Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление кюветов откосов дорог

И типа их укрепления 402

Для предохранения дорожного полотна от отрицательного воздействия поверхностных вод проектируют водоотводные сооружения. Наибольшее распространение на дорогах местного значения получили кюветы.

Кюветы проектируют в выемках, точках «нулевых» работ и в насыпях до 0,5 м. Наиболее часто принимают нормальный кювет трапецеидального сечения глубиной 0,7–0,8 м, шириной по дну – 0,4 м и крутизной откосов 1:1 или 1:1,5.

Продольный уклон кювета назначается равным уклону дороги на данном отрезке. Если на отдельных участках насыпи высотой менее 0,5 м проектная линия имеет уклон менее 0,005 и увеличение уклона или высоты насыпи является нецелесообразным, то для обеспечения нормального стока воды по кюветам уклон дна кювета задают непараллельно проектной линии. Дну кювета придают минимально допустимый уклон (не менее 5 ‰).

Для предохранения кюветов от разрушения и размыва поверхностными водами на участках со значительными уклонами предусматриваются укрепление дна и откосов кюветов различными местными дорожно-строительными материалами, устройство перепадов или лотков-быстротоков.

При уклонах от 10 до 30 ‰ намечают укрепление дна и откосов кювета одерновкой, при 30–50 ‰ – мощение камнем, более 50 ‰ устраивают перепады и быстротоки.

При прохождении в продольном профиле проектной линии в выемке положение (границы) кюветов определяется визуально, в случае размещения дороги в точках «нулевых» работ или в насыпи границы кюветов устанавливаются аналитически.

Местоположение начала (конца) кювета при положении дороги в насыпи (рис. 3.5) можно рассчитать по формуле

если 0,5 ,(3.11)

где h1 – значение меньшей рабочей отметки ближайшего пикета или плюсовой точки, м;

h2 значение большей рабочей отметки ближайшего пикета или плюсовой точки, м;

l – расстояние между пикетами или плюсовыми точками, м.

Рис. 3.5. Схема к определению границы кювета

при прохождении проектной линии в насыпи

Если точкой с наименьшей рабочей отметкой является точка «нулевых» работ, то формула (3.11) примет вид

(3.12)

где L – расстояние от точки «нулевых» работ до ближайшего пикета или плюсовой точки дороги, размещенной в насыпи, м.

Пример. Кювет начинается между ПК8 и ПК9 (рис. 3.6). Рабочие отметки hПК8=0,60 и hПК9=0,35 м, расстояние между ними – 80 м. Тогда расстояние от ПК9 до начала кювета (формула 3.11) составит

Рис. 3.6. Пример определения местоположения кюветов

при прохождении проектной линии в насыпи

Расстояние откладывается от пикета, имеющего меньшую рабочую отметку.

Проектирование продольного профиля автомобильной дороги. Определение отметок контрольных точек. Выбор типов пересечений и примыканий , страница 4

4.4 Проектирование кюветов

Кюветы предназначены для обеспечения продольного водоотвода и устраиваются в выемках, на нулевых местах и на участках низких насыпей, где высота насыпи меньше глубины кювета в данном случае глубина кювета принята 0,6м, так как на данном участке залегают супесчаные грунты.

Проектирование кюветов предусматривает проектирование дна кювета и назначение укрепления дна и откосов кюветов.

Тип укрепления кювета в зависимости от продольного уклона принят следующий:

· засев трав (до 20‰);

· одерновка откосов и укрепление дна гравием или щебнем при продольном уклоне до 30‰;

· мощение откосов и дна камнем или бетонными плитами при уклонах до 50‰.

При проектировании продольного профиля дна кюветов возможны два случая:

· уклоны проектной линии на участках дороги, где необходим кювет не менее 5‰. Тогда дно кювета располагается параллельно проектной линии ниже ее на глубину кювета hк в выемках и на нулевых местах и на глубину hk-hн – на участках низких насыпей. Так как залегающий грунт – песок, то в устройстве кюветов на участках низких насыпей нет необходимости. Начало и конец кювета определяется в соответствии с рисунком и формулой, приведенными ниже.

Читать еще:  Откосы у входной двери смесью

Рисунок 4.2 Схема к определению начала или конца кювета при переходе из насыпи в выемку

(4.12)

· уклоны проектной линии на участке дороги, где необходим кювет менее 5 ‰. Проектирование продольного профиля дна кюветов (на участке выпуклых кривых) выполняется в соответствии с рисунком 4.3.

Рисунок 4.3 Проектирование кюветов на участке выпуклой кривой

Начало и конец кюветов, тип укрепления, а также продольный профиль представлены на листах 2 и 3.

На участках с продольными уклонами более 30‰ устраиваются щебёночные обочины. Верхний слой из щебня служит для поглощения и рассекания водного потока, стекающего с проезжей части, а нижний слой из хорошо уплотненной песчано-гравийной смеси служит основой для щебня, обеспечивая прочность и устойчивость конструкции.

4.5 Нанесение геологического профиля

Геологическое строение местности наносится по данным задания ниже линии чёрного профиля в масштабе 1:50. вдоль трассы через 200 – 300 м намечаются шурфы, глубиной до двух метров, или скважины (в выемках и у водопропускных сооружений), глубиной до 3 – 4 м. в колонки скважины или шурфа условными обозначениями указывается вид грунта, у колонки – глубина залегания. Над колонкой указывается её номер, шурфы на геологическом профиле обозначаются в виде колонки, шириной 4мм, скважины – 2мм. Снизу профиль ограничен тонкой пунктирной линией (листы 2 и 3).

5 Проектирование поперечных профилей земляного полотна

Поперечные профили земляного полотна проектируются одновременно с продольным профилем.

В курсовом проекте приняты типовые поперечные профили земляного полотна с учётом рабочих отметок, вида грунта, обеспечения устойчивости откосов, требований безопасности движения и незаносимости дороги снегом.

В соответствии с [4] приняты следующие типовые поперечные профили земляного полотна, приведенные в таблице 7.

Для проектируемого участка дороги, с учётом проектной линии и местных условий, были назначены типы поперечного профиля земляного полотна [6] :

ТИП 1 — насыпь высотой от 0 до hрек с заложением откосов 1:3, кюветами трапециидального сечения, шириной 0,5 м и заложением откоса кювета 1:1,5;

ТИП 2 — насыпь высотой от hрек до 2м с крутизной откосов 1:3

ТИП 3 — насыпь высотой от 3 до 6м с крутизной откосов 1:1.75

ТИП 4 — выемка глубиной до 1,0 м на снегонезаносимом участке и заложением откоса 1:1,5, с кюветами трапециидального сечения, шириной по дну 0.5м, внутреннее заложение кювета 1:3, внешнее – по откосу выемки.

ТИП 5 — выемка глубиной от 1,0 до 6,0 м с крутизной откосов 1:1,75 и шириной кювета по дну 0.5м и закюветной полкой, шириной 1,0 м.

Участки устройства поперечных профилей приведены в таблице

Таблица 5 Типовые поперечные профили земляного полотна

36. Укрепление кюветов

Поверхность откосов и дна кювета разрушается главным образом под действием дождевой и талой воды. Разрушение идет тем интенсивнее чем меньше прочность грунтаи круче продольный уклон дна кювета. Для предотвращения угла откоса применяют различные виды укреплений. при больших уклонах дна кювета,дну канав придают ступенчатый характер (перепады) или устраивают быстротоки

Перепад- водоотводное устройство в виде отводной канавы имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скоростей воды и предотвращения размыва.дно и стены перепада устраивают из цементобетона, камня, бетона и др.

Быстроток-вид водоотводного сооружения в виде сбросного лотка из нежестко соединенных железобетонных секций телескопической конструкции.Для супесчаных грунтов при уклоне до 10‰ кюветы не укрепляют. при уклонах от 10 до 30 применяют одерновку и мощение.

Читать еще:  Как самостоятельно сделать откосы для входной двери

Одерновка – вид укрепления откосов, насыпей и выемок кюветов путем выкладки дернов. Одерновка бывает сплошной, в клетку, в стенку.

Мощение из камня вид укреплений откосов на подтопляемость насыпей кюветов путем одиночного или двойного мощения на слое мха или соломы толщиной 5-7см.

Рекомендуется мощение на слое щебня и гравия толщиной 10-15см.

Мощение может выдержать действие текущей воды при скоростях 2-4 м/с.При мощении применяют колотый бутовый камень, кот. должен быть морозоустойчивый и не размокать в воде. Двойное мощение устраивают на том же основании что и одиночное но в два слоя.Камни для нижнего слоя 15-20 см для верхнего 20-30 см.

Камни при мощении укладывают плотно на ребро и тщательно расщебенивают. Для одерновки принимают плотный дерн с густой и низкой травой. Дерн нарезают плитками шириной 20-25 см и длинной 30-60см.Дерн следует заготавливать на таких почвах и при влажности,кот. близко подходят к условиям укрепления кювета. Сплошная одерновка применяется при укреплении откосов кюветов не круче 1:1.5 и не высоких скоростях течения воды. Дернину закрепляют деревянными спицами длиной 20см и толщиной 2см по углам.

Одерновка в стенку есть мощеное укрепление и может осуществляться 3 способами

Допускаемая скорость течения воды в зависимости от типа укрепления ширины сечения: одерновка откоса 1м , одиночное мощение 2.5-3.5 м/с; двойное мощение-3.5-4.5 м/с; бетонные плиты 5-7 м/с; перепады-более5.5 м/с;стена 1.8м/c

Типы укреплений определяются на основе гидравлических расчетов

определяется площадь бассейна, с котор. поступает вода в указан. участки кювета

определяется мах расход ливневого стоказаданной вероятности превыш. по формуле:

Qp=16.7∙Qчас∙KtFα∙φ∙KiKф

Qчас— интенсивность ливня, час. продолжительность мм.мин

Kt— коэф-т перехода от интенсивности ливня часов. продолж. к интенсивности ливня расч. продолж.

Fплощадь бассейна

αкоэф-т снегового стока

φ-коэф-т редукции мах ливневого стока

Kiкоэф-т, учитывающий крутизну уклона

Kф-коэф-т, зависящий от формы бассейна

3)в зависимости от категории дорог устанавливают вероятн. превышения расчетного расхода (для I-II-2%. III-3%, IV-V-4%)

4) определяют глубину наполн. канавы и скорость протекания воды в кювете : wR 2/3 =f(h)

w=bh+((m1+m2)/2) h 2

m1 ,m2— заложение откосов

h— глубина воды в канаве

Скорость течения воды в канаве

v= n -1 R 2/3 i 1/2

Укрепление кюветов

Проектирование кюветов, параллельных проектной линии и раздельно

Кювет-боковая отводная, вдоль откоса полотна для сбора и отвода поверхностных вод стекающих с проезжей части, с поперечным сечением лоткого, треугольного, трапециводного сечения

Кюветы устраивают при низких насыпях и во всех выемках и участках с нулевыми отметками. Запрещается выводить воду из канав дорожного водоотвода в кюветы. Сброс воды из кюветов вызван необходимостью избежать длительное нахождение воды в кювете и устранять увлажнение с боков. Перед входом в выемку из кюветов воду отводят в сторону . Не допускается пропуск воды по кюветам из насыпи в выемку. Конец устья канавы должен быть настолько удален из земл. полотна чтобы вызывать скопление воды вдоль массы. Внимание дожно быть уделено проектированию кюветов на спусках из выемок в лессовых грунтах

глубина кюветов должна быть не менее

0.3м в пылеватых песках

0.6м в супесях пылеватых

0.8м в суглинках и глинах

0.9м в пылеватых грунтах

Расположение дна кювета параллельно проектной линии заполняется продольным профилем в графах 5 и 8 где указывается глубина кювета и пикетажное положение еначала и конца кривых.

Читать еще:  Сэндвич откос 1500 3000

Высоту насыпи при кот. начинают и заканчивают делать кювет определяют по формуле

hнк=hк+∆y

hк-глубина кювета

∆y-разность отметок оси дорог и бровки земл. полотна

b-ширина проезжей части

a,с-ширина обочины и укрепленной полосы

iп, i-поперечные уклоны проезжей части и обочины

Начало и конец кювета определяем в зависимости от рабочих отметок насыпи, выемки расстояниями между поперечниками и выхода дна кювета.

hк=l (hнас-hкюв)/(hн+hв)

Уклон дна кювета не параллелен проектной линии, это может быть на прямых и вертикальных выпуклых кривых.

На вертик. выпуклых кривых продольный профиль дна кювета проектир. след.обр.:

а) определяют глубину кювета в водораздельной точке по фор-ле:

ОтДК-отметка дна кювета

ОтВК-отметка вертикальной кривой

б) определяют отметки дна кювета справа и слева от водораздельной точки на участке длинной 0.01К

в) за пределами участка0.01R кювет проектируют параллельно бровке земл.полотна

Если проектная линия представляет подъем или спуск с уклоном менее 5‰, то продольный профильдна кювета проектируют след. обр. :

а) намечают точку на середине выемки при уклоне от 0 до 5‰

б) вычисляют отметки дна кювета с уклоном 5‰ в обе стороны от середины выемки до выхода на поверхность земли.

в) определяют пикетажное положение начала и конца кювета

Хк=lb/ (a+b)

a-расстояние от пов-ти земли до дна кювета в выемке

b— расстояние от условного дна кювета на пов-ти земли

l-расстояние между поперечниками

Поверхность откосов и дна кювета разрушается главным образом под действием дождевой и талой воды. Разрушение идет тем интенсивнее чем меньше прочность грунтаи круче продольный уклон дна кювета. Для предотвращения угла откоса применяют различные виды укреплений. при больших уклонах дна кювета,дну канав придают ступенчатый характер (перепады) или устраивают быстротоки

Перепад- водоотводное устройство в виде отводной канавы имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скоростей воды и предотвращения размыва.дно и стены перепада устраивают из цементобетона, камня, бетона и др.

Быстроток-вид водоотводного сооружения в виде сбросного лотка из нежестко соединенных железобетонных секций телескопической конструкции.Для супесчаных грунтов при уклоне до 10‰ кюветы не укрепляют. при уклонах от 10 до 30 применяют одерновку и мощение.

Одерновка – вид укрепления откосов, насыпей и выемок кюветов путем выкладки дернов. Одерновка бывает сплошной, в клетку, в стенку.

Мощение из камня вид укреплений откосов на подтопляемость насыпей кюветов путем одиночного или двойного мощения на слое мха или соломы толщиной 5-7см.

Рекомендуется мощение на слое щебня и гравия толщиной 10-15см.

Мощение может выдержать действие текущей воды при скоростях 2-4 м/с.При мощении применяют колотый бутовый камень, кот. должен быть морозоустойчивый и не размокать в воде. Двойное мощение устраивают на том же основании что и одиночное но в два слоя.Камни для нижнего слоя 15-20 см для верхнего 20-30 см.

Камни при мощении укладывают плотно на ребро и тщательно расщебенивают. Для одерновки принимают плотный дерн с густой и низкой травой. Дерн нарезают плитками шириной 20-25 см и длинной 30-60см.Дерн следует заготавливать на таких почвах и при влажности,кот. близко подходят к условиям укрепления кювета. Сплошная одерновка применяется при укреплении откосов кюветов не круче 1:1.5 и не высоких

|следующая лекция ==>
Проектирование вертикальных кривых|Двухскатный поперечный профиль дорожного полотна

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector