Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория предельного равновесия позволяет определять высоту откоса

С

— раздел механики, в к-ром рассматривается равновесие сыпучих тел. Для равновесия сыпучей среды касательное напряжение по любой площадке, проходящей через данную точку, должно быть меньше или равно сопротивлению сыпучей среды сдвигу

Наиболее разработана и поэтому широко применяется на практике теория предельного равновесия (точнее, предельного напряженного состояния) сыпучей среды, в к-рой дается решение задач об определении давления засыпки на подпорные стенки и на ограждающие конструкции емкостей, об определении несущей способности оснований сооружений, о проверке устойчивости откосов и др.

Через каждую точку среды проходят две площадки скольжения, удовлетворяющие приведенному выше равенству, причем линия их пересечения совпадает с одной из главных осей напряжений (см. Напряженное состояние в точке), они симметрично наклонены к двум др. главным осям и составляют друг с другом углы 90° ±ф.

В области сыпучей среды, находящейся в предельном напряженном состоянии, можно провести систему двух неортогональных семейств поверхностей скольжения, касательные плоскости к-рых в каждой точке совладают с соответствующими площадками скольжения.

Совместное решение ур-ний с учетом граничных условий позволяет определить напряжения и линии скольжения. Общий метод численного интегрирования этих ур-ний, приводящий к построению линий скольжения по отдельным узловым точкам координатной сетки, разработан В. В. Соколовским. В случаях, когда линии скольжения имеют прямые участки, решения возможны в замкнутой форме. Задачи о предельном равновесии сыпучей среды имеют два решения, соответствующие минимальному и максимальному напряженным состояниям. Использ; вание в практических расчетах того или другого решения зависит от условий той или иной инженерной задачи. Графический метод решения задач предельного равновесия сыпучей среды разработан С. С. Голуш- кевичем, многие пространственные осесимметричные задачи решены В. Г. Березан- цевым.

Несущая способность оснований. Наиболее общее решение плоской задачи об определении предельного давления на основание получено В. В. Соколовским для случая наклонной нагрузки при учете пригрузки p=yh на поверхности основания и сцепления с сыпучей среды.

Устойчивость откосов. Теоретически равноустойчивым, а следовательно, и наиболее экономичным оказывается откос с переменной по высоте крутизной. Для построения предельного контура такого откоса при заданных значениях объемного веса у» Угла внутреннего трения ф и удельного сцепления с может служить график, на координатных осях к-рого отложены безразмерные величины

Действительные координаты предельной линии откоса получаются путем умножения табличных значений на с/у. Для получения контура равноустойчивого откоса, отвечающего определенной величине коэфф. условий работы, расчетные значения умножаются. Практически расчет откосов производится исходя из допущения, что поверхности скольжения круглоцилиндрические.

Давление засыпки на подпорные стены. В статике сыпучей среды получены также решения задач о давлении сыпучей среды на подпорные стенки, на стены, и днища емкостей (см. Давление сыпучего тела). Кроме строгих решений, в статике сыпучей среды находят применение различные приближенные решения, основанные на тех или иных упрощающих допущениях относительно формы поверхностей скольжения. В то же время приближенные решения во многих случаях учитывают те или иные важные явления, пока не поддающиеся учету при расчете точными методами, напр. образование уплотненного ядра сыпучего тела под подошвой фундамента.

Для решения задач, относящихся к упругому равновесию сыпучей среды, применяется теория упругости или используются расчетные формулы теории предельного равновесия. В последнем случае в них вводятся пониженные значения углов внутреннего трения, соответствующие состоянию непредельного равновесия частиц сыпучего тела.

Лит.: Березанцев В. Г., Осесимметричная задача теории предельного равновесия сыпучей среды, М., 1952; Голушкевич С. С.» Статика предельных состояний грунтовых масс, М., 1957; Соколовский В. В., Статика сыпучей среды, 3 изд., М., 1960.

М., Основы строительной механики стержневых систем, 3 изд., М., 1960; Соколовский В. В., Статика сыпучей среды, 3 изд., М., 1960.

Для расчета давления грунта используются модели, идеализирующие его свойства,— гл. обр. модель сыпучей среды (см. Давление сыпучего тела), а также модель изотропного упругого тела (см.

Датчик типа II погружают в жидкость или сыпучую среду на полную глубину, сохраняя расстояние между низом ручки и уровнем жидкости не менее 5 мм.

Наибольшее распространение этот метод . получил при фиксации поверхностей скольжения в сыпучих средах.

Метод расчета прочности системы насыпь земляного полотна — основание, базирующийся на анализе напряженного состояния грунтов Белоусов Сергей Николаевич

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Белоусов Сергей Николаевич. Метод расчета прочности системы насыпь земляного полотна — основание, базирующийся на анализе напряженного состояния грунтов : Дис. . канд. техн. наук : 05.23.11 : Волгоград, 2005 148 c. РГБ ОД, 61:05-5/1998

Содержание к диссертации

1. Задача расчета грунтовых откосов и склонов 10

1.1. Анализ существующих методов оценки устойчивости откосов 10

1.1.1. Аналитические методы 10

1.1.2. Лабораторные методы 21

1.1.3 Метод натурных наблюдений и замеров 23

1.2. Постановка задачи 24

1.3. Выбор методов решения 26

2. Определение напряжений и анализ их распределения в системе насыпь-основание 29

2.1. Математико-механическая модель и исходные расчетные данные 29

2.2. Построение изолиний напряжений и анализ их распределения в системе насыпь-основание 32

2.3. Определение зоны влияния насыпи на грунтовое основание 40

3. Расчет устойчивости откосов насыпи и прочности грунтового основания на основе анализа их напряженного состояния 43

3.1. Построение поверхности разрушения. Коэффициент устойчивости откоса насыпи и оценка прочности основания 43

3.2. Влияние некоторых основных параметров на прочность системы насыпь-основание 48

3.2.1. Форма контура откоса насыпи 49

3.2.2. Угол откоса насыпи 51

3.2.3. Отношение размеров поперечного сечения насыпи 51

3.2.4. Параметр устойчивости 52

3.2.5.УГОЛ внутреннего трения 53

3.2.6. Модули упругости 56

3.2.7. Коэффициент Пуассона .59

3.2.8. Равноослабленная область 60

4. Разработка инженерного метода расчета прочности системы насыпь-основание 66

4.1 Исследование зависимости физико-механических свойств глинистых грунтов от их относительной влажности 66

4.2. Определение коэффициентов устойчивости откосов насыпи 70

4.3. Оценка прочности системы насыпь-основание 73

Читать еще:  Каким материалом лучше отделать откосы

4.4. Прочность системы насыпь-основание, сложенной из различных типов глинистых грунтов 83

4.5. К вопросу о прогнозе изменения прочности системы насыпь-основание 87

4.6. Сопоставление полученных результатов с известными результатами аналитических исследований 87

4.7. Результаты натурных наблюдений участка автомобильной дороги «Серафимович — Большой — Пронин» 90

4.8. Оценка предлагаемой расчетной методики по результатам натурных наблюдений 94

Введение к работе

Актуальность темы. Общеизвестно известно, что стоимость возведения земляного полотна автомобильных дорог в равнинной и слабопересеченной местности составляет до 20%, а в горной — до 40-50% от общей стоимости строительства дорог. От устойчивости земляного полотна в значительной степени зависят прочность и долговечность дорожной одежды, транс-портно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги в целом. Создание прочных дорожных одежд возможно лишь на основе их проектирования в комплексе с земляным полотном и основанием с учетом , с одной стороны, интенсивности движения и величины нагрузок, с другой — окружающей природной среды , прежде всего грунтовых условий . Дорожные одежды и их работы принято рассматривать в неразрывной взаимосвязи с земляным полотном . Многолетними исследованиями специалистов установлено, что при проектировании и устройстве дорожных одежд не следует стремиться повышать их общую прочность только за счет наиболее прочных верхних слоев, т.к. устройство этих слоев связано со значительными единовременными затратами, кроме того, их высокая прочность не всегда может компенсировать слабость грунтового основания. Исходя из общей закономерности затухания напряжений от внешних нагрузок и уменьшения влияния климатических факторов с глубиной , следует располагать конструктивные слои основания таким образом, чтобы их жесткость последовательно убывала с глубиной в известном соответствии с затуханием сжимающих напряжений, а морозоустойчивость — в соответствии с уменьшением температурных градиентов

Возводимые насыпи должны быть надежным основанием укладываемой на них дорожной одежды. Для этого насыпи должны сохранять форму и требуемую прочность, принятую в качестве расчетной при проектировании дорожной одежды в условиях воздействия движущегося транспорта и при-

5 родных факторов. Особое значение это имеет в случае высоких насыпей, для которых необходимо рассматривать не только процессы, происходящие в теле насыпи, но и взаимодействие насыпи и основания. Учет сдвигающих усилий , или касательных напряжений , характеризующих прочность грунта или отдельных конструктивных слоев дорожной одежды чрезвычайно необходим. Для его практического осуществления необходимо разработать методы определения сопротивления сдвигу различных грунтов. При разработке таких методов важно учитывать , что контроль прочности грунтов следует проводить периодически и многократно особенно для высоких насыпей , поскольку свойства их изменчивы и зависят от значительного числа факторов.

Поэтому теоретическая и практическая разработка аспектов, связанных с совершенствованием методов расчета, направленных на улучшение работы конструкции системы насыпь земляного полотна автомобильной дороги — основание представляется весьма актуальной.

Целью диссертационной работы является:

— разработка метода расчета прочности системы насыпь земляного по
лотна автомобильной дороги — основание, базирующегося на анализе напря
женного состояния грунтов, позволяющего с достаточной точностью опера
тивно осуществлять расчеты и определять рациональные конструкции систе
мы.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

— обоснование выбора методов решения и разработка математико-
механической расчетной модели;

— исследование плоского напряженного состояния системы насыпь
земляного полотна — основание на базе разработанной модели;

— разработка методики определения рациональных параметров системы
насыпь земляного полотна автомобильной дороги — основание, базирующей
ся на исследовании влияния физико-механических свойств грунтов, а также

6 геометрии поперечного сечения насыпи на коэффициенты устойчивости ее откосов и размеры возможных пластических областей (или зон нарушения сплошности, ЗНС) в основании и насыпи;

— разработка инженерного расчетного метода, проведение натурных
наблюдений за состоянием дорог в Волгоградской области и сопоставление
их с полученными результатами аналитических исследований.

При решении поставленных задач использовались методы:

теории упругости (метод конечных элементов — для определения напряжений и построения их изолиний в системе насыпь-основание);

теории пластичности (условие пластичности в форме прямолинейной огибающей наибольших кругов напряжений — при построении ЗНС);

линейной теории ползучести — при прогнозировании изменения во времени прочности системы насыпь-основание;

профессора В.К. Цветкова — при построении наиболее вероятных поверхностей разрушения (НВПР) и определении минимальных коэффициентов устойчивости К откосов насыпей;

графо-аналитический — при разработке инженерного способа расчета системы насыпь-основание;

натурных наблюдений — при обследовании состояния насыпей и оснований автомобильных дорог.

Научная новизна. Установлено влияние широкого класса факторов на распределение напряжений в системе насыпь земляного полотна — основание. Разработан расчетный метод и критерий, определяющий рациональные параметры системы при условии отсутствия ЗНС, но наличии ослабленных зон, в которых коэффициент устойчивости 1 Метод расчета прочности системы насыпь земляного полотна — основание, базирующийся на анализе напряженного состояния грунтов

Теория предельного равновесия позволяет определять высоту откоса

Сообщение

Прочность и устойчивость грунтовых массивов. Давление грунтов на ограждения

Содержание материала

  • Прочность и устойчивость грунтовых массивов. Давление грунтов на ограждения
  • Критические нагрузки на грунты основания
  • Начальная критическая нагрузка
  • Нормативное сопротивление и расчетное давление
  • Предельная критическая нагрузка
  • Практические способы расчета несущей способности и устойчивости оснований
  • Понятие о коэффициенте запаса устойчивости откосов и склонов
  • Простейшие методы расчетов устойчивости
  • Учет влияния фильтрационных сил
  • Инженерные методы расчёта устойчивости откосов и склонов
  • Мероприятия по повышению устойчивости откосов и склонов
  • Определение активного давления на вертикальную грань стенки для сыпучего грунта и связного грунта, учёт пригрузки на поверхности засыпки
  • Учёт сцепления грунта
  • Все страницы

При определенных условиях может происходить потеря устойчивости части грунтового массива, сопровождающаяся разрушением взаимодействующих с ней сооружений. Это связано с формированием в массиве некоторых областей, где соотношение между действующими напряжениями становится таким, что прочность грунта оказывается исчерпанной.

Оценка устойчивости массива грунтов основывается на анализе напряжений, возникающих в них от собственного веса и проектируемого сооружения, и сопоставлений с предельными их значениями.

Условие предельного равновесия в точке грунтового массива, характеризуются следующими выражениями теории предельного равновесия:

— для песка (4.1)

— для глинистого грунта (4.2)

Эти выражения позволяют дать оценку напряженного состояния грунта, т.е. установить, находится ли грунт в допредельном или предельном состоянии, а, следовательно, на сколько устойчив массив.

Читать еще:  Откос входной двери шумоизоляция

Предельное состояние грунта соответствует точке в рис. 4.1а, где осадка S уходит в бесконечность, т.о. теория предельного равновесия исследует только напряженное состояние массива грунтов и не дает возможности определить развивающиеся в нем деформации.

4.1. Критические нагрузки на грунты основания. Фазы напряженного состояния грунтовых оснований

Рассмотрим график зависимости на рис. 4.1, а.

Для связного грунта начальный участок графика Оа будет почти горизонтальным, протяженность этого участка определится величиной структурной прочности грунт, а деформация имеет упругий характер.

При увеличении давления (участок аб) осадка возрастает, развивается процесс уплотнения за счёт уменьшения пористости грунта. Зависимость близка к линейной, осадки стремятся к постоянной величине (4.1, б). Ни в одной точке основания не формируется предельное состояние. Наибольшее напряжение, ограничивающее этот участок, называется начальной критической нагрузкой pнач кр., а изменение нагрузки от 0 до pнач кр. характеризует фазу уплотнения грунта.

При изменении давления под подошвой фундамента от 0 до pнач кр. ни в одной точке основания не возникает предельное состояние, т.е. происходит только уплотнение грунта, что абсолютно безопасно для основания.

При дальнейшем увеличении нагрузки (участок бв рис.4.1, а) в точках, расположенных под краями фундамента, касательные напряжения по некоторым площадкам становятся равными их предельным значениям. По мере возрастания нагрузки эти точки объединяются в зоны, размеры которых увеличиваются. Возникают сдвиговые деформации, имеющие пластический характер. График зависимости всё больше отклоняется от линейного. Участок бв называют фазой сдвигов. Концу этой фазы соответствует ри, называемая предельной критической нагрузкой, при которой в основании образуются замкнутые области предельного равновесия, и происходит потеря устойчивости грунтов, т.е. полное исчерпание несущей способности.

В зависимости от глубины заложения подошвы фундамента d/b очертания областей предельного равновесия имеют различный характер (рис. 4.2).

Нагрузки, соответствующие pнач кр. и ри называют критическими нагрузками, их определяют методами теории предельного равновесия.

4.1.1. Начальная критическая нагрузка

Начальная критическая нагрузка соответствует случаю, когда в основании под подошвой фундамента в единственной точке под гранью фундамента возникает предельное состояние.

Выберем в основании точку М (рис. 4.3) и определим такое контактное напряжение р, при котором в этой точке возникнет предельное напряженное состояние.

«Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами»

Сідельник Олександр Вікторович

Національний гірничий університет

«Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами»

8. Матеріалознавство, гірництво та металургія

Ключевые слова: управляемое обрушение, поверхность сдвижения, собственный вес, граничные параметры.

При открытой разработке месторождений с мягкими покрывающими породами основным техническим направлением является внедрение техники непрерывного действия. Принцип работы современных экскавационных машин основан на отделении от массива и рыхлении рабочим органом горной массы по всей высоте отрабатываемого уступа.

Эффективность применения машин непрерывного действия возрастает с увеличением высоты отрабатываемого уступа. Это достигается, за счет сокращения количества транспортных горизонтов, концентрации горных работ, лучшего использования оборудования во времени, уменьшения числа вспомогательных операций.

Стремление к увеличению высоты уступов — одна из основных тенденций развития техники и технологии открытых горных работ.

Одним из наиболее перспективных является принцип разработки, использующий эффект обрушения пород. Сущность этого принципа заключается в способности горных пород, обрушатся под действием собственного веса, т. е. для отделения породы от массива и ее рыхления используются естественные силы. Для обрушения блока пород необходимо произвести подрезку в его основании и, таким образом, создать такое обрушение, при котором сил собственного веса пород будет достаточно для отделения блока от массива. В результате обрушения и удара блока о подошву уступа произойдет рыхление пород. Такая разработка наименее энергоемкая и обеспечивает независимость рабочих параметров машин от высоты разрабатываемого уступа.

Процессы естественного обрушения откосов достаточно хорошо изучены, хотя во многих случаях оползни и другие виды потери устойчивости откосов могут быть проанализированы только после их реализации. (Рис 1а).

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

Рис. 1а. Процессы естественного обрушения откосов.

При управляемом обрушении породных уступов в отличие от естественных оползней рассматриваются запланированные и спровоцированные виды деформаций массивов. Масштабы этих деформаций могут быть достаточно большими, поэтому технологическая целесообразность использования таких явлений зависит от надежности расчетных методов при определении параметров направленного воздействия на массив.

По этим причинам расчетные методы должны учитывать особенности поведения массива при искусственном нарушении его устойчивости, которые в значительной мере зависят от высоты обрушения блока или уступа, свойств и состояния массива горных пород, способа инициирования процесса деформации и др.

При обрушении высокого уступа на всю высоту достигается максимальное использование сил собственного веса пород при отделении их от массива. Высота обрушаемого уступа определяется углом откоса, при котором обеспечивается спокойное обрушение массы по мере ее подработки.

Рис. 1б. Поперечное сечение подрабатываемого уступа после обрушения

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

Прогнозирование граничных параметров уступов обычно основывается на предположении о возможной форме линии (поверхности) скольжения, которая может быть прямолинейной [1, 2, 3] или вогнутой по отношению к плоскости откоса кривой [4, 5, 6].

В одних случаях форма поверхности сдвижения задается a-priori [7], в других – вытекает из решения задачи предельного равновесия [6].

Несмотря на кажущуюся простоту задачи, она до сих пор не имеет достаточно обоснованного аналитического решения.

Постановка задачи. Исходя из вышеизложенного, сформулируем задачу о предельном равновесии породного откоса (уступа). Уступ высотой H сложен однородной породой с объемным весом γ и имеет угол наклона к горизонту α, верхняя его часть высотой Н90 обладает вертикальной устойчивостью, предел прочности пород на сжатие равен Rс, причем сами породы существенно ослаблены за счет внутренних дефектов, что учитывается коэффициентом структурного ослабления kc (рис. 1). Требуется определить предельную высоту такого уступа, форму и положение линии скольжения призмы обрушения.

Традиционно при расчете устойчивости откосов используется «метод сил», который основан на оценке удерживающих и сдвигающих усилий от собственного веса пород в пределах призм возможного обрушения. Более перспективным представляется подход, основанный на анализе картины распределения напряжений в породном массиве, возникающей под действием веса пород при определенной геометрии откоса. Учитывая существенную несимметрию рассматриваемой задачи, ее решение осуществлялось методом конечных элементов (МКЭ) [7].

Читать еще:  Приборы для определения угла откоса песков

Рис. 1в. Расчетная схема к решению задачи об устойчивости породного уступа

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

В качестве объекта рассмотрения взят реальный случай обрушения уступа на карьере, имевший место в действительности [8]. Для этого случая известны геометрические параметры уступа: высота H = 43,0 м, угол откоса α = 220; физико-механические характеристики пород: объемная плотность g = 1900 кг/м3, модуль упругости E = 2,78*10-9, коэффициент Пуассона n = 0,2, пределы прочности на одноосное сжатие и растяжение Rс = 297*104 RР = 135*104 кг/м2.

Целью расчетов являлось теоретическое определение в предельном состоянии формы поверхности, по которой происходит оползание призмы скольжения и сравнение полученных результатов с данными натурных наблюдений.

Определение формы и положения поверхности скольжения. Для аппроксимации исследуемой области (рис. 1) использовались четырехугольные элементы (рис. 2). В ходе решения задачи определялись все компоненты напряженно-деформированного состояния среды в узлах конечно-элементной сетки и в центре тяжести каждого элемента.

Рис. 2. Аппроксимация исследуемой области четырехугольными элементами

Основной предпосылкой для определения возможной поверхности сдвижения являлась следующая гипотеза: поверхность сдвижения есть геометрическое место точек, в которых произошло разрушение материала под воздействием совместного влияния нормальных и касательных напряжений. В качестве критерия прочности использовалось соотношение, предложенное и [7]:

, (1)

где — соответственно наибольшее и наименьшее главные напряжения, .

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

В общем случае напряженного состояния условие прочности принимает вид

(. (2)

Для материалов, одинаково сопротивляющихся сжатию и растяжению, y=1. В этом случае из выражения (2) вытекает теория прочности Кулона.

Разрешим уравнение (1) относительно и получим:

. (3)

Левая часть полученного равенства представляет собой некоторое напряжение, приведенное к одноосному состоянию, иными словами, напряжение, эквивалентное одноосному.

Отличие прочности массива от прочности образцов горных пород оценивается коэффициентом структурного ослабления, который получен на основе статистической теории прочности в предположении, что прочность образцов горных пород распределена по нормальному закону [9]:

Для рассматриваемых условий, когда учитывалась только статистическая неоднородность среды без трещин, коэффициент структурного ослабления kc = 0,4.

С учетом неоднородности пород условие предельного состояния пород принимает вид:

. (5)

Величину в дальнейшем будем называть коэффициентом запаса прочности породной среды в точке.

Таким образом, задача сводится к отысканию такой предельной поверхности, на которой выполняется условие (5). При численном решении задачи о плоской деформации рассматриваемого сечения породного массива, результатом расчетов является след этой поверхности, то есть совокупность точек плоскости, в которых выполняется предельное соотношение (4). Применительно к МКЭ это совокупность элементов, в которых комбинация нормальных и касательных напряжений удовлетворяет условию прочности (4) с некоторой наперед заданной точностью.

На рис 3. показаны элементы, в которых выполняется данное соотношение, то есть коэффициент запаса прочности (5) близок к единице.

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

Центры тяжести этих элементов образуют изолинию эквивалентных напряжений , то есть изолинию коэффициента прочности .

Изолиния имеют выпукло-вогнутую форму, начинается у подножия уступа и заканчивается в том месте, где выполнен технологический пропил, способствующий сдвижению породной массы. Форма полученной линии сдвижения близка к той, что наблюдалась фактически в натурных условиях.

Интересно, что изолиния практически идеально (см. рис. 3) совпадает с единственной из изолинией, нормальных напряжений , которая начинается у подножия уступа и заканчивается у основания вертикального пропила (для условий расчета это изолиния @ 2 МПа). Последующие расчеты, выполненные для различных комбинаций прочностных свойств и геометрических размеров породных откосов, подтвердили это наблюдение.

Рис. 3. Картина совпадения распределения составляющих нормальных напряжений с элементами, в которых выполняется условие (5)

По-видимому, именно горизонтальная составляющая нормальных напряжений играет основную роль в процессе разрушения породной среды в данной горнотехнической ситуации.

147871KSAN

Оценка устойчивости подрабатываемых породных уступов на месторождениях с мягкими покрывающими породами

Выводы

1. Поверхность сдвижения породного откоса интерпретирована как геометрическое место точек, в которых комбинация нормальных и касательных напряжений удовлетворяет с некоторой, наперед, заданной точностью критериальному соотношению феноменологической теории прочности.

2. Изолиния горизонтальной составляющей напряжения, которая соединяет нижнюю точку подрабатываемого уступа с вертикальным пропилом в пределах вертикальной части уступа Н90, в условиях задачи плоской деформации, полностью совпадает с прогнозируемой линией сдвижения.

3. Получена удовлетворительная сходимость формы и положения теоретической линии скольжения с фактической, наблюдаемой в натурных условиях, что позволяет использовать данную методику расчетов для прогноза места расположения и формы поверхности сдвижения горной породы при подработке уступа, а следовательно, определить его граничные параметры.

Литература

1. Шапарь горных пород и устойчивость бортов карьеров. – К: Вища школа, 1973. – 120 с.

2. Фисенко бортов карьеров отвалов. – М.: Недра, 1965. – 378 с.

3. Маслов устойчивости склонов и откосов в гидротехническом строительстве. – М.: Гидроэнергоиздат, 1970. – 132 с.

4. , Срагович предельных контуров устойчивых откосов. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 276 с.

5. Маслов устойчивости склонов и откосов в гидроэнергетическом строительстве. – М.: Гидроэнергоиздат, 1955. – 278 с.

6. Соловьев откосов из гипотетического грунта. // Тр. НИИЖТ, т. XXVIII. – Новосибирск, 1962. С.34-38.

7. , Пустовойтенко горных пород: Учебник для ВУЗов. К.: Новий друк, 2004. – 400 с.

8. , Полищук сдвижения природных и техногенных откосов с учетом пористости и обводненности массива // Геотехническая механика: Межвед сб. научн. тр. // Ин-т геотехнической механики НАН Украины. – Днепропетровск, 2000. Вып. 22 С. 98-104.

9. , , Сдвижкова задачи статистической геомеханики. – Київ. 2002. – 302 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector