Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Партизаны пускают поезд под откос

Партизаны пускают поезд под откос

Краткая историческая справка о развитии событий на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны и воинских захоронениях находящихся на территории Орловской области

22 июня Указом Президиума Верховного Совета в Орловской области было объявлено военное положение.

23 июня 1941 года на территории Орловской области началась мобилизация на фронт. Тысячи жителей Орловщины обратились в военкоматы с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

30 сентября 1941 г. началось немецкое наступление на Орел. 3 октября, обойдя Брянский укрепрайон, фашисты через Кромы подошли к городу. На юго-западной окраине Орла (р-н завода «Дормаш») с превосходящими силами противника 2-й танковой армии Г. Гудериана вступили в бой бойцы 146-го отдельного конвойного батальона, дислоцировавшегося в Орле (командир — капитан А.А. Лобачев), и десантники 201-й воздушно-десантной бригады 5-го воздушно-десантного корпуса. Из журнала боевых действий 5-го воздушно-десантного корпуса за 3.10.41: «Переброшено 1000 человек 201-й воздушно-десантной бригады. Посадка была произведена на трех аэродромах: Орел — 500 человек, Оптуха — 500 человек, Мценск — 75 человек». Аэродром в Орле уже находился в зоне артиллерийского огня противника. Некоторые самолеты горели, некоторые были повреждены. Десантники, покидая самолеты, с ходу вступали в неравный бой с врагом, который продолжался несколько часов.

5 июля 1943 г. на территориях Орловской, Курской, Белгородской и Харьковской областей развернулась одна из крупнейших битв второй мировой войны — Курская битва. С 5 по 11 июля 1943 г. 48-я, 13-я и 70-я армии Центрального фронта сдерживали натиск врага с Орловского плацдарма. За семь дней боев более 30 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них два уроженца Орловской области — артиллерист А.Д. Сапунов (род. в д. Кучеряевка Дмитровского р-на, погиб 9 июля в р-не ст. Поныри) и пулеметчик Я.С. Студенников (род. в д. Моховое Колпнянского р-на, после войны жил в г. Макеевке).

Одновременно с подготовкой к обороне войска готовились к контрнаступлению: операции «Кутузов» по освобождению Орловской области и операции «Полководец Румянцев» по освобождению Белгородской и Харьковской областей. План контрнаступления был разработан Ставкой и утвержден Верховным Главнокомандующим еще в мае 1943 г.

Советским войскам предстояло решить сложные задачи. Оборону Орловского плацдарма противник готовил более года. Была создана развитая система оборонительных укреплений, большинство населенных пунктов были подготовлены к круговой обороне, особенно сильно укреплены Мценск, Болхов, Орел, Карачев; минные поля имелись не только на переднем крае, но и в глубине обороны, мины противотанковые сочетались с противопехотными.

Для разгрома противника здесь были собраны значительные силы. Насчитывалось почти 1,3 млн. человек, более 21 тыс. орудий и минометов, 2400 танков и САУ, свыше 3 тыс. боевых самолетов. На участках прорыва во всех армиях сосредоточивалось от 60 до 80% сил и средств.

12 июля 1943 г. началось осуществление Орловской наступательной операции «Кутузов», в наступление перешли части Западного и Брянского фронтов.

К этому времени на Орловском плацдарме враг сосредоточил соединения 2-й танковой армии генерала Моделя и 9-й полевой армии Шмидта группы армий «Центр». Здесь находилось 37 дивизий противника: 27 пехотных, 8 танковых, 2 моторизованных.

Нашим войскам предстояло нанести два удара в общем направлении на Орел. 11-я гв. армия генерал-лейтенанта И.Х. Баграмяна и 61-я армия генерал-лейтенанта П.А. Белова должны были разгромить врага в районе Болхова и наступать на Орел с севера. Главный удар из района Новосиля намечалось нанести силами 3-й армии генерал-лейтенанта А.В. Горбатова и 63-й армии генерал-лейтенанта В.Я. Колпакчи. Им предстояло окружить и уничтожить противника в районе Мценска. Центральный фронт наносил удар на Кромы.

В течение июля шли упорные бои. 20 июля был освобожден Мценск, 28 июля — Болхов. В начале августа части 3-й и 63-й армий с тяжелыми боями подошли к Орлу.

Освобождение Орла было возложено на части и соединения Брянского фронта. Его войска продвигались к городу с севера и востока. Наступлению наших войск мешали прошедшие ливневые дожди, сделавшие дороги труднопроходимыми. Инженерные части прилагали героические усилия, чтобы обеспечить бесперебойное движение по дорогам. Инженерные части 3-й армии генерал-лейтенанта А.В. Горбатова разминировали и поддерживали в проезжем состоянии 220 км дорог, построили 38 мостов общей длиной 500 м, оборудовали 36 бродов.

В боях за Орел огромную помощь советским воинам оказывали местные жители. Они сообщали, где расположены вражеские огневые точки, заграждения, засады, указывали безопасные пути для обхода опорных пунктов.

На рассвете 4 августа 457-й стрелковый полк 129-й стрелковой дивизии полковника И.В. Панчука ворвался на станцию Семинарская. 518-й стрелковый полк 129-й стрелковой дивизии овладел д. Грачевка, перерезал железную дорогу и вышел в район Лужков, где был водружен красный флаг (ныне р-н школы № 10).

В 16 час. 32 мин. передовой отряд 129-й стрелковой дивизии завязал бой в восточной части города. В районе Пятницкой слободы рота автоматчиков 129-й стрелковой дивизии под командованием капитана В.П. Воронкова сломила сопротивление противника. Воронков вместе со ст. сержантом Соболевским и ст. сержантом Хабаровым водрузили красный флаг над Ахтырской церковью.

Северо-западнее д. Щекотихино форсировали Оку части 308 стрелковой дивизии под командованием полковника С.А. Грекова (генерал-майор Л.Н. Гуртьев погиб 3 августа в трех километрах западнее д. Калиновка). Бойцы дивизии ворвались в северную часть Орла, очистив улицы Пионерскую, Садовую (ныне ул. Горького), продвинулись к аэродрому (р-н Наугорского шоссе).

В 4 часа 40 минут 4 августа воины 5-й стрелковой дивизии 63-й армии и 380-й стрелковой дивизии 3-й армии начали бой на восточной окраине — Московской и Пушкинской (ныне Пушкина) улицах. Там же вели уличные бои танкисты 17-й гвардейской танковой бригады и 253-го отдельного танкового полка.

В 6 часов утра 4 августа группа танков 17-й гв. танковой бригады под командованием полковника Б.В. Шульгина совместно с 1260-м стрелковым полком 380-й стрелковой дивизии полковника А.Ф. Кустова, наступавшей от д. Большое Рябцево, завязала бой за железнодорожный вокзал. Дважды вокзал переходил из рук в руки, но последний штурм 1-го стрелкового батальона капитана Романова решил исход боя. Вокзал был взят. Над Иверской церковью взвился красный флаг.

В ночь на 5 августа воины 142-го стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии полковника П.Т. Михалицина с танками 231-го отд. Танкового полка вышли к Оке. Танки форсировали реку, овладели западным берегом Оки. Политработники 336-го стрелкового полка парторг П.П. Резаков и комсорг полка лейтенант Морозов с жителем города А. Аршиновым водрузили красный флаг над церковью Богоявления.

Читать еще:  Покатиться под откос это

В 4 часа 30 мин. 5 августа 129-я стрелковая дивизия основными силами находилась уже в Орле. Ее 518-й стрелковый полк очистил от врага восточную часть города и вышел на берег Оки в районе железнодорожного моста в 1 км юго-восточнее шпагатной фабрики. К 5 часам 30 минутам 129-я стрелковая дивизия вышла к устью р. Орлик.

На территории Орловской области находятся 824 воинских захоронений и мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, в которых увековечено более 100 000 погибших воинов и командиров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

«Электронный реестр воинских захоронений Орловской области» создан для того, чтобы жители Орловской области могли получить информацию о погибшем в годы Великой Отечественной войне родственнике, посмотреть карточку учета интересующего воинского захоронения, прочитать историческую справку о боевых действиях на территории области.

Ход войны

1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях – «Рельсовая война» и «Концерт». «Концерт» – это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г.

Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки последующих операций аналогичного типа. В начале сентября 1943 г. начальник Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) при Ставке Верховного Главнокомандования П.К. Пономаренко утвердил План операции по уничтожению железнодорожных путей противника (операция «Концерт»). Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т.д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение партизан производству подрывных работ.

К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. рельсов.

Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса.


Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.

Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…».

Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов.

Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население.


Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно

Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии.

Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Особенно много было разрушено рельсов на таких участках, как Лунинец – Калинковичи (41 781), Псков – Дно (23 887), Полоцк – Молодечно (21 243), Ленинград – Псков (17 659), Могилев – Жлобин (15 074), Кричев – Унеча (12 204), Орша – Минск (7982), Брянск – Унеча (7031). Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А.И. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. двухосных платформ и сотни локомотивов.

По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. авиационных бомб.

Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника – железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу.

Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре-октябре 1943 г. в результате действия партизан значительно снизилась. По некоторым оценкам, она снизилась на 35–40%, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Читать еще:  Как сделать дверной откос межкомнатной двери своими руками

В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории. В ходе её усилился приток местного населения в партизанские формирования.

Николай Азясский, ведущий научный
сотрудник Научно-исследовательского
института (военной истории) Военной
академии Генерального штаба ВС РФ,
доктор исторических наук, профессор

Музей

Владимир Бондаренко родился 15 июля 1914 года в городе Порт-Петровск (ныне Махачкала, Дагестан) в семье рабочего. С 8 лет, после смерти родителей, он переехал к старшему брату в город Орехово-Зуево Московской области. Здесь он окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), стал мастером арматурного цеха завода «Карболит». Комсомольская организация избрала Владимира комсоргом цеха. Работал наладчиком автоматов в инструментальном цехе завода «Карболит».

В 1939-м году Бондаренко В.И. был призван в ряды Красной Армии и направлен в Белорусский военный округ.

С начала Великой Отечественной войны находился на фронте. Полк, в котором служил Владимир, оказался в окружении. Бойцы залегли в цепь и отстреливались. В августе 1941 года в бою под городом Гомель он был тяжело ранен, остался на оккупированной территории, скрываясь у местных жителей. Тяжёлая рана вызвала длительную болезнь, он поднялся на ноги только через полтора месяца.

Избушку посещали люди, и по обрывкам разговоров боец догадался, что хата, где он находился, — партизанская явка. Когда он окреп, хозяйка дома свела его с партизанами. Владимир Бондаренко, знавший саперное и минное дело, мастер на все руки, был зачислен в партизанскую группу, активно действовавшую в Гомельских лесах, которой руководил Ф.И. Кравченко и А.П. Коробицын.

В первые месяцы войны партизанские нападения еще не были крупными. Но они были повсеместными и давали огромный эффект – отвлекали часть войск противника на борьбу с партизанами и охрану важнейших объектов, особенно коммуникаций, которые все более растягивались. Партизаны вели открытую вооруженную войну, целенаправленную и организованную. Уже в директивах Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г., в Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «О задачах партизанского движения» были определены задачи, конкретные формы и методы борьбы советских партизан и подпольщиков. На оккупированной территории партизаны создавали невыносимую обстановку для врага, уничтожали живую силу, материальные средства и боевую технику. В отрядах было от 20 до 300 бойцов, а в соединениях – от 300 до нескольких тысяч.

2 марта 1942 года группа Бондаренко вошла в состав Черниговского партизанского соединения под командованием А. Ф. Фёдорова. В отряде Бондаренко стал минером. Началась рельсовая война, в которой проявился талант подрывника Бондаренко. На участке дороги Добруш-Злынка в неимоверно трудных условиях он собственноручно подорвал 5 воинских эшелонов врага и принял участие еще в 8 групповых подрывах. Бондаренко назначили старшиной отряда имени Богуна (командир Кравченко). Несмотря на состояние здоровья, Владимир настоял на участии в подрывной работе.

В его боевой характеристике записано: «…тов. Бондаренко за время пребывания в соединении партизанских отрядов показал себя как исключительно смелый и отважный боец, чем заслужил большой авторитет не только в кругу партизан-подрывников отряда имени Богуна, но и среди партизан соединения».

Но из-за прогрессирующей болезни в феврале 1943-го года был эвакуирован в Москву, в партизанский госпиталь. Впрочем, вопреки наставлениям врачей, Бондаренко вскоре вернулся обратно в свой отряд. Вместе с товарищами осуществил десятки диверсий на Ковельском железнодорожном узле, на железнодорожном участке Ковель—Брест: за 26 дней в июле-августе 1943 года под откос было пущено 11 воинских эшелонов врага, взорвано 80 платформ с автомашинами, танками, пушками, уничтожено 250 вражеских солдат и офицеров.

Несколько дней Бондаренко и подрывники его группы потратили на то, чтобы выследить и подорвать «голубую стрелу» — воинский эшелон с солдатами и офицерами , которые за отличия в боях были поощрены отпусками в Германию. Они получили за все сполна.

Свой опыт старшина Бондаренко передавал молодым подрывникам. Он вместе с учениками построил в лесу учебную узкоколейку, которую партизаны называли «детской железной дорогой». На ней опытный минер обучал молодых бойцов подрывному делу. Показывал боевым товарищам, как работать с минами замедленного действия, снабженными электрочасовым механизмом. Бондаренко принял участие в разработке приспособления, делавшего мину практически неизвлекаемой.

Владимира Илларионовича отличало не только хладнокровие, умение в любых обстоятельствах действовать расчетливо и решительно, преодолевая страх, но и способность сохранять спокойствие в самой напряженной обстановке. Однажды молодые подрывники принесли на занятия мину замедленного действия, с которой никто из партизан не встречался, Бондаренко оставил ее у себя. Вскоре, сославшись на нездоровье, он разбил в нескольких километрах от базы палатку и в полном одиночестве пробыл в ней три дня. За это время он досконально изучил новинку, для этого разобрав и собрав ее.

Весной 1943 г. Украинский штаб партизанского движения направил соединение А.Ф. Федорова в рейд по правобережной Украине с заданием наладить систематическое крушение поездов на железнодорожных магистралях Брест-Ковель-Луцк, Холм-Ковель, дезорганизовать движение на шоссейной дороге Брест-Ковель.

Тщательно охраняли фашисты дорогу Ковель-Брест. На каждом километре будка путевого обходчика, превращенная в пулеметное гнездо. От будки до будки ходят патрули. И первая, и вторая, и третья вылазка партизан-взрывников оказались неудачными. Вот тут Бондаренко снова напомнил о себе: «Разрешите мне! Пока не взорву эшелон с войсками – не вернусь!»

Бондаренко не приходил на базу несколько суток. В первую ночь его обстреляла охрана, во вторую — поезд прошел в другое время. Минер и его помощник, хорошо знавшие пунктуальность немецких фашистов, за несколько суток тщательно проследили маршрут движения охраны, Они выбрали наиболее выгодный участок подхода к железной дороге – через болото. Но оно лежало на открытой местности. Как быть? Всю ночь Бондаренко просидел в воде. Улучив удобный момент, вылез на полотно и поставил мину. 7 июля взрыв потряс окружающую местность. И он был не последним. С 7 июля по 1 августа 1943 года на железной дороге Ковельского узла было подорвано 65 поездов. Скорость движения воинских эшелонов снизилась с 40-50 до 25-30 километров в час..

Читать еще:  Пленка для пароизоляции откосов

Гитлеровцы предприняли чрезвычайные меры. Перестали пускать поезда ночью, а днем сопровождали усиленной охраной. Впереди эшелонов посылали платформы с песком. Но, несмотря на меры предосторожности, вражеские поезда все равно взлетали на воздух. Только за период с 23 июля по 24 августа Владимир Бондаренко пустил под откос 11 эшелонов врага; 80 платформ с танками, автомашинами, пушками не дошло до фронта. Также интенсивно действовали и другие диверсионные группы.

Летели под откос поезда. Отзвуки партизанских взрывов гремели не только в краю народных мстителей – Полесье, но и на Житомирщине, в Польше. И люди вдохновлялись, вступали в партизанские отряды.

Партизаны одновременно вели войну с бандеровцами. К тому времени участились вылазки этих бандитов по всему течению реки Стохода. Шайки украинских националистов нападали на населенные пункты, которые поддерживали партизан, на партизанские базы, мешали вести диверсионную работу на железной дороге.

Партизаны одновременно вели войну с бандеровцами. К тому времени участились вылазки этих бандитов по всему течению реки Стохода. Шайки украинских националистов нападали на населенные пункты, которые поддерживали партизан, на партизанские базы, мешали вести диверсионную работу на железной дороге.

6 ноября 1943-го года группа подрывников соединения черниговских партизан, возвращаясь на базу после выполнения боевого задания, попала в засаду возле села Березичи Любашевского района Волынской области. Входивший в состав группы В. И. Бондаренко погиб в бою, прикрывая отход товарищей.

В вещевом мешке партизана нашли потертую записную книжку. На одной из ее страниц размашистым почерком Владимира Илларионовича были написаны слова Николая Островского: «Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе и только к победе – и никуда иначе!» Эти слова были девизом отважного минера.

Партизаны похоронили В.И. Бондаренко в районе расположения штаба соединения, в деревне Березовичи Любешовского района Волынской области Украины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года Бондаренко Владимиру Илларионовичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые подвиги награждён орденом Ленина, боевыми медалями.

В наградном листе героя есть такие слова: «При выполнении боевых заданий Бондаренко В. И. проявил себя как исключительно смелый и отважный боец и служил примером дерзости и храбрости не только для бойцов своей диверсионной группы, но и для всего отряда».

Подрывник-партизан, Герой Советского Союза, Владимир Илларионович Бондаренко посмертно награжден и высшим воинским орденом Польской Народной Республики – «Крестом храбрых» за совместные действия с польскими партизанами против фашистских оккупантов.

В начале 70-х годов земляки героя – работники завода «Карболит», перезахоронили прах В.И.Бондаренко. Новым местом упокоения стало село Лобня, где находился штаб партизанского сопротивления. Здесь же был организован Музей партизанской славы.

В городе Орехово-Зуево именем В. И. Бондаренко названы улица и проезд, а на улице Стаханова, где до войны находился дом героя, был установлен памятный знак, который в 2008 году заменён мемориальной доской на стене дома № 4 по улице Бондаренко (на фото).

В 1986 году имя Героя Советского Союза В. И. Бондаренко присвоено старейшему в стране Орехово-Зуевскому профессионально-техническому училищу № 1, (ранее — ФЗУ), ныне ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко».

История одного клина: во время фашистской оккупации партизаны вели «рельсовую войну»

Поезд клином вышибали

Во время фашистской оккупации партизаны были вынуждены вести «рельсовую войну», чтобы прервать движение вражеских эшелонов, которые везли на фронт боеприпасы, танки, пушки, горюче-смазочные материалы и солдат. Составы пускали под откос, подрывая рельсы, а также «сбивая» их с пути при помощи специального клина. Такой уникальный экспонат хранится в экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Эффективнее мины

— Это металлическое устройство весит 18—20 килограммов. На установку партизанского клина требовалось несколько минут, а по результативности он превосходил мины, — рассказала Татьяна Тройнель, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. — Такое устройство использовали в своей диверсионной деятельности партизаны Минской и Полесской областей. Испытали новое оружие в действии зимой 1942—1943 гг., в это время партизаны остро нуждались во взрывчатке. Вскоре партизанский клин получил всеобщее признание у народных мстителей. Даже Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, в то время начальник Центрального штаба партизанского движения, лично в радиограмме поздравил с изобретением мощного средства борьбы его автора — Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе.

Партизан-изобретатель

Партизанский клин придумал человек, имевший непосредственное отношение к железной дороге. Тенгиз Шавкулидзе, родившийся в 1913 году в Кутаиси, после окончания школы работал в депо паровозным слесарем, был помощником машиниста, в сентябре 1931-го поступил в Закавказский институт инженеров путей сообщения в Тбилиси, а через три года перевелся в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. После завершения учебы он работал по специальности, пока в октябре 1939-го его не призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.


Счет на десятки

Самодельный партизанский клин поступил в музей истории Великой Отечественной войны в 1972 году. Сдал его Герой Советского Союза Григорий Аркадьевич Токуев, прошедший путь от подрывника до командира партизанского отряда. При его личном участии было пущено под откос 19 вражеских эшелонов, в том числе два — с помощью именно этой «партизанской стрелки». А диверсионно-подрывная группа, которой руководил Григорий Токуев, отправила под откос 55 воинских эшелонов, а 35 составов обстреляла.

— Григорий Аркадьевич родился в Архангельской области в 1917 году. Работать он начал, окончив 6 классов. Службу в Красной Армии проходил в 214-й воздушно-десантной бригаде в Марьиной Горке — она положила начало созданию десантных подразделений на белорусской земле. В июне 1941-го, когда воины бригады вступили в борьбу с фашистами, Токуев был командиром минометного взвода. Уже в сентябре он попал в плен, дважды пробовал бежать, но удачной стала лишь третья попытка — в мае 1942-го. Так он оказался в партизанском отряде, где занялся подрывным делом. В марте 1943 года Григория Аркадьевича наградили орденом Ленина, а в августе 1944-го присвоили звание Героя Советского Союза, — называет Татьяна Владимировна основные вехи военного пути подрывника.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector