Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откосы насыпи или выемки

Откосы насыпи или выемки

Возведение насыпи из боковых резервов заключается в вырезании и перемещении грунта автогрейдером из резервов при продольных проходах машины. Резервы разрабатываются попеременно с обеих сторон насыпи, и грунт перемещается к ее оси. В этом случае грунт приходится перемещать как в самом резерве, так и на насыпи.

Насыпь возводят послойно, постепенно наращивая ее высоту. Если при этом не требуется уплотнения каждого слоя, а предусматриваются естественная осадка и уплотнение отсыпанного грунта, валики в насыпи укладывают вприжим. При капитальном покрытии грунт в насыпи укладывают с послойным уплотнением.

Нижний слой грунта можно укладывать двумя способами. В одном случае валики укладывают вразбежку с последующим разравниванием их отвалом, в результате получается насыпь высотой 20—30 см. Во втором случае валики укладывают наращиванием от края насыпи к оси. При этом первый валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают; второй валик перемещают через первый, третий — через первый и второй и т. д. с частичным разравниванием каждого валика.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

После отсыпки и разравнивания слоя его уплотняют. Второй слой валиков укладывают вполуприжим от оси насыпи к обочине, а для более плотной отсыпки краев несколько последних валиков укладывают вприжим. После разравнивания и уплотнения этого слоя грунта общую высоту насыпи поднимают до 0,6—0,7 м. Завершают возведение насыпи из боковых резервов разравниванием отсыпаемого грунта в насыпи.

При захватке более 500 м поверхность земляного полотна разравнивают продольными круговыми проходами вдоль насыпи, начиная от краев к середине (рис. 72). Отвал автогрейдера при этом устанавливают с углом захвата 60—90° и углом резания до 50°. Угол наклона отвала выдерживают в соответствии с заданным профилем полотна дороги. След предыдущих проходов отвала перекрывают не менее чем на 0,3 м.

При захватках до 100—150 м целесообразно разравнивать грунт автогрейдером по челночной схеме с разворотом отвала на 180°, т. е. с использованием заднего хода машины в качестве рабочего.

При захватках менее 100 м целесообразен челночный способ работы без поворота автогрейдера, но с холостым возвратом машины с помощью заднего хода без разворотов в исходное положение. В этом случае для уменьшения потерь времени включают максимально возможную скорость заднего хода.

Рис. 72. Послойное разравнивание грунта насыпи круговыми проходами:
а — перекрытие следа предыдущего прохода не менее 300 мм;

Сооружение насыпи заканчивается отделкой откосов и планированием дна резервов.

Внутренние и внешние откосы резерва высотой до 1 м отделывают автогрейдерами с помощью откосника, установленного на отвале. Отделка откосов выполняется одним-двумя продольными проходами машины. Срезаемый грунт разравнивают по Дну резерва или перемещают в насыпь. Откосы высотой до 0,6 м планируют отвалом автогрейдера, установленным на необходимый угол наклона. Планировка и отделка внешнего откоса резерва и выемок высотой 1—1,5 м при наклоне 25—70° обеспечиваются

Рис. 73. Планирование откосов насыпи

Резервы основным отвалом, вынесенным за пределы рамы автогрейдера. Для повышения устойчивости легкого и среднего автогрейдеров при выполнении этих работ передние колеса наклоняют в сторону откоса.

Откосы земляного полотна с крутизной 1 : 3 планируют автогрейдером за 2—3 прохода по одному месту. При первом проходе ровняют верхнюю часть откоса (рис. 73), двигаясь вдоль бровки, обратным проходом — нижнюю часть откоса. При этом отвалом перекрывают предыдущий проход на 20—30 см. Операции повторяют до достижения окончательной отделки откосов.

Планирование дна резервов с помощью автогрейдера показано на рис. 74. По этой схеме одновременно планируют два резерва за два прохода по одному мосту. Работу начинают от основания внутреннего откоса и ведут к внешнему.

Рис. 74. Планирование дна резервов

От одного резерва к другому автогрейдер перемещается по специально устроенным проездам.

Возможно и раздельное планирование левого и правого резервов. В этом случае Отпадает необходимость устройства проездов, но ухудшаются условия для разворотов машины в концах проходов.

Если насыпи высотой более 1 м возводят скреперами или другими землеройно-транспортными машинами, для отделочных работ и разравнивания грунта и в этом случае применяют автогрейдеры.

Грунт разравнивают круговыми проходами, начиная от краев насыпи с перемещением к середине. Угол захвата отвала 70—90°, угол резания 40—50°, угол наклона 1—3°.

Рис. 75. Сооружение полотна полунасыпью-полувыемкой:
с — поверхностное вырезание грунта, б

подрезание грунта снизу; 1—17— номера проходов автогрейдера

При сооружении насыпи на косогорах с малой крутизной учитывают, что объемы грунта, перемещаемого из канав на полотно с нагорной и подгорной стороны дороги разные, причем у последней меньше. Если возводят насыпь на косогоре с устройством одной уширенной канавы с нагорной стороны, автогрейдером совершают односторонние проходы, зарезая грунт то правым, то левым концом отвала.

На косогорах с крутизной до 20° с помощью автогрейдеров может быть построено земляное полотно способом полунасыпью-полувыемкой. Возведение дорожного полотна на косогорах с крутизной больше 20° с помощью автогрейдеров считается нецелесообразным, так как резко снижается их производительность из-за опасности бокового опрокидывания. В этих случаях следует использовать мощные бульдозеры, а автогрейдеры будут полезны для отделочных работ.
При сооружении автогрейдером земляного полотна полунасыпью-полувыемкой грунт снимают поверхностным вырезанием грунта выемки (рис. 75, а) или подрезанием грунта отвалом снизу (рис. 75, б). В первом случае грунт начинают снимать от наружной бровки выемки и перемещают его на полотно в противоположный край насыпи. Во втором случае грунт начинают срезать от внутренней бровки выемки и ведут послойно на уровне отсыпаемой насыпи. При подрезании грунта с подошвы верхний слой его обваливается сам. После каждого подрезания грунт сразу перемещают в насыпь. Если при подрезании грунта верхний слой не обваливается и образуются козырьки, его следует обрушивать. Подрезание можно вести при движении автогрейдера в одну сторону, а перемещение — при движении обратно.

Одним из видов работ по устройству выемок при сооружении земляного полотна дороги является устройство кюветов.

Кюветы устраивают при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м. Вдоль участков полотна, сооруженного полувыемкой-полунасыпью, обычно устраивают одну канаву с нагорной стороны. При песчаном грунте и высоте насыпи более 0,5 м кюветов не делают. Кюветы, сооружаемые автогрейдами, бывают треугольные и трапецеидальные (рис. 76, а, б).

Рис. 76. Поперечные профили кювета:
а — треугольного сечения, б — трапецеидального сечения; 1 — наружная бровка; 2 — наружный откос, 3 — внутренний откос, 4 — отсыпка; а — ширина кювета поверху, в — ширина дна, h — глубина кювета

Глубина кювета задается в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м кюветы имеют глубину в пределах 0,5—1,2 м, при ширине до 11м — 0,4—0,9м. Причем нижний предел принимается для супесчаных грунтов, верхний — для суглинистых. Откосы боковых канав обычно назначают 1 : 1,5, но при выполнении их автогрейдерами внутренний откос допускается 1 : 2 и 1:3. Ширину дна трапецеидальных кюветов делают в пределах 0,4—0,5 м.

Продольный уклон боковых кюветов обычно аналогичен уклону самой дороги, но не должен быть менее 0,5% и более 5%. Основная разработка кюветов выполняется отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна — откосником, закрепленным на отвале. Причем боковые кюветы глубиной до 0,5 м вырезают автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие — тяжелыми. При устройстве боковых кюветов отвал автогрейдера и сама машина принимают следующие рабочие положения.

Читать еще:  Какие материалы надо для откосов

При срезке внутреннего откоса кювета отвал устанавливают под углом захвата 35—40°. Угол резания сохраняют минимальный, а угол наклона определяют в соответствии с заданной величиной заложения. Во время работы правые колеса автогрейдера должны двигаться по дну канавы. При срезке наружного откоса канавы отвал устанавливают на угол захвата 20°, а угол резания должен иметь среднее значение.

Типовые нормальные поперечные профили насыпи и выемки

Страницы работы

Содержание работы

1.1.2 Типовые нормальные поперечные профили насыпи и выемки

Высоту насыпи в данном месте пути определяют по продольному профилю линии. Если местность имеет поперечный уклон, то до отсыпки насыпи поверхность земли соответствующим образом под­готавливают (вспахивают, делают уступы и пр.), чтобы насыпь не сползала по косогору.

Боковые наклонные поверхности насыпи называются откосами (рисунок 16.1.1). Крутизну откосов делают такой, чтобы насыпь была устой­чивой и не расползалась. Крутизна откосов – это отношение высоты откоса насыпи к его основанию. Насыпи высотой до 10 м обычно имеют крутизну откосов 1:1,5. При большей высоте откосы верхних частей насыпи (в пределах 6 –10 м) имеют крутизну 1:1,5, а нижних частей – 1:1,75, что обеспечивает их большую устойчивость.

Линия пересечения плоскости откоса насыпи с поверхностью её основной площадки называется бровкой, а площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя – обочиной. На обочину монтеры пути складывают инструмен­ты и материалы и сходят сами, пропуская поезда.

Рисунок 16.1.1 – Типовой нормальный поперечный профиль насыпи

Грунт для насыпей берут из соседних выемок (если он пригоден для отсыпки насыпей и если его не приходится перевозить на значительные расстояния) или из так называемых резервов. Резервы одновременно служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных под, для чего им придают поперечный и продольный уклоны. Если нет резервов, то для защиты насыпи от притока воды по уклону местности с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву.

Площадку между подошвой откоса насыпи и резервом называют бермой. Её ширина не менее 2 м. Если в будущем собираются строить второй путь, то со стороны его присыпки берму увеличивают на 4,10 м (расстояние между осями путей). Для стока воды бермы спланированы в сторону резервов.

Как показано на типовом поперечном профиле выемки (рисунок 16.1.2) для сбора и отвода вод, стекающих с основной площадки и откосов выемки, устраивают особые канавы, называемые кюветами. Продоль­ный уклон кюветов, как правило, совпадает с уклоном самой выемки.

Крутизна откосов выемок зависит от свойств грунтов, геологи­ческих условий и способа производства земляных работ. В благопри­ятных условиях крутизна откосов выемок глубиной до 12 м в обычных грунтах равна 1:1,5, а в скальных и некоторых других грунтах выемки имеют более крутые откосы (до 1:0,1).

Рисунок 16.1.2 – Типовой нормальный поперечный профиль выемки

Грунт, вынутый из выемки и не использованный для насыпи, укладывают в виде валов – ковальеров. Полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером называют обрезом. Обрез делают шириной 10 м и более, чтобы масса грунта кавальера не влияла на устойчивость откоса выемки. Со стороны будущего второго пути ширина обреза увеличена на 4,10 м. С верхней стороны выемки на обрезе отсыпают банкетный вал с уклоном в полевую сторону для того, чтобы вода с обреза не стекала в выемку. Для сбора и отвода воды с площади обреза служат забанкетные канавы. С нагорной стороны за кавальером делают нагорную водоотводную канаву.

Поперечные профили земляного полотна на станциях устраивают в зависимости от количества путей, рельефа местности, дренирую­щих свойств грунта и рода балласта. При малом числе путей они бывают односкатными, а при значительной ширине станционной площадки — двускатными или пилообразными (со стоком воды в лотки, канавы и другие водоотводные устройства).

Уширение насыпей и выемок

7.6.1.1Уширение земляного полотна при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог проектируют для устройства дополнительных полос проезжей части, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей, автобусных остановок или для доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги.

Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рисунок 7.1).

7.6.1.2 Двухстороннее (симметричное) уширение — это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совмещается с осью уширяемой дороги. При этом уширение выполняют путем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое уширение целесообразно при высоте насыпей и глубине выемок до 2—3 м.

Рисунок 7.1 — Схемы уширения земляного полотна

в насыпях: в выемках:

а) двухстороннее в) двухстороннее

б) одностороннее г) одностороннее

7.6.1.3 Одностороннее (несимметричное) уширение — это уширение, при котором ось уширяемой дороги смещена в сторону от оси существующей дороги, а уширение производят путем досыпки насыпи или срезки откоса выемки с одной стороны.

7.6.1.4 Для обеспечения надежного сопряжения присыпаемого грунта с грунтом существующего земляного полотна при высоте насыпи более 2 м и косогорах крутизной до 1:3 на откосах предусматривают уступы высотой до 0,5 м с уклоном 50 ‰. В насыпях из песчаных грунтов уклон уступов проектируют к оси дороги, из глинистых – от оси дороги.

7.6.1.5 При высоте насыпи до 2 м и крутизне косогоров до 1:5, как правило, предусматривают рыхление грунта на откосах рыхлителем на глубину до 0,2 – 0,25 м.

7.6.1.6 Толщину уплотняемого слоя грунта присыпаемой части насыпи принимают из расчета обеспечения коэффициента уплотнения не менее плотности грунта переустраиваемой насыпи, но не ниже требований ТКП 45-3.03-19.

7.6.1.7 В местах уширения к земляному полотну предъявляются следующие требования:

– новые грунты должны быть уложены в насыпь слоями с поперечным уклоном в сторону откосов — для исключения переувлажнения и застоя воды на поверхности отсыпанных слоев (так называемой верховодки);

– фильтрующие грунты необходимо применять в верхней части земляного полотна и в откосах. При укладке фильтрующих грунтов в нижние слои толщину слоя следует принимать не менее высоты капиллярного поднятия для этих грунтов;

– степень уплотнения отсыпаемых слоев должна быть не менее, чем существующего земляного полотна, но и не менее требований ТКП 45-3.03-19;

– крутизну откосов необходимо принимать с учетом требований ТКП 45-3.03-19.

– при симметрично уширяемых насыпях, высотой до 2 м, допускается применять любые грунты. При высоте насыпей свыше 2 м, а на дорогах I категории — 3 м пригодны только песчаные грунты. На сухих участках (1 тип местности) допускается использование супесчаных непылеватых грунтов, для 2 и 3 типа местности по увлажнению нижнюю часть полосы уширения отсыпают из песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут и высотой капиллярного поднятия до 35 см;

Читать еще:  Пароизоляция для откосов робибанд

– поверхностям слоев водонасыщаемых грунтов придают двухскатный поперечный профиль с уклоном 30—40 ‰, что способствует стоку из насыпи дренирующей из верхних слоев воды;

– из слоев водопроницаемых грунтов должен быть обеспечен вывод воды на откосы;

– не разрешается уширение водонепроницаемым грунтом насыпей, устроенных из дренирующих грунтов.

7.6.1.8 При использовании в земляном полотне различных по водопроницаемости грунтов следует соблюдать следующие требования (рисунок 7.2):

– разнородные грунты следует размещать в теле насыпи горизонтальными слоями;

– поверхностям слоев водонасыщаемых грунтов придают двухскатный поперечный профиль с уклоном 30—40 ‰ , что способствует стоку из насыпи просачивающейся воды;

– из слоев водопроницаемых грунтов должен быть обеспечен вывод воды на откосы;

– не разрешается уширение водонепроницаемым грунтом насыпей, построенных из дренирующих грунтов.

Следует также обеспечить:

– улучшение свойств грунта в верхней части рабочего слоя (улучшение зернового состава грунтов, укрепление их вяжущими);

– отвод воды (устройство прослоек, дренажей мелкого заложения);

– регулирование теплового режима (устройство теплоизолирующих слоев).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Разбивка работ

После выноски пикетажа непосредственно перед началом земляных работ производят разбивку, которая состоит в нанесении и закреплении на местности основных точек, определяющих поперечные размеры будущих насыпей и выемок с учетом уклона местности, толщины снимаемого растительного слоя и расположения боковых канав н резервов (рис. 36). Особенно сложно проведение разбивки на кривых участках (см. рис. 31).

Эту работу выполняют на основе проведенного пикетажа оси дороги, руководствуясь проектными материалами и рабочими чертежами, в которых приведены типовые поперечные профили насыпей и выемок будущей дороги, продольный профиль с рабочими отметками каждого пикета.

При разбивке учитывают конструкцию поперечного профиля дороги в окончательном виде.

На дорогах с покр’ытиями усовершенствованного типа ширина насыпи будет больше ширины дорожного полотна на величину тх вследствие крутизны откоса с заложением 1 : т, при этом понижение бровки насыпи соответствует х — h^jn и ширина насыпи

При разбивке выемок также учитывают толщину дорожной одежды, вычитая ее из отметок бровок.

При корытном и полукорытном профилях земляного полотна производят расчет ширины подлежащей отсыпке насыпи и отметок ее по бровкам.

На всех необходимых точках восстанавливают и закрепляют раз-бивочные знаки (табл. 18).

Все необходимые точки закрепляют на местности кольями. На кольях делают затески, на которых несмываемой краской указывают номер пикета и плюса, отметку насыпи и выемки. На тех участках, на которых не был вынесен пикетаж, или он оказался сбитым, пикетные точки выносят, пользуясь реперами. Из опасения, что постав-

Ленные колья могут быть сбиты землеройными машинами и автомобилями, за пределами рабочей зоны устанавливают дополнительные колья, которые позволят восстановить точки сбитых кольев.

При большом объеме разбивоч-ных работ при управлении строящейся дороги и в обл(край) авто-дорах создают специальную геодезическую службу для проведения всех разбивочных работ, которая гарантирует высокое качество переноса проектов в натуру и обеспечивает непрерывный контроль за их исполнением.

Простейшие разбивочные работы проводят с применением визирок или универсального откосника. Визирка состоит из двух металлических штанг, одна из которых (наружная) является направляющей для другой и предназначена для закрепления в грунте, другая (внутренняя) свободно передвигается по первой, имеет в верхней части горизонтальную планку и закрепляется на заданной высоте.

На участках возведения земляного полотна для закрепления оси дороги в плане перед началом работ на каждом пикете и в местах перелома продольного профиля забивают колья с двух сторон на определенном расстоянии (рис. 37).

Затем на колья делают разноску рабочих отметок путем нивелирования от репера. Полученные отметки увеличивают на одну и ту же величину, например на 0,4—0,6 м. На кольях на этой высоте прибивают планку, верх которой является линией визирования.

После этого по данным поперечного профиля вычисляют расстояния от линии визирования до поверхности земляного полотна у края проезжей части. По полученным данным закрепляют верхнюю горизонтальную планку визирки. По визиркам и линиям визирования назначают высоту насыпи, глубину разрабатываемой выемки и др.

Разбивка насыпей. На дорогах, имеющих высоту насыпи по оси до 1,5 м, забивают колья, указывающие номера пикетов и высоту насыпи, а рядом ставят веху с поперечной планкой наверху, обозначающей поверхность будущей насыпи. При насыпях большей высоты ограничиваются забивкой только кольев по оси.

При разбивке насыпей на некрутых уклонах местности для облегчения работ применяют переносный шаблон. На крутых косогорах используют рейку с водяным уровнем и откосными планками. Рейка имеет длину 3 м, планки — по 0,3—0,4 м, жестко соединенные между собой под заданным уклоном откоса насыпи (рис. 38, а).

При разбивке низового откоса насыпи производят ватерпасовку от оси насыпи вниз по уклону (рис. 38, б). В конце первого участка

Длиной—g — + тНизмеряют понижение А'(У, равное Л1# Затем проводят ватерпасовку на втором участке, равном mhu и определяют понижение точки О по отношению к точке О’ При очень крутом косогоре производят вагерпасовку третьего участка О»А» длиной ткй. 100

При длине этого участка меньше длины рейки устанавливают рейку с откосными планками так, чтобы верхняя грань откосной планки проходила через точку Л'». Направляя луч зрения по верху откосной планки, устанавливают местоположение точки низового откоса насыпи.

Верховой откос насыпи разбивают ватерпасовкой вверх от оси

Насыпи. На расстоянии, равном — g — + тН0, устанавливают положение

На месгносги точки А’ с ее превышением над точкой О, равным hv (рис. 39). Из точки А’ производят вытерпасовку в обратную сторону на величину /х =* mh^ и находят положение точки А». Разность отметок этой точки относительно А’ составляет h2. Последующие ватерпасовки производят в начале на расстоянии 12 = до точки А'» и затем снова назад1 на величину l% = mh9.

Если длина данного участка составит менее длины рейки, то ее отмечают на рейке. Из точки А'» перемещают рейку с откосными планками влево на расстояние 19. Луч зрения по откосной планке укажет точке А место пересечения откоса насыпи с поверхностью земли.

Линии пересечения откосов насыпи с поверхностью земли закрепляют кольями, но лучше провести борозду автогрейдером. Для указания направления откосов насыпи и подошвы устанавливают откосное лекало, представляющее треугольник из деревянных планок.

Разбивка выемок. По оси выемок забитый кол указывает глубину выемки. От него для сохранения отметок выносят отметку оси за пределы верхних бровок выемки. Линии верхних бровок выемок желательно обозначить нарезкой бирозды автогрейдером.

На косогоре с одинаковым поперечным уклоном заложение верхового откоса выемки вычисляют как

На косогоре с различным поперечным уклоном для нахождения мест бровок выемок применяют ватерпасовку с рейкой, имеющей откосные планки. При разбивке вверх от оси (рис. 40, б) участки ватерпасовки (/, II, III) постепенно уменьшаются и последний становится меньше длины рейки I. Если каждый участок можно перекрыть рей-

+ m# j + ht + h2 + /гя|.

Кой, то общая длина их составит

Откладывая по рейке значение общей длины по отвесу на поверхности земли, получают точку А» на линии откоса выемки. Затем с помощью откосных планок находят точку А, соответствующую бровке нагорного откоса.

Читать еще:  Наружные откосы деревом своими руками

Применяя ватерпасовку по направлению вниз от оси выемки, находят бровку низового откоса выемки. Найденные точки, определяющие линии будущих откосов выемки, закрепляют установкой на них откосного шаблона, определяющего направление откосов выемки.

Разбивку водоотводных и нагорных канав проводят путем установки по их осям кольев, на которых обозначают глубину канавы в данной гояке, а на кольях, вынесенных за пределы канавы, — et ширину. Размеры и очертания канав при работе проверяют шаблонами.

Наша компания предлагает вам не дорогие бани из профилированного бруса в Москве и Московской области. Наши поставщики имеут всю необходимую сертификацию на строительные матреиалы и гарнтируют только качественный продукт.

Приезжайте к нам в удобно расположенный офис на станции метро Таганская. Мы работаем до 20.00 часов вечера.

Все модификации бань могут менятся по вашему жалинию. Так же для вас возможно создание проекта по индивидуальному заказу. Сроки исполнения оговариваются непосредственно с каждым заказчиком.

Видео строительство дома из бруса

Ваш отзыв: Заметка: HTML теги не принимаются! Используйте обычный текст.

Рейтинг: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Технология и организация строительства объектов природообустройства

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

В зависимости от назначения выемки делят на профильные (деловые), являющиеся частью строящихся сооружений, и непрофильные (карьеры, резервы), из которых берут грунт для насыпных сооружений. С учетом срока службы земляные сооружения считают постоянными или временными, возводимыми на время производства строительных работ.

Насыпи бывают двух видов: профильные (качественные) и непрофильные. К п

рофильным относят все насыпи, возводимые в соответствии с заданными размерами в плане и по высоте и с уплотнением грунта так, чтобы они имели необходимую плотность, прочность, водонепроницаемость, статическую устойчивость.

В местах складирования не используемого из выемок грунта образуются непрофильные насыпи (отвалы, кавальеры).

К насыпям следует относить и обратные засыпки ранее образованных выемок или естественных ям и понижений. Обратные засыпки можно выполнять с искусственным уплотнением или без уплотнения.

Котлован — это временная профильная выемка для возведения искусственного сооружения ниже естественной или искусственной дневной поверхно­ти.

Траншея — линейно протяженный котлован с вертикальными или наклонными стенками для укладки трубопроводов, дрен, кабелей, ленточных фундаментов.

Карьер — сосредоточенная выемка, в которой открытым способом добывают полезные ископаемые породы, в том числе грунт для насыпных земляных сооружений.

Резерв — линейно протяженная выемка с запасом грунта, который берут для возведения линейно протяженных насыпных сооружений.

Отвал — непрофильная насыпь, место сосредоточенного складирования неиспользуемого или непригодного грунта.

Временный или промежуточный отвал — место для временного склади­рования грунта, используемого в дальнейшем для насыпей и засыпок.

Кавальер — непрофильная линейно протяженная насыпь неиспользуемого грунта вдоль линейной профильной выемки (канала, дороги).

Кювет — линейно протяженная профильная выемка в виде канавы для сбора и отвода воды от линейного сооружения (обычно вдоль дороги).

Крутизна откосов сооружений характеризуется коэффициентами заложения откосов

, где

L- длина горизонтальной проекции откоса;

Н -глубина выемки или высота насыпи;

α- угол наклона поверхности откоса к горизонтальной поверхности.

Крутизна откосов постоянных земляных сооружений задается проектом из условия их устойчивости. В нескальных грунтах т обычно не меньше единицы.

Крутизну откосов временных котлованов и траншей назначают с учетом грунтов и глубины выемок.

При глубине выемок более 5 м крутизну откосов определяют расчетом из условия их устойчивости. В переувлаженных грунтах с высоким уровнем грунтовых вод откосы принимают не круче 1:1.

Для водохозяйственного строительства наиболее характерны следующие земляные сооружения: русла открытых каналов в выемках, полувыемках, полунасыпях и насыпях; траншеи под трубопроводы и горизонтальный дренаж; котлованы под различные сооружения; земляные насыпные плотины и дамбы.

В особый вид работ следует выделить планировочные работы, выполняемые для выравнивания поверхности поля и придания ему заданного уклона. При их выполнении срезают грунт с повышенных мест и отсыпают его в понижении с общим выравниванием поверхности.

Объем земляных работ определяют в соответствии с правилами вычисления объемов геометрических тел. При сложной конфигурации выемок и насыпей их разбивают на более простые части, объемы которых определяют по формулам геометрии. Для определения объемов по многочисленным однообразным объектам (каналам, дамбам, валикам) используют готовые таблицы и вычислительные машины.

Все объемы работ при разработке принято определять по грунту в состоянии естественной плотности. Различают проектные и производственные объемы работ.

Проектные (их называют также геометрические или профильные) объемы вычисляют по геометрическим размерам, предусмотренным проектом сооружения. Для земляных сооружений в выемке и в полувыемке проектный объем определяют по геометрическим размерам выемки, а для сооружений в полунасыпи и насыпи — по геометрическим размерам насыпных частей в соответствии с проектными размерами. Производственные объемы работ соответствуют фактически выполненным с учетом дополнительных объемов, появляющихся при повторных переработках (перекидках) грунта, а также с учетом удаления и замены непригодных грунтов, переуплотнения их в профильных насыпях, необходимого запаса на осадку насыпи и основания сооружения. Обобщение опыта производства работ по строительству каналов показывает, что соотношение между профильными Vпроф и производственными Vпроизв объемами работ определяется соотношением:

Разрабатываемый в выемках грунт подлежит перемещению в насыпи. Наиболее целесообразно грунт из профильных (деловых) выемок перемещать в профильные насыпи, сводя к минимуму непрофильные объемы работ в карьерах и резервах. При больших объемах котлованов карьеры для устройства насыпей могут не понадобиться. Наиболее рационального использования грунта из выемок можно добиться при составлении баланса грунтовых масс.

Баланс грунтовых масс — это проектный документ, отражающий рациональное распределение грунта между выемками и насыпями. Его составляют в виде схем и таблиц (табл. 15) с учетом наилучшего использования грунта из профильных выемок для возведения насыпей при минимальных дальностях перемещения грунта и минимальной общей стоимости земляных работ по объекту

На схемах стрелками показывают направления всех перемещений грунта, выписывают объемы и дальности его возки. В левой части ведомости баланса грунтовых масс выписывают все виды выемок и их объемы, в правой части — насыпи и их объемы.

При составлении баланса грунтовых масс должны быть учтены работы, связанные с удалением непригодных грунтов, подготовкой оснований, обратные засыпки и дополнительные перемещения грунта, а также переуплотнение грунта в профильных насыпях, запасы на осадку и потери грунта при перемещении. Объемы выемок надо определять с учетом всех перечисленных факторов Сумма объемов всех выемок должна быть равна сумме объемов всех насыпей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector