Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Немцы пустили поезд под откос

ЗАТО Александровск

Официальный сайт

  • Муниципалитет
    • Устав ЗАТО Александровск
    • Совет депутатов
    • Администрация
    • Контрольно-счётная палата
    • Избирательная комиссия
    • Местное самоуправление
  • Деятельность
    • Муниципальные услуги
    • Аукционы
    • Муниципальный заказ
    • Исполнение Указов Президента РФ
    • Оценка эффективности деятельности ОМСУ
    • Противодействие коррупции
    • Общественный совет при администрации
    • Обеспечение стабильного социально-экономического развития ЗАТО
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»
    • Информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений
    • Местные инициативы
    • Конкурс «Малые города»
    • Муниципальный контроль
    • Ведомственный контроль
    • Национальные проекты
    • Реализация Стратегии государственной национальной политики
    • Всероссийская перепись населения 2020
    • Антимонопольный комплаенс
    • Ответственное обращение с животными
  • Социальная сфера
    • Отселение из ЗАТО
    • Безопасность населения
    • Градостроительство и архитектура
    • Здравоохранение
    • Жилищно-коммунальное хозяйство
    • Муниципальное имущество
    • Культура
    • Молодёжная политика и спорт
    • Транспортное обслуживание
    • Образование
    • Общественные организации и объединения
    • Социальная защита
    • Неформальная занятость
    • Экономика и бизнес
    • В помощь потребителю
  • Документы
    • Муниципальные правовые акты
    • Бюджет
    • Муниципальные программы
    • Муниципальные закупки
    • Перечень информационных систем
    • Стратегическое планирование
  • Пресс-служба
    • Выпуски муниципальной газеты «Полярный Вестник»
    • Актуальная информация
    • Телефонный справочник
    • История
    • Гостям
  • Приёмная
    • Интернет-приёмная
    • Обзоры обращений
    • Опросы и голосования
  • Главная
  • Пресс-служба
  • Актуальная информация
  • Новости
  • Социальное обслуживание

ЭХО ВОЙНЫ

Социальное обслуживание

9 мая 1945 года — с каждым годом эта дата все дальше и дальше от нас, но мы помним, какой ценой досталась нашим предкам эта великая Победа.

Нет семьи, которой бы не коснулась война. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, брат, муж. Мы переносим память об их светлом подвиге из поколения в поколение. Приводим 9 мая своих детей к вечному огню и рассказываем про день Великой Победы, день победы нашего народа над фашизмом.

Получатели социальных услуг, состоящие на надомном обслуживании в ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» (г. Снежногорск), вспоминают о тех военных временах.

КОЧЕРГИНА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА – вдова ветерана войны, рассказывает о покойном муже: Николай Иванович Кочергин воевал с японцами и вернулся с войны в 1951 г. Они познакомились в селе Петровское Семипалатинской обл. (Казахстан) и прожили там свою молодость. Вскоре взрослые дети забрали Веру Владимировну с мужем в Мурманскую область. Вера Владимировна помнит, что двух ее двоюродных братьев призвали на войну и увезли в Мурманскую область. Им было 17 и 18 лет. После этого никакой информации о них не было. Отца Веры Владимировны забрали на войну прямо из дома ранним утром (с. Петровское, Семипалатинской обл.). Она хорошо помнит, как шестилетняя, она одна вышла проводить папу на войну, а все остальные спали. Он прошел всю войну и вернулся с контузией. После этого прожил семь лет и скончался. Оставил семеро детей. Семья жила в страшном голоде и нищете.

ОХРИМЕНКО КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ рассказал о своем дедушке, Александре Рачинском. Деда призвали на войну с совхоза, ему было около 30 лет. Он работал на тракторе. И вместе с трактором его забрали на поезд, повезли на фронт. К трактору прицепили пушку – дед Константина Константиновича служил тягачом и был заряжающим. В первый выезд на передовую закончился их разгромом — снарядом разбило трактор с пушкой и всех бойцов. В живых остался только дед Константина Константиновича и раненый командир. Позже они организовали партизанский отряд, который ушел в леса Белорусии. Они разбивали немцев и пускали под откос их поезда. В конце войны дед Константина Константиновича вернулся Ветераном войны и получил множество наград: За освобождение Украины, Белорусии, Польши, Румынии и две Красных звезды. Эти награды были переданы в школьный музей г. Иртышинска (Казахстан). Александр Рачинский про войну вспоминать не любил, фильмы военные не смотрел. Говорил, что в кино нет ничего близко похожего на войну.

В семье МАРТЫНКЕВИЧ ЛЮБОВИ СТЕПАНОВНЫ на войне побывал ее отец – Рыбалко Степан Васильевич. Он служил ветеринаром. С начала войны отслужил три года. Призвали его в возрасте 24 лет из д. Угурманки Новосибирской обл. Он воевал под Лугой Ленинградской обл. Любовь Степановна поделилась удивительной историей: командирский конь, которого однажды лечил Степан Васильевич, вынес его с окружения и, таким образом спас ему жизнь. Отец Любови Степановны получил много наград и медалей. Вернулся инвалидом с ранением в ногу. Жить остался в родной деревне и работал ветеринаром.

МИХАЙЛОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА смутно помнит, что оба ее дяди вернулись с войны с ранениями – один без ноги, другой без пальцев руки.

Мать ЯЦКОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ рассказывает, что в 1942 году от фашистов они прятались в бомбоубежищах. Питались корой деревьев и смолой. А потом, в конце войны, пришли немцы, устанавливать режим. Они подкармливали детей шоколадом и сахаром.

Праздник Великой победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный. В каждом городе около вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев, минутку помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье! Спасибо Вам, низкий поклон и вечная память…

Мусатова Олеся, Прошутинская Ксения, социальные работники ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН»

Дата создания: 04.05.2018 16:06:51
Дата изменения: 04.05.2018 16:06:51

Константин Сергеевич Заслонов

Константин Сергеевич Заслонов (25 декабря 1909 (7 января 1910) — 14 ноября 1942) — советский партизан в годы Великой Отечественной войны. Командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами оршанской зоны. Герой Советского Союза (1943), посмертно.

Заслонов Константин Сергеевич родился 7 января 1910г. в г.Осташково Тверской области, Россия.
Один из организаторов и руководителей партийного подполья и партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны.

До войны Константин Сергеевич закончил профессионально-техническую школу в Великих Луках. С 1939г. был назначен начальником паровозного депо ст.Орша. За отличную работу был награжден медалью «За трудовое отличие». Когда началась война, он организовал эвакуацию людей и оборудования предприятий из Орши. Несмотря на то, что Заслонов имел бронь и на фронт его не посылали, он добился, чтобы его с группой оршанских железнодорожников направили из Москвы в оккупированную Оршу, где устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. Здесь он организовал подпольную группу и при помощи угольных и магнитных мин пустил под откос за три месяца около 100 поездов.

Фашисты заподозрили Заслонова и установили за ним слежку. Константин Сергеевич со своими товарищами уходит в лес на заранее подготовленную базу, чтобы поднимать людей на партизанскую борьбу против оккупантов. С февраля 1942г. он командир партизанского отряда, а с июля 1942г. около деревни Софиевка на базе отряда «Дяди Кости» была сформирована партизанская бригада. К.С.Заслонов стал ее командиром. В Оршанском районе было создано две бригады Заслонова, которые за время своего сосуществования провели 122 боя, уничтожили более 7 тысяч немецких солдат и офицеров, пустили под откос 218 воинских эшелонов и уничтожили много другого воинского имущества противника.
За мужество, отвагу и умелое руководство партизанской борьбой Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 сентября 1942г. К.С.Заслонов был награжден орденом Ленина.

Читать еще:  Отделка откосов межкомнатных дверей ламинатом

Погиб Заслонов в неравном бою около д. Куповать Сенненского района 14 ноября 1942г. Противник во много раз превосходил партизан по численности, по вооружению. Бой становился все более ожесточенным. Около 17 часов, когда солнце спускалось за лес, во время очередной атаки гитлеровцев К.С.Заслонов был смертельно ранен. В этот же день был убит и его адъютант – Женя Коржень. Подвиг славного командира Оршанских партизан получил высокую оценку Советского правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943г. К.С. Заслонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После гибели Заслонов и его адъютант были похоронены в д. Куповать. В 1947г. останки героя и его адъютанта были перезахоронены на Привокзальной площади в г. Орша. На их могиле установлена мемориальная плита.
В1955г. на Привокзальной площади был установлен памятник К.С. Заслонову, автором, которого является С. Селиханов.

Более 70 городов Беларуси имеют улицы, носящие имя легендарного командира. Есть улицы, носящие его имя в Санкт-Петербурге, Новосибирске, его родном Осташкове. Есть такая улица и в Орше. А еще имя Заслонова на Оршанщине носит ГОСШ №10, депо, где он работал, Станция, колхоз. В 1948г в Орше был открыт Мемориальный музей Героя Советского Союза К.С. Заслонова.

Еврейские партизаны

  • Язык русский

Эта страница также переведена на

  • English
  • عربي
  • Ελληνικά
  • Español
  • فارسی
  • Bahasa Indonesia
  • 日本語
  • 한국어
  • Português do Brasil
  • Türkçe
  • اُردو
  • 简体中文

Еврейские партизаны Некоторые евреи, бежавшие из гетто и лагерей, формировали свои боевые отряды, базировавшиеся в густых лесах. Крупное партизанское формирование располагалось в лесу на оккупированной советской территории под столицей Литвы Вильнюсом. Бойцы этого отряда пустили под откос сотни поездов и уничтожили более 3 000 немецких солдат.

Партизанская лесная жизнь была нелегкой. Приходилось менять дислокацию, чтобы не быть обнаруженными, совершать набеги на фермерские хозяйства в поисках провизии, зимовать в непрочных укрытиях, построенных из бревен и веток. Иногда партизанам помогали местные сельские жители, однако гораздо чаще на их помощь рассчитывать было нельзя, частично из-за широко распространенного антисемитизма, частично из-за боязни людей подвергнуться жестокому наказанию за помощь партизанам. Постоянная опасность подстерегала партизан и со стороны местных информаторов, которые раскрывали немцам места расположения партизанских отрядов .

Многие евреи сражалисьв партизанских отрядах, сформированных во Франции и Италии для помощи регулярным частям Союзников в борьбе с немецкими войсками. Они подделывали документы и удостоверения личности, печатали антинацистские листовки, убивали коллаборационистов.

Двадцатитрехлетняя Ханна Сенеш, поэтесса, венгерская еврейка, эмигрировавшая в Палестину в 1939 г., была в числе тридцати двух палестинских парашютистов, заброшенных британцами в тыл немецких войск для организации сопротивления и спасательных операций. 7 июня 1944 г.Сенеш пересекла венгерскую границу. Ее целью было предупредить венгерских евреев о лагерях смерти. Накануне Сенеш передала одному из своих товарищей стихотворение. Оно заканчивалось следующими строками: «Благословенно сердце, достаточно сильное, чтобы остановиться ради дела чести. Благословенна спичка, исчезнувшая в порыве пламени». Сенеш схватили на следующий день и казнили как предателя Венгрии.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

20 ИЮЛЯ 1941 г.
Приказ о создании гетто в Минске, вспышка сопротивления

20 июля 1941 г. немецкое командование приказывает организовать в Минске гетто. За несколько дней, прошедших с начала существования гетто, уничтожены тысячи евреев. В августе 1941 г. заключенные в гетто евреи формируют подпольную сеть сопротивления. Члены подполья налаживают издание газеты с помощью печатной машины, чтобы распространять информацию среди населения гетто. Кроме того, подполье устанавливает связь с партизанскими отрядами, которые готовят евреям убежища за пределами гетто. В марте 1942 г. немцы проводят операцию по уничтожению нескольких тысяч узников Минского гетто. Вскоре после этого участники подполья начинают перебираться из гетто в леса, где они формируют партизанские отряды для борьбы с гитлеровцами. Бойцы этих отрядов спасают евреев из гетто и уводят в леса, основывая партизанские базы. К 1944 г. около 10 000 евреев осуществляют побеги из Минского гетто. При побегах многие погибают.

Январь 1942 г.
Еврейская армия во Франции

Во французском городе Тулузе группы сионистской молодежи создают Еврейскую армию (AJ — Armee Juive). Еврейская армия действует на территории Франции, проявляя особую активность в южных регионах. Солдат набирают из еврейской и нееврейской молодежи и групп сопротивления, обучают ведению боя и саботажу. Еврейская армия тайно переправляет деньги из Швейцарии во Францию для распределения между организациями, помогающими евреям. Эти деньги помогают укрывать тысячи евреев. Еврейская армия убивает немецких коллаборационистов и тайно переправляет около 500 евреев и неевреев через границу в нейтральную Испанию. В 1943 и 1944 гг. Еврейская армия тесно сотрудничает с силами Союзников, включая генерала «Сражающейся Франции» Шарля де Голля. В 1944 г. во время операции по освобождению Франции солдаты Еврейской армии участвуют в восстаниях против немецких захватчиков в Париже, Лионе и Тулузе.

21 января 1942 г.
Объединенная партизанская организация в Вильнюсе

После сообщений о массовых расстрелах евреев в местечке Панеряй на окраине Вильнюса члены движений сионистской молодежи основывают Объединенную партизанскую организацию (FPO — Fareynegte Partizaner Organizatsye) в Вильнюсском гетто. Организация готовится оказать сопротивление немцам, если гетто окажется под угрозой уничтожения, и налаживает связь с другими гетто, чтобы получить вооружение и поднять товарищей на борьбу. В начале сентября 1943 г. фашисты, депортирующие евреев из гетто, встречают сопротивление бойцов организации. Бойцы организации принимают решение покинуть гетто и скрыться в прилегающих лесах, чтобы вести борьбу с гитлеровцами из-за пределов гетто. Последняя группа бойцов сопротивления уходит незадолго до окончательного разрушения гетто 23 сентября 1943 г. Они покидают гетто через канализационную систему и присоединяются к партизанам в Руднинкайской и Нарочанской пущах.

Железная дорога и человеческий фактор

В Германии хорошо знают, что железнодорожная катастрофа может случиться и в стране, где поезд остается самым надежным транспортным средством.

В результате крушения поезда «Грозный — Москва» в воскресенье более 40 человек получили телесные повреждения. Восемь пострадавших госпитализированы. СМИ, со ссылкой на экспертов ФСБ, называют причиной аварии подрыв железнодорожного полотна. Инцидент произошел в 153 километрах от Москвы. Прокуратура Московской области в связи с инцидентом возбудила уголовное дело по статье «терроризм». С точки зрения сухой статистики, и «терроризм» проходит под рубрикой «человеческий фактор».

На волю случая

Происходят ЧП и на железных дорогах в Германии. В апреле 2004 года неизвестные прикрутили к рельсам железные пластины. Лишь чудом никто не пострадал — машинист успел затормозить.

Глобальное усиление мер безопасности произошло после терактов в США и в Мадриде: на вокзалах было увеличено число патрулей сил безопасности, усилена охрана товарных и пассажирских поездов. Особое внимание на немецких вокзалах уделяется во все времена показаниям видеокамер наблюдения. Сотрудники дороги имеют указание срочно сообщать о любых подозрительных предметах или явлениях на вокзалах или путях.

Осторожно, чемодан!

В 2003 году сначала в Дрездене, а через несколько дней в Кёльне на перроне были обнаружены бесхозные чемоданы. В Дрездене чемодан пришлось взрывать. В кёльнском чемодане ничего подозрительного не было, поэтому судьба его была более тривиальной: если удалось найти его владельца, то чемодан тому послали по почте, причем расходы взяли на себя «Немецкие железные дороги».

Читать еще:  Гост глинозема угол естественной откосы

В операции по установлению масштабов угрозы, исходящей от кёльнского чемодана, принимали участие 70 сотрудников немецкой пограничной службы (BGS) и бесчисленные полицейские. 20 поездов дальнего следования были направлены на другие вокзалы. По всей Германии в тот день так и не смогли выехать по назначению десятки тысяч пассажиров.

«Зеленые» и самоубийцы

Опасный груз — радиоактивные отходы

На сегодняшний день реальную угрозу безопасности на железной дороге Германии составляют противники транспортировки по стране радиоактивных отходов и самоубийцы. Первые приковывают себя к рельсам, надеясь остановить состав с опасным грузом, — демонстрантов, как правило, успевает до прихода поезда забрать полиция. Недавно подобный инцидент закончился, однако, трагично. Молодой человек выбрал не совсем удачное место для своего протеста: из-за поворота машинист поезда слишком поздно увидел, что кто-то лежит на путях. Роковую роль сыграли и еще несколько обстоятельств…

Решивших покончить с собой людей уже ничем не остановить. В Берлине почти каждую неделю происходит самоубийство на железной дороге. По статистике получается, что каждый берлинский водитель трамвая и метро за время своей профессиональной жизни, по крайней мере, однажды становится свидетелем гибели человека под колесами управляемого им транспортного средства. Подобным образом обстоит дело и в других многонаселенных центрах Германии.

Наводнение в Дрездене

А в целом железная дорога в Германии является самым безопасным транспортным средством.

Опасность получить увечья у пассажира поезда в 71 раз меньше, чем у водителей автомобилей, мотоциклов и их попутчиков. (эв)

Контекст

Самоубийство и террор: загадка подражания

01.03.2003 В США около года назад террористы прибегли к такой акции, как рассылка определенным политическим деятелям и журналистам конвертов с порошком, содержащим возбудителя сибирской язвы. После первых же сообщений об этом в СМИ конверты с подозрительным белым порошком стали получать адресаты в других странах – в том числе, и в Германии.

Кельн-Берлин: предотвращена попытка пустить поезд ICE под откос

05.04.2004 Машинист заметил посторонний предмет на участке дороги между населенными пунктами Камен и Нордбегге, неподалеку от Дортмунда, перед мостом автобана № 1, которым могли воспользоваться злоумышленники.

Мадрид: продолжение следует?

03.04.2004 Тревожные сообщения поступили из Мадрида в субботу 3 апреля, где накануне на рельсах железной дороги, соединяющей Мадрид и Севилью, был найден подозрительный предмет.

Безопасность и гражданские права: германская дилемма

05.11.2004 В Висбадене завершилась осенняя конференция Федерального ведомства уголовной полиции (BKA) «Террористические сети — Сети борьбы с терроризмом».

  • Дата 13.06.2005
  • ТемыТерроризм, Туризм в Германии, Теракт в Берлине, Взрывное устройство, Нападение в Вюрцбурге, Стрельба в Мюнхене
  • Ключевые словатеракт, поезд, железная дорога
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/6lap
Также по теме

Суд в ФРГ рассмотрит вопрос о прекращении стачки машинистов поездов 02.09.2021

Суд по трудовым спорам во Франкфурте-на-Майне рассмотрит иск концерна Deutsche Bahn в срочном порядке. Железнодорожный концерн добивается немедленного прекращения забастовки машинистов.

Забастовка в ФРГ: многочисленные отмены и задержки в движении поездов 24.08.2021

Пассажирские железнодорожные перевозки из-за стачки машинистов частично приостановлены по всей Германии до 25 августа. В сфере грузовых перевозок забастовка проходит с 21 августа.

В Германии машинисты пассажирских поездов прекратили работу на два дня 22.08.2021

К забастовке призвал Немецкий профсоюз машинистов GDL в ходе тарифных переговоров с руководством железнодорожного концерна Deutsche Bahn.

«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Главный советский диверсант

Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.

В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.

С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.

За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах.

Читать еще:  Вними устойчивость откоса борта карьера

«Рельсовая война»

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова приняло на рассмотрение высшее военное руководство страны. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар.

14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.

В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа (в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. — RT) сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

«Концерт» и «Багратион»

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. человек. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.

«Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр. На протяжении сентября—октября 1943 года партизанам удалось уничтожить ещё 150 тыс. рельсов. Только на территории Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Однако затем операция была остановлена из-за нехватки взрывчатки.

Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В июне планировалась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества — «Багратион». В ночь с 19 на 20 июня партизаны перешли к активным действиям. По данным германского командования, бойцы советских партизанских отрядов синхронно произвели свыше 10 тыс. взрывов коммуникаций противника.

«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске.

Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.

«Советский фактор»

«Хотя деятельность партизан была в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион», — пояснил в беседе с RT писатель и историк Александр Колпакиди.

По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно.

«Мы мало знаем о партизанах. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT.

Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо.

«Проверить это было сложно. Существовали приписки. Например, каждого уничтоженного врага они любили записать в немцы, хотя на самом деле значительную часть из них составляли полицаи-коллаборационисты, ликвидировать которых было всё-таки значительно проще. С другой стороны, о части своих больших заслуг партизаны даже сами не знали: ведь сколько противников было уничтожено в результате атаки на колонну, никто не считал», — отметил Колпакиди.

В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно.

По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор.

«Люди в лес шли не просто бить немцев, а именно в советские отряды. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР. В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев.

«Роль партизан в Великой Отечественной переоценить сложно. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало.

Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector