, уступы не делаются.

На косогорах с поперечным уклоном более 1:3, а также скальных грунтах подготовка основания насыпей производится по индивидуальным проектам.

На участках веток, усов и прочих дорог с невыраженным грузооборотом, где земляное полотно сооружается на основании из слоя лесосечных отходов, хвороста и т.д., снятие растительного слоя не предусматривается.

4.2.71. Для повышения устойчивости и устранения последующих осадок насыпи должны быть послойно уплотнены до требуемой плотности.

Наименьший коэффициент уплотнения грунта в насыпях (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) принимается:

для верхней части (до 1, 5 м от бровки) — 0,98-0,95

для нижней части — 0,95.

Для дорог с грунтовым, грунтовым улучшенным и деревогрунтовым покрытиями коэффициент уплотнений может быть снижен до 0, 9.

4.2.72. Боковые резервы вдоль насыпи должны проектироваться исходя из условий обеспечения потребности в грунте и использования их в качестве водоотводного сооружения. Резервы должны проектироваться с нагорной стороны насыпи и обеспечивать отвод воды в пониженные места в сторону от полотна дороги или к ближайшим искусственным сооружениям.

В местности с поперечным уклоном менее 1:10 резервы могут проектироваться с обеих сторон насыпи.

На затапливаемых речных поймах закладка резервов допускается в исключительных случаях и только с низовой стороны при условии оставления между подошвой откоса насыпи и бровкой внутреннего откоса резерва бермы шириной не менее 4 м.

4.2.73. Резервы должны иметь правильную трапецеидальную форму. Глубина резервов назначается не более 1, 5 м. Дно резерва должно располагаться выше уровня грунтовых вод.

Крутизна внутренних откосов резервов принимается:

при высоте насыпи до I м — 1:1, 5 или 1:3,

при большей высоте насыпи — 1:1, 5.

Крутизна наружных откосов резервов принимается 1:1. Поперечный уклон дна резерва должен быть не менее 20?? в сторону от полотна дороги при его ширине до 10 м и к середине резерва — при ширине свыше 10 м.

4.2.74. На участках, где возможен подмыв насыпи поверхностными водами, между подошвой откоса насыпи и бровкой резерâa должны устраиваться бермы шириной не менее 2 м. Поверхность бермы планируется с уклоном в сторону резерва.

4.2.75. Крутизна откосов выемок в благоприятных инженерно-геологических условиях принимается по табл.22.

Верхняя поверхность кавальеров должна иметь уклон в сторону от дороги.

Откосы кавальеров должны назначаться 1:1, 5. Кавальера с нагорной стороны проектируются сплошными по всей длине выемки с расчетом обеспечения отвода поверхностных вод îò откоса выемки. Кавальеры с низовой стороны назначается с разрывами в пониженных местах шириной I м через 50-100 м. Площадке между бровкой выемки и подошвой низового кавальера придается продольный уклон в сторону разрывов. Расстояние от бровки откоса выемки до подошвы кавальера должно быть не менее 3 м. На участках с глинистыми переувлажненными грунтами, в том числе при наличии верховодки, это расстояние должно быть не менее (5+Н)??10 м, где Н — высота откоса проектируемой выемки.

Площадка между кавальером и нагорной бровкой выемки планируются с уклоном не менее 20?? в сторону выемки.

4.2.77. На устойчивых горных салонах крутизной более 1:3 земляное полотно, как правило, проектируют в виде полки, врезанной в косогор.

В случаях, когда не могут быть устроены откосы необходимой крутизны, предусматривают устройство подпорных или одевающих стенок.

4.2.78. В выемках, прорезающих водонасыщенные слабые грунты, необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна (устройство дренажей, замену грунта дренирующим, уположение îòêîñîâ и их укрепление и т.п.).

Земляное полотно на болотах

4.2.79. Конструкция земляного полотна на болотах (насыпи анторфовывания, частичное или полное удаление торфа в основа, насыпи на сланях или на песчаных дренах) должна решаться на основе данных геологических обследований с учетом типа болота, его глубины, характера заполняющих его торфов, рельефа минерального дна, водного режима торфяной залежи, типа дороги г наличия местных грунтов.

4.2.80. Земляное полотно на болотам проектируют в соответствия со следующей классификацией болот:

I тип — заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

II тип — заполненные торфом и другими болотными отловениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

III тип — заполненные илом или водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины).

4.2.81. При проектировании земляного полотна на болота следует предусматривать:

а) пересечение болота в наиболее узком и неглубоком месте, имеющем минимальные поперечные уклоны минерального дна;

б) ограничение срока стабилизации осадки насыпи по возможности периодом ее возведений;

в) осушение болота во всех случаях, когда это технически возможно и экономически целесообразно (при этом мелиоративные работы следует производить до возведения насыпей).

4.2.82. На дорогах с капитальными усовершенствованными покрытиями при глубине болота до 4 м, а с облегченными усовершенствоваными покрытиями при глубине болота до 2 м торф, как правило, должен быть удален полностью.

Для ускорения стабилизации осадки насыпей и повышения устойчивости торфа, оставляемого под насыпью, следует в coответствующих условиях применять прорези, заполненные песком, вертикальные песчаные дрены и др.

Проектирование насыпей с полным выторфовыванием должно обосновываться рассмотрением вариантов устройства насыпей песчаных дренах.

При проектировании дорог с переходными и низшими типами покрытий на болотах с устойчивыми торфами насыпи могут предусматриваться без выторфовывания или с частичным выторфовыванием с таким расчетом, чтобы толщина оставшегося торфа с учетом его обжатия была при переходных типах покрытий не более 1/3, а при низших — не более 1/2 толщены минеральной часта насыпи.

На болотах, где торфяной слои подстилается сапропелями, также на болотах сплавинного типа насыпи должны возводиться с опиранием их на минеральное дно.

На дорогах с переходными и низшими покрытиями допускается возведение насыпей на сланях при условии постоянного нахождения сланей ниже уровня воды в болоте.

4.2.83. Ветки и усы лесовозных дорог с деревянным колейным покрытием на болотах I и II типов допускается устраивать на деревянных латах и клетках из бревен без устройства земляного полотна, земляное полотно усов на болотах I и II типов проектируется согласно п.4.2.57.

4.2.84. Насыпи на болотах следует проектировать, как правило, из водоустойчивых песчаных, супесчаных и гравенистых грантов.

Высота насыпи на болоте после осадки на магистралях, ветках летнего действия и хозяйственных дорогах додана удовлетворять требованиям табл. 20, но должна быть не менее 0,6 м при солном удалении торфа и не менее 0,8 м при его сохранении,

4.2.85. На болотах, имеющих поперечный ток воды, должны, как правило, предусматриваться водопропускные сооружения, а если они не предусматриваются, то насыпи должны возводиться из хорошо дренирующих крупнозернистых материалов (камня, щебня, гравия, гравелистого песка).

При поперечном уклоне дна болота более 1:10 должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие устойчивость насыпи Против скольжения.

4.2.86. При проектировании земляного полотна должен быть усмотрен отвод от него поверхностных вод, а в необходимых отвод и понижение уровня грунтовых вод.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector