Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезда под откос во время войны

Фотограф-партизан, пускающий под откос поезда. Неизвестные негативы Александра Боровского

Имя Александра Боровского нечасто встречается среди имен фотографов Великой Отечественной войны. Он не стал легендой советской военной фотографии, а, как и многие другие, был несправедливо забыт временем. Но его снимки, дошедшие до нас, являются бесценными историческими свидетельствами периода Второй мировой войны.

Александр Никифорович Боровский родился в селе Стачек (Бельский район, Гродненская область) в Белорусской ССР в 1912 году. Боровский участвовал в войне с белофиннами, будучи в 9-й армии, а с 1941 года он, в звании капитана, работал в газете «Красная звезда».

Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).

То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.

Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.

u043bu0438u0448u043du0438u0439 u0440u0430u0437 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043bu0438. u0422u0430u043c, u0433u0434u0435 u0441u043eu043bu0434u0430u0442u044b u0438u0434u0443u0442 u043du0430 u0448u0442u0443u0440u043c.

«u041du0430u0448u0438 u0432u043eu0439u0441u043au0430 u0434u0432u0438u0436u0443u0442u0441u044f u043fu043e u0434u043eu0440u043eu0433u0430u043c u043a u0421u0435u0432u0430u0441u0442u043eu043fu043eu043bu044e. u041au0440u044bu043c, 1944 u0433.»

u041au0442u043e u044du0442u0438 u043bu044eu0434u0438 u0441u043bu0435u0432u0430, u0443 u043eu0440u0443u0434u0438u044f? u0410u043du0433u043bu0438u0447u0430u043du0435? «,»nick»:»Al Su»,»userId»:47237,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 12:14:29″,»updatedAt»:»2020-12-04 12:14:29″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»5b7fbb87caab6c3044bdbd6004956c40.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»135948″:<"id":"135948","comment":"

u0421u043au043eu0440u0435u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u044du0442u043e u043fu043bu0435u043du043du044bu0435 u0440u0443u043cu044bu043du044b. u0418u0445 u0432 u041au0440u044bu043cu0443 u043eu0447u0435u043du044c u043cu043du043eu0433u043e u0432 u043fu043bu0435u043d u043fu043eu043fu0430u043bu043e. «,»nick»:»u0410u0440u0442u0443u0440 u0411u043eu043du0434u0430u0440u044c»,»userId»:458811,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 13:26:40″,»updatedAt»:»2020-12-05 12:03:39″,»parentId»:135933,»edited»:1,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136036″:<"id":"136036","comment":"

u0424u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438 u043fu043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u043eu0447u043du044bu0435. «u041au043eu043bu0445u043eu0437u043du0438u043au0438 u0441u043bu0443u0448u0430u044eu0442 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437 u043e u043fu043eu0434u0440u044bu0432u0435 u0436.u0434. u043cu043eu0441u0442u0430». u041au043eu043bu0445u043eu0437u043du0438u043au0430u043c-u0442u043e u0447u0442u043e u0437u0430 u043fu0435u0447u0430u043bu044c u0434u043e u043cu043eu0441u0442u0430 ? u0418u043c u043du0443u0436u043du043e u043eu0442 u0433u043eu043bu043eu0434u0443 u043du0435 u043fu043eu0434u043eu0445u043du0443u0442u044c. «,»nick»:»u0415u0432u0433u0435u043du0438u0439 u0421u0430u0432u0443u0448u043au0438u043d»,»userId»:31116,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-04 20:34:19″,»updatedAt»:»2020-12-04 23:53:19″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»136116″:<"id":"136116","comment":"

u0414u0430, u043eu043du0438. u041du043e u043au0430u043a-u0442u043e u043eu043du0438 u043du0435 u043fu043bu0435u043du043du043e u0432u044bu0433u043bu044fu0434u044fu0442)) «,»nick»:»Al Su»,»userId»:47237,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-12-05 12:05:03″,»updatedAt»:»2020-12-05 12:05:03″,»parentId»:135948,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»5b7fbb87caab6c3044bdbd6004956c40.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>

2 тайны Сильвестра Матушки, подрывающего пассажирские поезда

В начале тридцатых годов прошлого века неизвестный подрывник несколько месяцев держал в страхе путешествующих по Германии, Венгрии и Австрии. В результате двух взрывов, прогремевших на железнодорожных путях, погибли десятки людей. Преступника задержали и осудили в 1932 году, однако через 12 лет он исчез при непонятных обстоятельствах.

Первый взрыв обошелся без жертв

Около 22.00 18 августа 1931 года на железной дороге возле небольшого городка Ютербог произошел мощный взрыв. На воздух взлетело 3,5 метра железнодорожных путей, движение по которым — сказывалась близость Берлина — было чрезвычайно плотным. Скорый поезд D 43, ехавший из Берлина в швейцарский город Базель, сошел с рельсов. Под откос пошло 8 вагонов. Ранены оказались больше сотни человек. Жертв удалось избежать лишь по счастливому стечению обстоятельств.

В вечерние газеты новость попасть не успела (некоторые более поздние газетные статьи, посвященные подрывнику, можно посмотреть здесь). На утро же следующего дня две других темы привлекли большее внимание журналистов: неудавшийся досрочный роспуск (инициатива исходила нацистов и коммунистов) прусского парламента и убийство двух полицейских на берлинской Бюлов-платц (Право.Ru подробно рассказывало об этом здесь). Из-за шумихи, поднятой в результате этих двух событий, взрыв на железной дороге прошел незамеченным столичной публикой.

Полицейское расследование ни к чему не привело

Тем не менее, полицейское расследование было проведено. По его результатам (практически полные документы на венгерском языке можно посмотреть здесь, частичные выдержки из полицейских и судебных протоколов по-немецки выложены тут) на месте преступления сыщики обнаружили концы проводов, предохранители и обрывки нацистской газеты «Der Angriff», на которой от руки были написаны слова «Attentat — Revolution — Sieg» («Преступление — революция — победа»). Все это привело следователей к предположению, что теракт — дело рук национал-социалистов или коммунистов.

Полиция арестовала 25 членов этих партий, однако после коротких допросов отпустила 21 из них. Четверых оставшихся подозреваемых продержали в полицейском отделении еще несколько часов, однако так как никаких доказательств их причастности к взрыву не нашлось, пришлось отпустить и их.

Второй взрыв: 24 погибших и 14 тяжело раненных

Несмотря на дорогостоящие экспертизы вещественных доказательств с места преступления и небывало высокую награду в 100 тысяч рейхсмарок, назначенную за любые сведения, ведущие к поимке подрывника, расследование зашло в тупик.

Как ни страшно было это осознавать, полиции для сбора доказательств был необходим второй взрыв. И он не заставил себя ждать.

13 сентября 1931 года на воздух взлетел 25-метровый железнодорожный мост в местечке Биаторбаги (Biatorbágy) под Будапештом. В момент взрыва по мосту проходил скорый поезд Будапешт-Вена. Локомотив полетел в пропасть. На этот раз жертв теракта оказалось куда больше: погибли 24 человека, а 14 были тяжело ранены.

Читать еще:  Деревянный откос для железной двери

Во время опроса очевидцев взрыва венгерская полиция обратила внимание на сорокалетнего мужчину, который чрезвычайно охотно шел на контакт и заметно привирал об обстоятельствах происшедшего.

Сыщики вышли на след преступника

Детективов, побеседовавших с Сильвестром Матушкой (именно так звали этого человека) особенно смутило его ранение в лоб. Такую рану вряд ли можно было получить в результате взрыва: было похоже, что Матушка нанес ее себе сам.

Однако сыщикам нечего было предъявить Матушке, кроме догадок, поэтому он был отпущен, после чего тут же уехал в Вену, где жил вместе с женой и ребенком. Тем не менее, полиция продолжила детальное расследование взрыва сразу в трех городах: Вене, Берлине и Будапеште.

7 октября 1931 года (именно эта дата значится в документах дела) стало окончательно ясно, что именно Матушка совершил взрыв поездов Будапешт-Вена и Берлин-Базель. Более того, следствие пришло к выводу, что Матушка 31 декабря 1930 года и 31 января 1931 года предпринял две неудачные попытки заложить бомбы на австрийской железной дороге на станциях Нойленгбах и Мария Анцбах.

Мотивы Матушки остались неясны

Матушка был арестован в Вене 6 октября 1931 года. Он не стал отпираться, когда полиция предъявила доказательства вины, и сознался во всем. Однако о мотивах преступлений полиция так ничего и не узнала.

Судебные криминалисты до сих пор спорят о том, что же сподвигло Матушку на организацию взрывов. Одни специалисты объявляют его душевнобольным, другие приводят политические мотивы и даже гомосексуальность. Видимо, этот вопрос никогда не будет прояснен.

Неудачливый коммерсант стал подрывником

Сильвестр Матушка родился 24 января 1892 года в местечке Войводина (территория тогдашней Австро-Венгрии). Во время Первой мировой войны он стал армейским офицером, а после демобилизации вернулся в родной городок и занял место школьного учителя.

Однако склонному к приключениям Сильвестру это быстро наскучило, и он решил попробовать себя на поприще коммерции. Матушка последовательно занимался торговлей специями, спекуляциями на рынке недвижимости и оптовой торговлей продуктами питания. Ни одно из этих предприятий не было успешным, и незадачливый бизнесмен 30 сентября 1930 года объявил себя банкротом. Теперь у него освободилось время для совсем других занятий.

Приговор: 6 лет карцера, а затем смерть, замененная пожизненным заключением

17 июня 1932 года суд присяжных в Вене приговорил Матушку к шести годам карцера за попытку двух взрывов на территории Австрии. Через четыре года преступника передали властям Венгрии, где суд приговорил его к смерти за взрыв поезда Будапешт-Вена. Уже через несколько часов приговор заменили пожизненным заключением.

История заключенного Сильвестра Матушки прослеживается до начала 1945 года: именно в этот момент всякие данные о нем теряются. Показательно, что никаких официальных записей о смерти подрывника не существует.

Матушка, возможно, был на Корейской войне

Все это стало благодатной почвой для домыслов и слухов. Например, некоторые исследователи высказывали точку зрения, что Матушка участвовал в Корейской войне на стороне коммунистов, подрывая местные железные дороги. Однако никаких доказательств этого нет. Тем более такая версия кажется невероятной, если учесть, что СССР, поддерживающему Северную Корею, было куда проще использовать опыт белорусских партизан, которые во время Великой Отечественной войны вели с нацистами очень успешную «рельсовую войну».

В конце 20 века имя Сильвестра Матушки зазвучало заново. В 1982 году на экраны вышел фильм «Виадук» (в американском прокате известен как «The Train Killer»), где рассказывается история его преступлений. Восемью же годами позже довольно популярная на Западе группа Lard записала песню, которая так и называется — Sylvestre Matuschka (послушать ее можно здесь).

Вспомним всех поименно. Партизанское движение на Украине во время Великой Отечественной войны

22 сентября 2011 года Украина отмечает День партизанской славы и 70-летие начала партизанского движения на Украине во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Партизанское движение в тылу фашистов вспыхнуло с первых дней войны.

Уже в 1941 году начинают формироваться центры партизанских сил. В Черниговской области образовано крупное соединение А.Ф.Федорова. В Ровенской области действовал отряд под командованием Медведева, в Сумской области — партизанское соединение под командованием С.А.Ковпака.

Основной единицей партизанского движения был отряд. В начале войны он состоял из нескольких десятков человек, позже в его состав входило до двухсот и более бойцов.

Читать еще:  Укрепление откосов дренажных канав

В Дзержинском районе также был создан партизанский отряд.

Партизаны взрывали важные вражеские объекты, пускали под откос немецкие поезда, уничтожали фашистов.

Жители небольшого шахтерского городка имени Артема также стали участниками

На страницах очерка Панова А.А. «Из истории нашего города» автор описывает действие партизан во время войны: «В нашем районе был также создан партизанский отряд. Его возглавили коммунисты начальник шахты имени Артема тов. Никитин и парторг тов. Маленкин. В отряд вошло много артемовцев, преданных делу Великого Октября.

Партизанский отряд действовал в районе Лисичанских лесов, нанося серьезные удары по тыловым коммуникациям фашистов. Однажды отряду пришлось выдержать ожесточенный бой. Никитин, Маленкин, молодые партизаны, наши земляки, Зинаида Бондарева и Эдик Ермохин приняли на себя весь огонь противника и тем самым дали возможность отряду незаметно отступить и скрыться от врага. Вся группа, прикрывшая отход отряда, погибла, но свой долг она выполнила до конца».

Наши земляки по праву гордятся своими героическими сыновьями и дочерями, участвовавшими в партизанском движении.

Из сведений, предоставленных Дзержинской городской организацией ветеранов Украины, мы узнаем об участниках партизанского движения, проживающих в городе Дзержинске и прилегающих поселках.

Таких людей осталось немного, но их дела и имена мы не имеем права забывать.

Васьков Станислав Иванович, 1924 года рождения, боец партизанского отряда имени Суворова, соединение п/о Хрущева. Отряд действовал в Ковельском районе с 28 сентября 1943 года по 04 августа 1944 года. Станислав Иванович награжден орденами «Отечественной войны», «За мужество», медалью «Защитнику Отечества».

Семенов Григорий Григорьевич, 1924 года рождения, связист 620 партизанского отряда имени Чапаева, действовавшего в Бараничевском районе с 16 апреля 1943 года по июль 1944 года. Григорий Григорьевич удостоен орденов «Отечественной войны», «За мужество», медали «Защитнику Отечества».

Ященко Василий Никитович, 1926 года рождения, боец партизанского отряда «За Родину», бригада имени Кирова. В партизанском отряде Василий Никитович воевал с 24 ноября 1943 года по 15 декабря 1944 года, награжден орденом «Отечественной войны», медалями « За боевые заслуги», «Защитнику Отечества».

Котлюба Александр Константинович, 1926 года рождения, стрелок, разведчик, наблюдатель в/ч 18708 ВНОС 454 Зенитный полк ПВО 13 отдельный батальон. Александр Константинович награжден орденом «Отечественной войны» 3 степени.

Новицкий Александр Константинович, 1925 года рождения, связной, стрелок партизанского отряда «За Родину», бригада имени Кирова, отдельный лыжный батальон. Воевал Александр Константинович в отряде с августа 1942 года по 1943 год. Награжден орденами «Отечественной войны», «За мужество».

Сейчас бывшие партизаны проживают в поселке Новгородское.

В этот юбилейный год мы, современные дзержинцы, низко кланяемся бывшим партизанам, каждым своим действием приближавшим такую долгожданную Победу и благодарим отважных воинов за их подвиг!

Рельсовая война. Кровавая хроника подрыва поездов в 1943-м

Подорваны тысячи эшелонов. Ни на одном участке железнодорожной сети суммарная задержка не была меньше трех суток, а некоторые магистрали не работали весь август.

Еще из школьного курса истории я узнал об операции «Рельсовая война». В июне 1944-го белорусские партизаны за считаные дни подорвали многие десятки тысяч рельсов, а потом до подхода наших войск поддерживали дороги на оккупированной немцами территории в изувеченном состоянии.

Центральный штаб партизанского движения делился по республиканскому принципу. В украинском штабе в 1943- м трудился один из лучших в мире специалистов по минным диверсиям Илья Григорьевич Старинов (02.08.1900 — 18.11.2000). Соответственно, партизаны этой республики действовали изощреннее и эффективнее прочих.

Партизанские мины обычно экономны. Чтобы разбить рельс, достаточно 200 г литого тротила, если шашка наложена открыто, и 60 г — стандартной расфасовки для нужд горняков — при надлежащей засыпке шашки грунтом. На разрыве колесо сходит с пути, и поезд заваливается.

Но уже в 1942- м немцы научились цеплять перед каждым паровозом несколько платформ с ремонтным запасом — шпалами, рельсами, крепежом. Под откос шла сравнительно легкая — не способная утянуть за собой весь состав — платформа. Локомотив успевал затормозить.

Старинов применил идею, незадолго до того использованную теми же немцами в неконтактной морской мине. Она реагирует на шумы и/или колебания магнитного поля, вызванные проходом корабля над нею. Тральщик тащит за собой имитатор сигналов, значимых для мины, — и вызывает ее подрыв на безопасном для себя расстоянии. Немцы включили в цепь взрывания прибор кратности. Мина срабатывает не с первого сигнала. Счетчики настраивают на разное число повторов.

Читать еще:  Как утепляют пластиковый откос

Старинов предложил крепить над миной веточку, соединенную с храповиком. Колесные оси колеблют веточку. Храповик крутит счетчик качаний. Взрыв — не под платформой, а под локомотивом или одним из первых вагонов. Даже если поезд так ползет, что не свалится под откос целиком, разрушения все равно требуют серьезного ремонта не только пути,’ но и самого состава.

Диверсант номер один. Полковник Старинов считал Отто Скорцени хвастуном. Читайте в статье>>

Благодаря множеству подобных хитростей партизаны Украины прицельно выводили из строя не просто рельсы, а именно составы. Естественно, Старинов пришел в негодование, когда узнал: партизаны Белоруссии в 1944 -м взрывали почти исключительно пути, не охотясь за тем, что по ним движется. Партизаны многое выискивали на местах былых боев или отступлений регулярной армии. Взрывчатку в основном выплавляли из неразорвавшихся снарядов. В ту пору смеси с алюминиевой пудрой употребляли почти исключительно в торпедах и авиабомбах, тугоплавкий гексоген — в бронебойных снарядах, а обычное содержимое артиллерийского фугаса поддавалось плавлению в водяной или паровой бане. Мастер, исхитрившийся не погибнуть при первой паре десятков экспериментов, накапливал должную сноровку для дальнейшей работы без неприемлемого риска.

Средства взрывания — детонаторы, огнепроводные и детонирующие шнуры, электропровода — всегда были неизбывным дефицитом. На трофеи надеяться нечего: саперные склады в тылу редки. На местах сражений ничего не найти: отступающие войска используют все подобное имущество для подрыва неисправной техники и важных сооружений вроде мостов. Единственный путь снабжения — с «большой земли» по воздуху. А много доставить не могли: по вражьим тылам летать куда сложнее и рискованнее, чем ходить.

Согласитесь, жаль тратить столь редкие материалы на подрыв рельсов, заменяемых за считаные часы (а при должной натренированности персонала состава — за минуты). Особенно если учесть следующий факт: продолжение «Рельсовой войны» — начатая 19.09.1943 операция «Концерт» — заглохло к концу октября именно из-за исчерпания запасов саперного снаряжения.

Отчего же в 1944 -м в Белоруссии не применили опыт охоты за эшелонами, накопленный успехами 1943-го?

В 1943-м уже весной определилось место летних сражений. Только на флангах Курской дуги немцы могли надеяться на радикальный успех с окружением значительной советской группировки. Соответственно, там же возникла мощнейшая за всю советскую историю система оборонительных сооружений. Контрнаступление же мы должны были нацелить прежде всего на Киев: условия дорожных сетей и всей местности не позволяли на других участках фронта ни развить сходную скорость продвижения, ни добиться сравнимых политических и хозяйственных результатов.

Войска обеих сторон заблаговременно сосредоточились в районе предстоящих боевых действий. Непосредственно в ходе боев перевозились в основном боеприпасы. Правда, сравнительно немногочисленные эшелоны хорошо охранялись. Зато и охотились за каждым поездом сразу несколько отрядов, и его взрыв основательно разрушал пути.

В 1944- м немцы ждали удара по флангам белорусского «балкона». Ведь за его центром простирались Припятские болота. В 1941 -м сами немцы даже не пытались их пройти: группа армий «Центр» двинулась южнее, «Север» — естественно, севернее. Вот и теперь они укрепили фланги, сосредоточили там все доступные резервы.

Наши же решили прорваться мимо немцев — сквозь болота. Нашли старожилов, знающих тропки. Саперы несколько месяцев учились наводить бревенчатые гати, танкисты — ездить по невидимым бревнам, ориентируясь на саперные вешки. Пехота освоила плетенные из веток болотоступы: значительная площадь опоры замедляла провал в трясину.

Пропускная способность каждой тропы — даже с уложенной гатью — мала. Пришлось рассредоточиться по всем приемлемым проходам. Немцы славились умением перебрасывать резервы и бить противника по частям. Подтянув к одному проходу заметно превосходящие силы, они разгромили бы идущие там советские войска почти без собственных потерь и перешли бы к следующему.

Партизанам заведомо не удалось бы уничтожить достаточно много эшелонов немецких войск. Немцы тоже учли опыт 1943-го и усовершенствовали охрану поездов, даже успевали перед их проходом осматривать пути. Но для охраны всей железнодорожной сети немецких сил не могло хватить. Рельсовая война парализовала немецкие передвижения на несколько дней. Наши войска успели пройти болотные коридоры, сгруппироваться и обрушиться на немцев с тыла. Немецкие безвозвратные потери превысили наши раза в полтора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector