Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезд тот что идет под откос

Крушение императорского поезда

Крушение императорского поезда

Последствия крушения поезда
Подробные сведения
Дата17 ( 29 ) октября 1888
Время09:10 MSK (06:10 UTC)
МестоПершотравневое
СтранаРоссийская империя
Железнодорожная линияКурско-Харьковско-Азовская железная дорога
ОператорМПС Российской империи
Тип происшествияКрушение поезда
Причинапричины технического характера
Статистика
Поезда1
Число пассажиров290
Погибшие21
Раненые68
Ущерб10 вагонов состава
Медиафайлы на Викискладе

Круше́ние импера́торского по́езда — железнодорожная катастрофа, произошедшая 17 (29) октября 1888 года с императорским поездом на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под Харьковом (в Змиевском уезде). Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи остались живы. Спасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное; на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Содержание

  • 1 Место крушения
  • 2 Ход событий
    • 2.1 Крушение
    • 2.2 Последствия крушения
    • 2.3 Ликвидация последствий
  • 3 Расследование причин
    • 3.1 Некачественные пути и неисправность вагона
    • 3.2 Теракт
  • 4 Память о событии
    • 4.1 Храм и часовня
    • 4.2 Другие памятники
      • 4.2.1 Могила камер-казака Сидорова
      • 4.2.2 Памятник Александру III
      • 4.2.3 В кинематографе
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Место крушения [ править | править код ]

Место железнодорожной катастрофы — нынешнее село Першотравневое, где находится племенной завод «Червоный Велетень» [1] . Расположено при речке Джгуне, приблизительно в 27 км от Змиёва. В последней четверти XIX века в селе насчитывалось около 1500 жителей, осуществлялся отпуск хлеба и имелась станция Курско-Харьково-Азовской железной дороги [2] [3] .

Ход событий [ править | править код ]

Крушение [ править | править код ]

Авария Императорского поезда произошла 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в пределах, установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. В нарушение правил поезд вели два паровоза, товарный Т.164 завода Зигля [de] (0-3-0, 1875 г. в. , 38 т, конструкционная скорость 58 км/ч) и пассажирский П.41 (1-2-0, 1871 г. в. , 32 т, конструкционная скорость 82 км/ч) Коломенского завода братьев Струве [4] [5] [6] .

Галопирующие в разных ритмах паровозы на скорости 68 км/ч расшатали слабое верхнее строение пути частной железной дороги, второй паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами. При таких условиях произошёл сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 5 сажен [7] ). Тяжелые царские вагоны раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда.

По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился. [8] Мария Фёдоровна «по свежим следам» следующим образом описала события своему брату греческому королю Георгу [ источник не указан 406 дней ] :

Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и всё вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Всё падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела ещё Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. (…) Всё грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мёртвая тишина, как будто в живых никого не осталось. (…)

Последствия крушения [ править | править код ]

Перед глазами уцелевших от крушения предстала ужасная картина разрушения. Все бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели царя и его семью живыми и невредимыми. Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, он полулежал на левой стороне насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков [9] .

Во всём поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять, остановившихся от действия автоматических тормозов Вестингауза. Остались целыми также и оба паровоза. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, все находившиеся в нём погибли и были найдены в обезображенном виде — 13 изуродованных трупов были подняты с левой стороны насыпи из остатков этого вагона. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.

Обсыпанные землёй и обломками, из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай Александрович — будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, лица свиты, бывшие приглашёнными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.

Читать еще:  Величина откоса для супеси

Сразу же стало известно, что у императрицы «помята» левая рука, ушиблена спина у шестилетней великой княжны Ольги, которую выбросило в окно на крутую насыпь. Сам император пострадал от ушиба спины [10] .

По материалам проведённого следствия было установлено, что во время катастрофы погиб 21 человек и ранено 24 человека. Позже из числа раненых умерло двое [11] .

Ликвидация последствий [ править | править код ]

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III лично распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то что у неё самой повреждена была рука выше локтя и что она осталась в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и оказывала помощь.

Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Только в сумерки, когда все погибшие были опознаны и не осталось без помощи ни одного раненого, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыла на станцию Лозовую, где ночью было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Затем императорский поезд отбыл в Харьков для дальнейшего следования в Санкт-Петербург.

Расследование причин [ править | править код ]

Некачественные пути и неисправность вагона [ править | править код ]

С ведома царя расследование причин катастрофы в Борках было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда.

Сразу же после аварии главный инспектор железных дорог барон Шернваль, который ехал на царском поезде и сломал ногу в аварии, вызвал управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог С. Ю. Витте и директора Харьковского политехнического института Виктора Кирпичёва, чтобы возглавить расследование на месте. Впоследствии в Санкт-Петербурге к ним присоединился вышеупомянутый Анатолий Кони.

В предыдущие годы Витте регулярно управлял имперскими путешествиями железной дорогой, и царь его хорошо знал. Витте утверждал, что предупреждал ранее правительство о недостатках в компоновке поезда, в частности, использование парных паровозов и неисправных вагонов-салонов.

Трое следователей не определили непосредственную причину аварии. Витте настаивал, что это было вызвано превышением скорости, что освобождало от ответственности железнодорожное управление; Кирпичёв обвинил гнилые деревянные шпалы, в то время как Кони переложил вину на руководство железной дороги, что освобождало от ответственности государственных должностных лиц. Витте, в частности, маневрировал между обвинением чиновников и увольнением министра путей сообщений Константина Посьета. В конце концов император Александр III решил дело тихо закрыть, позволил Шернвалю и Посьету уйти в отставку и назначил Витте директором императорских железных дорог. Несмотря на усилия Витте, железнодорожное управление не обошлось без внимания общественности. Подрядчика строительства Курско-Харьковской линии, Самуила Полякова, который умер за два месяца до аварии на похоронах своего делового партнёра и друга, посмертно обвинили в низком качестве строительства железной дороги. Общественность в частности «причислила» ему некачественный балластный гравий под шпалами, который не смог погасить колебания.

По выводу сложной экспертизы, произведенной целой группой особо сведущих в железнодорожном деле лиц, крушение произошло от чрезмерной тяжести поезда при чрезмерной скорости на слабом пути, а основанием к такому заключению послужило то, что, вопреки точным и вполне определённым специальным правилам о поездах чрезвычайной важности, потерпевший крушение поезд состоял вместо одиннадцати из двадцати двух шестиколесных вагонов и весил поэтому вдвое больше, имел неудовлетворительный и портившийся в пути автоматический тормоз, не имел никаких приспособлений для сигнализации, даже простой веревки между локомотивом и вагонами, двигался со скоростью шестидесяти пяти верст в час вместо установленных тридцати семи и шел двойной тягой, то есть с двумя паровозами, тоже вопреки правилам разного типа (пассажирским и товаро-пассажирским). Это, стоившее многих жертв, крушение произошло на уклоне в 0,013, тогда как для Европейской России maximum уклона составляет 0,008, и в таком месте, где гнилые шпалы удерживали в себе костыли от расшитых поездом рельсов в некоторых местах в четырнадцать раз слабее нормального.

В итоге были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон К. Г. Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько, начальник управления железных дорог инженер Салов (которого император посчитал главным виновником катастрофы [13] ) и ряд других лиц.

Теракт [ править | править код ]

Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова [14] и М. А. Таубе [15] (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями (см. «Народная воля»). Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу. Согласно свидетельствам, записанным в мемуарах Ольги Александровны, в момент аварии поезд резко покачнулся, и спустя мгновение вагон столовой разорвало в клочья, а колёса с половиной вагона отрезало взрывом [16] [17] , а после событий в семье разговоры шли якобы исключительно о теракте, а не обычной аварии. Официальная версия о неисправности путей также якобы была сделана, дабы избежать «вдохновления» других возможных злоумышленников последующих терактов. [18]

Читать еще:  Бровка откоса что это

Из поезда под откос.

Случилось это во времена перестройки с моей коллегой Зиной. Возвращалась она из отпуска, с юга. Не помню уж в каком городе, но на большой узловой станции, возможно в Ростове -на-Дону, садилась она на поезд. Все уже вышли на перрон, ждут по расписанию посадку. Обьявили, что поезд задерживается.Ждут. Ждут. Подходит поезд, народу много, раз задержался, то сократят посадку. Все нервничают и Зина тоже. У неё два чемодана, большая сумка через плечо. Наконец впихнулась, протиснулась по вагону, ищет место. Пока нашла место, поезд тронулся. Зина облегчённо вздохнула, присела, перевела дух.. и вдруг.. что то не так. Место занято, да и вообще, почти все места заняты и главное , у многих уже постели и многие уже лежат. А поезд то формировался на этой станции, не могли люди уже лежать, есть, спать. Явно они давно едут. Зина ещё с маленькой надеждой в голосе спросила, а куда , собственно, поезд едет? Ей ответили , что в сторону юга. А у неё были билеты в северном направлении. Караул! Не тот поезд. Конец лета, купить новые билеты проблема, эти за 30 дней покупала. Да и денег нет, осталось в обрез. Она к проводнику. » Остановите поезд, я выйду!» Ей отвечают:- «Нельзя , едем по пригороду». Зина мечется в тамбуре. Выехав за город поезд стал притормаживать, почти совсем остановился. Зина покидала чемоданы и сумки и сама спрыгнула. Представьте высокую насыпь , на которой ж.д. пути, покрытая травкой, а внизу сельская дорога и домики. У домика на скамейке сидит дед и видит, как выкинули из поезда и катятся с насыпи чемоданы, сумка и тётка. Зине было около 50, высокая, крепкая женщина. Подхватывает эта тётка свои баулы и бежит к оторопевшему деду с криком » Дяденька, как до города добраться?» Он говорит » До трассы около километра, а там до города км 3″. С чемоданами быстро не добежать. Пока Зина металась, по дороге едет местный почтальон на велосипеде. Зина кинулась к нему. Видимо отчаяние на её лице заставило почтальона согласиться без уговоров. Не знаю уж как , но оба бегом везли эти чемоданы на велосипеде до трассы. У трассы кафешка и стоит машина. Зина подскакивает к водителю, просит довезти до вокзала, всё это в горячке, с жестикуляцией. Водитель отказывает, так как ждёт хозяина, который обедает в кафе. Зина бежит в кафе, находит хозяина. В своей трагедии она была весьма убедительна. Хозяин разрешил. Едут. Сидя в машине, Зина с горечью понимает, что на поезд она опоздала. Сейчас потратит за машину последние деньги. Знакомых в этом городе нет. Пропадут билеты на поезд Москва -Мурманск, так как она опоздает и в Москву. В голове всё смешалось, она затихла и как будто «сдулась». Подьехали к вокзалу, Зина просто от безысходности по инерции пришкандыбала на тот же перрон. Мама дорогая! Зинин поезд стоит, посадка заканчивается. Она взбодрившись вскакивает в вагон, ещё не веря своей удаче. Остановилась отдышаться. Видит, на неё вытаращив глаза смотрит женщина. Это была пассажирка, с которой рядом на перроне ждали посадки. Женщина в полном недоумении спрашивает у Зины. » Как Вы здесь оказались? Вы недавно уехали на юг, я сама видела как Вы сели и поезд ушёл».

К чему снится поезд

Большинство снов про поезда психоаналитик считал предвестниками неприятностей, и лишь пара образов по его мнению принесут что-то хорошее.

Тот, кто увидит во сне вагон поезда, начнет испытывать различные жизненные трудности и сложности в семейных отношениях. Если вагон окажется закрытым, то вам стоит готовиться к измене и предательству, за которыми последует череда неудач.

Грядущее путешествие разочарует вас, если во сне вы сядете в поезд (а вот покидать его — к удаче).

Железнодорожная катастрофа говорит о крахе ваших надежд.

Скорый поезд символизирует скорое исполнение желаний. Но на пути к благополучию и благосостоянию может встать ваш собственный эгоизм, от которого надо отказаться. Об этом просигнализирует сон про спальные вагоны.

Важное уточнение: если они приснятся девушке, значит, нужно поменять свое поведение. Иначе легкомысленность навредит вашим делам.

Когда на сердце тяжесть, а в душе печаль и тоска, вам может присниться едущий поезд. Его длина говорит, как долго продлится ваше депрессивное состояние. Если во сне вы только садились в вагон, то вас ждут различного рода перемены, а если уже находились в пути, то наяву вам тоже предстоит отправиться в дорогу. Чем больше вы увидите багажа, тем больше хлопот вам предстоит в ближайшее время. Связаны они будут с близкими людьми.

Шли во сне по рельсам — ждите конфликтных ситуаций в ближайшем окружении, но не переживайте — на вас они никак не отразятся. Если данный образ не имеет никакого контекста, то это говорит о дополнительных неприятных задачах на работе, возникших из-за непредвиденной ситуации. Если же таким способом вы добираетесь до дома, то это благоприятный знак — у вас есть все шансы перейти на должность, о которой вы давно мечтаете.

Сам поезд снится к радостной встрече, но если вы будете ехать на нем, вы впадете в тоску.

Читать еще:  Пенопластовые откосы своими руками

Разный тип поездов имеет разное толкование: пассажирский говорит о грядущих важных переменах; скорый — о быстрой реализации ваших задумок; товарный — о выгодной торговле. Но все эти значения перечеркивает сошедший с рельс поезд — в этом случае вас будут преследовать неудачи.

Если вам снится не весь состав, а конкретный вагон, воспримите это как предупреждение — над вами нависла угроза.

Хорошим символом считается гудок паровоза во сне. Это значит, что судьба будет давать вам знаки, касающиеся будущих событий.

Вагон — это замкнутое пространство, поэтому Фрейд соотносил его с женскими половыми органами. Вагон с широко распахнутыми дверями предупреждает, что нынешний партнер не будет вас удовлетворять.

Страх перед интимной близостью отражает сон, в котором вам не удастся сесть на поезд. Чем сложнее вам будет найти свой вагон во сне, тем дольше продлятся поиски идеального партнера наяву.

Тщетные попытки покинуть вагон говорят о ваших отклонениях в сексуальном поведении. Тягу к многочисленным сексуальным связям с разными людьми выдает сон, в котором вы будете считать вагоны в проезжающем составе. Аналогичное толкование имеет сон, в котором вы по ошибке попадете в чужой вагон. Ехали на своем месте — значит, вы непритязательны в сексе и в некотором смысле оторваны от жизни.

Идеально чистый вагон сулит новый роман (хотя и старый вас в целом устраивал); грязный, ржавый, отдельно стоящий — указывает на болезни половой системы, а в составе поезда отражает вашу брезгливость ко второй половине из-за нечистоплотности. Проблема остается нерешенной, поскольку у вас не хватает смелости обсудить ее со своим партнером.

Находиться в своём вагоне — вы непритязательны в сексе и в определённом смысле оторваны от жизни.

Цистерны пошли под откос

Власти направили в Камешковский район необходимые силы и средства, чтобы вместе с аварийными службами «РЖД» как можно скорее восстановить движение на участке Владимир — Ковров.

Для минимизации экологического ущерба вокруг разлитого топлива устроили земляные борта. Затем из этих резервуаров откачают, где возможно, мазут, а загрязненную почву отправят на переработку. Специалисты «РЖД» отслеживают состояние грунта, воздуха и воды.

Возбуждено уголовное дело по признакам нарушения правил эксплуатации железнодорожного транспорта. Круг виновных и размер ущерба уточняются.

Авария внесла изменения и в расписание движения на Горьковской железной дороге. Сразу после аварии железнодорожники вернули в Нижний Новгород одну «Ласточку», отменили несколько поездов, предоставив пассажирам возможность продолжить поездку в других составах, организовали доставку пассажиров до незатронутых аварией крупных станций на автобусах, чтобы там можно было опять занять места в поездах. Несколько поездов пустили в объезд через другие станции. Так, 17 ноября пассажирам с билетами на поезд, уходящий из Нижнего в Москву в 13.36, пришлось уехать на 2,5 часа позже в другом составе, а тем, кто собирался отправиться из Москвы в Нижний в 14.00, сделать это удалось только в 15.43 и тоже другим поездом. Конечно, можно было сдать билет, причем железнодорожники гарантировали, что «при отказе от поездки возврат и переоформление проездных документов производится без удержания дополнительных платежей и сборов».

Если пассажиров из Нижегородской области, пользующихся электричками, последствия авария практически не затронули (самый дальний электропоезд в этом направлении идет до Гороховца, находящегося гораздо ближе к Нижнему Новгороду, чем место происшествия), то во Владимирской области. пришлось отменить и шесть пригородных поездов. На поезде Владимир — Ковров (и в обратном направлении) можно было доехать только до станции Второво. Однако оперативная реакция «РЖД», по мнению властей города Коврова, помогла избежать больших неудобств.

— Поскольку железнодорожники очень быстро пустили дополнительные автобусы, надеемся, транспортная проблема у нас будет нивелирована, — официально заявила пресс-секретарь администрации Юлия Миронова.

На момент сдачи номера в печать на сайте РЖД появилось сообщение, что «движение поездов по первому пути на перегоне Новки-1 — Тереховицы во Владимирской области восстановлено», по одному из путей на перегоне Новки-1 — Тереховицы уже пустили поезда. После восстановления контактной сети на втором пути можно будет вернуться к обычному графику движения.

Виновным в сходе вагонов грозит до 5 лет колонии

Уголовное дело по факту схода вагонов с мазутом во Владимирской области было возбуждено через несколько часов после инцидента. «Приволжским следственным управлением на транспорте СК России по факту схода с рельс 33 грузовых железнодорожных вагонов возбуждено дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека)», — сообщили в управлении.

В СК уточнили, что по делу допрашиваются свидетели, готовится к назначению ряд экспертиз, продолжается осмотр места происшествия и изучение технической документации, а также устанавливается точный размер ущерба. Уже выяснилось, что днем 16 ноября на железнодорожных путях в месте схода поезда проводились ремонтные работы. «Следователями оценивается, каким образом данные работы могли повлиять на произошедшее, зафиксирована вся обстановка и механизм проведения ремонтных действий, изъяты все вещественные доказательства, имеющие отношение к произошедшему», — пояснили в СКР.

Установлены и допрошены очевидцы произошедшего, а также лица, чьи действия могли привести к возникновению аварии. Также изучается состояние самого железнодорожного состава.

Фигурантам расследуемого дела при установлении их вины будет грозить до 5 лет лишения свободы (или принудительные работы на тот же срок).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector