Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крутизна откосов насыпи дорог 3 категории

Справочник

Документ:Справочник
Название:Справочная энциклопедия дорожника. Том II. Ремонт и содержание автомобильных дорог
Начало действия:2004-01-01
Дата последнего изменения:2008-02-18
Вид документа:Справочник
Область применения:В настоящем II томе СЭД «Ремонт и содержание автомобильных дорог» изложены условия работы автомобильных дорог под воздействием автомобильного транспорта и природно-климатических факторов. Описаны методы диагностики и оценки состояния дорог, а также назначения и планирования ремонтных мероприятий, дана классификация и состав работ по ремонту и содержанию дорог. Приведено описание технологий, применяемых материалов, средств механизации работ и организации работ по ремонту и содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения. Предлагаемый материал предназначен для инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей.
Разработчики документа:Росавтодор(111), МАДИ (ГТУ) Кафедра строительства и эксплуатации дорог(2),

в верхней части рабочего слоя, где предъявляются повышенные требования к уплотнению грунтов, целесообразно размешать хотя бы одну прослойку непосредственно по подошве верхнего из уплотняемых грунтовых слоев уширения.

Остальные прослойки распределяют равномерно по высоте насыпи уширения. Для обеспечения равнопрочности конструкции полотна геосинтетические материалы укладывают только путём раскатки рулонов в направлении, поперечном оси насыпи.

При устройстве уширения в стеснённых условиях с откосами крутизной, превышающей наибольшую по СНиП, может быть применено решение (рис. 16.15, б), когда грунт уширения заключают в обоймы из геосинтетического материала. Здесь предпочтительно применение более жёстких материалов. При такой крутизне откосов обеспечение местной устойчивости возможно с помощью защитной прослойки из ГМ. Таким образом, наилучшим вариантом решения с точки зрения применяемых материалов было бы применение жёстких армирующих сеток для создания обойм и нетканых иглопробивных материалов на поверхности откоса в качестве защитных прослоек.

Создание конструкции «грунт в обойме» приводит к повышению общей устойчивости откоса уширения за счёт пересечения предполагаемой поверхности скольжения работающими на растяжение прослойками и восприятия ими бокового давления грунта, а также обеспечивает и местную устойчивость. На этой основе создается возможность увеличения заложения откосов до 1:0,75 и уменьшения полосы отвода при обеспечении прочности конструкции.

Уширение земляного полотна включает послойную отсыпку, распределение и уплотнение грунта. При уширении 3 м и более работы выполняют обычным образом: подвозят грунт автомобилями-самосвалами, распределяют бульдозером (гусеницы трактора или колёса тягача не должны проходить ближе 0,7 м от внешнего края уплотняемого слоя), уплотняют катком на пневмошинах челночными проходами (не ближе чем 0,5 м от внешнего края уплотняемого слоя). Толщину отсыпаемого слоя принимают из расчёта достижения требуемой плотности.

При уширении менее 3 м принимают один из двух вариантов отсыпки с последующим выбором на основе технико-экономического анализа:

отсыпка уширяемой части с верха старой насыпи с подвозом грунта автомобилями-самосвалами по существующей дороге и его смещением бульдозером после выгрузки за бровку;

отсыпка уширяемой части на большую, чем требуется, ширину, достаточную для производства работ имеющейся техникой (не менее 3 м), что предполагает увеличение объёма земляных и подготовительных работ.

Уступы, если они необходимы, устраивают при пологих откосах (крутизна менее 1:3) автогрейдером при проходах его вдоль насыпи. При более крутых откосах уступы вырезаются по мере отсыпки грунта на уширяемой части с поверхности уже отсыпанного слоя. Для этого срезают откос краем ножа бульдозера или автогрейдера при их продольном проходе по уже отсыпанной части уширения.

Устройство прослоек из геосинтетических материалов выполняют по подготовленному (выровненному и уплотненному) грунтовому основанию. Рулоны геосинтетических материалов и анкеры (скобы) для их крепления к грунту транспортируют к месту производства работ и равномерно разгружают вдоль насыпи по длине захватки. Количество рулонов определяется суммарной длиной полотен прослойки с учётом взаимного перекрытия их краевых участков.

Исправление продольного профиля. Исправление продольного профиля при ремонте дороги осуществляется путём увеличения высоты насыпей и глубины выемки существующей дороги. Такие работы необходимы для смягчения продольного уклона, обеспечения видимости в продольном профиле или обеспечения снегонезаносимости.

Увеличение высоты насыпей производят также на снегозаносимых участках с целью поднятия бровки земляного полотна до отметки снегонезаносимой насыпи; на пучинистых участках и участках с высоким уровнем грунтовых или стоячих поверхностных вод до отметки, превышающей капиллярное поднятие воды. Существующие насыпи высотой более 3 м повышают только в исключительных случаях.

Увеличение высоты насыпей. При повышении высоты насыпи неизбежно происходит её уширение по подошве и по всей высоте по сравнению с существующей дорогой за счёт изменения заложения откосов (рис. 16.16).

Рис. 16.16. Схема определения геометрических размеров земляного полотна при увеличении высоты насыпи

Как правило, у старых дорог заложение откосов насыпей небольшой высоты составляет 1:1 или 1:1,5. В то же время по современным нормам крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I -III категорий следует назначать с учётом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2 м — не круче 1:3. Такие откосы достаточно укрепить травосеянием или одерновкой. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений от 1:1 до 1:1,75 в зависимости от типа грунта насыпи с разработкой дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности движения и укреплению откосов. Аналогичные решения могут быть приняты и для других условий при технико-экономическом обосновании.

Читать еще:  Расчет заложения откоса насыпи

Величина уширения на уровне отметки бровки земляного полотна существующей дороги может быть определена по формуле

а = m 2 × D h , м, где (16.1)

m2 — заложение откоса насыпи после ее повышения;

D h — увеличение высоты насыпи, м.

Величина уширения по подошве насыпи составит

Вн = m 2 × h 2m 1 × h 1 , м, где (16.2)

h1 — высота насыпи до реконструкции, м;

h2 — общая высота насыпи после реконструкции, м;

m1 — заложение откоса насыпи до реконструкции.

Увеличение высоты насыпи может быть без изменения положения оси дороги и с изменением (смещением) оси дороги в плане.

Выбор порядка и технологии производства работ при повышении высоты насыпей зависит от большого количества факторов: высоты старой насыпи и крутизны её откосов, величины повышения насыпи и крутизны новых откосов, положения оси дороги до и после повышения насыпи, типа и состояния дорожной одежды, грунтов и системы водоотвода и т.д.

При увеличении высоты насыпи старую дорожную одежду, как правило, разбирают, перерабатывают и обогащают новым материалом, а затем обогащенный материал используют при строительстве новой дорожной одежды или на других дорожных работах. Однако могут быть и другие варианты использования старой дорожной одежды. При повышении насыпи на 0,25-0,30 м, а в некоторых случаях и до 0,5 м старую дорожную одежду используют как основание, на котором устраивают новую дорожную одежду. Окончательное решение принимают после технико-экономического сравнения вариантов, в которых учитывают затраты на снятие старой одежды, переработку и обогащение получаемых материалов, повторную укладку этих материалов в дорожную одежду и сравнивают эти затраты с расходами на строительство новой дорожной одежды.

Аналогичные расчёты производят при значительном увеличении высоты насыпи. Как правило, более экономичным является вариант снятия старой дорожной одежды с дальнейшим использованием её материалов в дорожных конструкциях. Но в некоторых случаях при разборке гравийных или щебёночных покрытий материалы оказываются настолько измельченными, слабопрочными и загрязненными, что затраты на их переработку и обогащение превышают стоимость строительства новой дорожной одежды. В этом случае дорожную одежду не разбирают, а засыпают грунтом в земляном полотне.

При небольшом повышении насыпи (до 40-50 см) работы производят путём отсыпки слоя грунта на обочины после снятия растительного слоя с обочин и верхней части земляного полотна. Работы выполняют в такой последовательности:

снятие растительного слоя с обочин и верхней части откосов на высоту 0,5-0,6 м;

послойная разборка и удаление материалов слоя старой одежды;

послойная засыпка корыта грунтом и его уплотнение;

отсыпка песчаного слоя, устройство новой дорожной одежды;

досыпка обочин и их укрепление.

Если старая одежда остается как основание новой, поднятие земляного полотна, по существу, сводится к досыпке грунта на обочины и его уплотнению.

При необходимости увеличить высоту насыпи более чем на 0,5 м работы ведутся снизу вверх от подошвы насыпи так же, как и при уширении земляного полотна. После снятия растительного слоя с откосов насыпи, кюветов и поверхности прилегающей полосы, где будет размещена подошва новой насыпи, засыпают кюветы или боковые канавы с послойным уплотнением грунта. Затем так же, как и при уширении, послойно отсыпают новые откосные части насыпи с рыхлением старого откоса или нарезкой уступов.

Если ширина отсыпаемого откоса достаточна для работы бульдозера, автогрейдера и катков, каждый уступ нарезают шириной 0,3-0,5 м, высотой равной высоте отсыпаемого слоя (0,25-0,35 м). Отсыпают и уплотняют грунт. Затем нарезают второй снизу уступ и так отсыпают откосную часть до бровки старой насыпи.

Если ширина отсыпаемого откоса меньше 1,5-2,0 м, может быть принят один из двух вариантов:

а) увеличивают ширину уступа так, чтобы обеспечить возможность работы дорожных машин при послойной отсыпке откосной части земляного полотна;

б) увеличивают ширину вновь отсыпаемых слоев, которые после возведения насыпи срезают, а грунт перемешают на другие участки работы.

Таким образом отсыпается новая откосная часть насыпи до уровня бровки земляного полотна существующей дороги. Дальнейшее повышение насыпи выполняется по обычной технологии возведения земляного полотна. Следует отметить, что при увеличении высоты насыпей необходимо соблюдать те же требования к грунтам, их взаиморасположению и степени уплотнения, что и при уширении земляного полотна.

Увеличение глубины выемок. Увеличение глубины существующих выемок производится значительно реже, чем увеличение высоты насыпей, что объясняется более сложными условиями осуществления таких работ. Дело в том, что изменение проектной линии в выемке влечёт за собой изменение проектной линии и на подходах к ней (рис. 16.17).

Рис. 16.17. Схема расположения смежных участков изменения глубины выемки и высоты насыпи при смягчении продольного уклона:
I — участок увеличения глубины выемки; II — участок уменьшения глубины выемки; III — участок, где выемка заменяется насыпью; IV — участок увеличения высоты насыпи;
1 — линия поверхности земли; 2 — положение красной линии до реконструкции; 3 — то же, после реконструкции; i 1, i 2 — максимальный продольный уклон до и после реконструкции

При этом можно выделить ряд характерных участков изменения продольного профиля:

Элементы поперечного профиля дороги

Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.

Читать еще:  Утеплитель под пластиковые откосы

Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:

— высоты насыпи или глубины выемки;

— рельефа местности (косогор);

Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с уче­том обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м — не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8)..

Крутизну откосов насыпей на прочном ос­новании следует назначать в соответствии с табл. 2.1

1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4

Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4

Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5

Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75

При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.

Таблица 2.3 — Наибольшая крутизна откосов

Грунты насыпиНаибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
до 6до 12
в нижней части (0-6)в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород1 : 1-1 : 1,31 : 1,3-1 : 1,51 : 1,3-1 : 1,5
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков)1:1,51:1,51:1,5
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые1:1,5 1:1,751:1,75 1:21:1,5 1:1,75

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).

Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:

Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м

Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м:

Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках — 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород — до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допус­кается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.

Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не пре­дусматривать при скальных породах, а также пес­ках в условиях засушливого климата.

При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, сле­дует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответст­вующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

  • Главная

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • Демография
  • Журналистика и СМИ
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Механика
  • Науковедение
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Спорт Элементы поперечного профиля дороги

Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.

Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:

— высоты насыпи или глубины выемки;

— рельефа местности (косогор);

Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с уче­том обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м — не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8)..

Крутизну откосов насыпей на прочном ос­новании следует назначать в соответствии с табл. 2.1

1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4

Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4

Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5

Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75

При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половинœе объема грунта͵ отсыпаемого в насыпь.

Читать еще:  Каким цветом покрасить откос

Таблица 2.3 — Наибольшая крутизна откосов

Грунты насыпиНаибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
до 6до 12
в нижней части (0-6)в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород1 : 1-1 : 1,31 : 1,3-1 : 1,51 : 1,3-1 : 1,5
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков)1:1,51:1,51:1,5
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые1:1,5 1:1,751:1,75 1:21:1,5 1:1,75

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов крайне важно проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).

Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:

Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м

Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м:

Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках — 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород — до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допус­кается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.

Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не пре­дусматривать при скальных породах, а также пес­ках в условиях засушливого климата.

При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, сле­дует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответст­вующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.

Читайте также

Полосу местности, выделяемую в распоряжение до­рожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, на­зывают полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог об­щей сети. [читать подробенее]

Полосу местности, выделяемую в распоряжение до­рожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, на­зывают полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог об­щей сети. [читать подробенее]

Земляное полотно

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Землянки войсковые
  • Земляной волк

Полезное

Смотреть что такое «Земляное полотно» в других словарях:

земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути, которое воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава, равномерно распределяет ее на нижележащий естественный грунт, выравнивает нер … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — земляное основание для устройства на нём верхнего строения пути на ж. д. (см. рис.) и дорожной одежды автомоб. дорог. К 3. п. относятся непосредственно с ним связанные водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. На… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — основание из грунта для устройства на нем верхнего строения пути железной дороги и дорожной одежды автомобильных дорог. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — ряд инженерных сооружений в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей полувыемок и т. п., возведенных преимущественно из грунта на полосе земли, отведенной под железную дорогу. З. п. предназначается, с одной стороны, для… … Технический железнодорожный словарь

земляное полотно — комплекс инженерных грунтовых сооружений (в виде насыпей, выемок, полувыемок и т. п.), служащих основанием для верхнего строения пути железных дорог и дорожной одежды автомобильных дорог. С земляным полотном непосредственно связаны бермы, кюветы … Энциклопедический словарь

Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных… … Строительный словарь

Земляное полотно — Поверхность земляной насыпи, предназначенная для укладки дорожного покрытия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути или дорожной одежды автомобильной дороги. Служит для восприятия и равномерного распределения на нижележащий естесственный грунт нагрузки от транспортных средств, а также… … Словарь строителя

Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector