Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов при строительстве дорог

2.Укрепление обочин, откосов, обеспечение водоотвода.

Конструкции укрепления обочин и откосов должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна и его откосов, их неразмываемость поверхностными и подтопляющими водами, требуемую интенсивность, пропускную способность и безопасность движения.

Конструкции укрепления обочин и откосов должны назначаться с учетом минимальной стоимости их устройства и соблюдения необходимых темпов строительства дороги, а также нормальных условий ее эксплуатации.

Прочность, надежность, устойчивость, эффективная работоспособность и расчетная долговечность конструкций укрепления обочин и откосов обеспечиваются следующими мероприятиями:

строгим соблюдением технологии сооружения земляного полотна автомобильной дороги и его откосов (отсыпка слоев грунта требуемой толщины, тщательное послойное уплотнение грунта в пределах откосов, применение грунтов оптимальной и допустимой влажности);

Конструкции укрепления обочин земляного полотна автомобильных дорог назначают двух типов: нежесткого и комбинированного .Область, применения каждого из них устанавливается проектом на основе расчетных данных о составе и интенсивности движения, о грузонапряженности дороги, наличии местных материалов и необходимого оборудования. При строительстве выбор типа конструкции укрепления обочин должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

Для укрепления обочин автомобильных дорог используют следующие материалы: песчано-гравийные смеси; грунты, укрепленные нефтью, в том числе с добавкой цемента или извести; цементогрунт с добавкой нефти; сборные плиты из золоцементогрунта

Для укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог в рассматриваемых условиях целесообразно использовать:

1.биологические типы конструкций для защиты и укрепления откосов с крутизной не более 1:1,5, устроенных на грунтах всех видов, кроме песчаных.

(например посадка кустарника из местных растений,досев трав по растительному грунту)

2.несущие и защитные конструкции индустриального типа, предназначенные для защиты грунта поверхностных слоев от силовых воздействий, вод подтопления, паводковых и поверхностных вод. К ним относятся конструкции из местных грунтов, обработанных вяжущими (сырой нефтью, цементом или их комбинацией);

3.армирующие конструкции с использованием синтетических материалов в грунте откоса насыпи, с выпуском их (при необходимости) на откос, а также устройством защитного слоя из торфопесчаных смесей и последующим посевом трав.

Растительный грунт на откосе насыпи должен иметь толщину 5-10 см. В качестве такого грунта целесообразно использовать весь почвенно-растительный слой, срезаемый при вскрытии карьеров, резервов, разработке выемок, водоотводных канав и других земляных сооружений.

3.Технологическая классификация дорожных одежд, покрытий и оснований

Дорожная одежда, как правило, состоит из покрытия, основания и дополнительных слоев основания. Дорожную одежду считают прочной, если под действием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта она сохраняет в течение заданного срока службы сплошную и достаточно ровную поверхность покрытия.

Возникающие в дорожной одежде вертикальные и горизонтальные напряжения затухают с глубиной. Это позволяет строить дорожную одежду из нескольких различных по прочности слоев в соответствии с действующими на них нагрузками.

Покрытие — верхний слой дорожной одежды, который может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия. Оно должно быть наиболее прочным, износо- и термостойким, водонепроницаемым, ровным и шероховатым.

Для снижения расхода дорожно-строительных материалов применяют покрытия, состоящие из двух слоев. Нижний слой непосредственно не подвергаемый воздействию колес автомобилей, строят из менее прочных материалов, чем верхний слой.

Основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или более прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжущим с целью создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев можно применять менее прочные и менее морозостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые.

Ниже приведена классификация оснований.

Когда основание не может полностью удовлетворить всем требованиям, его укладывают на дополнительный слой, который можно устраивать из разных материалов.

Дополнительный слой основания — нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитные, дренирующие, выравнивающие и защиты от заиливания.

Главными факторами, от которых зависит выбор конструкции дорожной одежды, являются интенсивность и состав движения. Чем больше интенсивность движения автомобилей по дороге, тем быстрее изнашивается покрытие, следовательно, в этом случае должно быть устроено более капитальное, прочное и совершенное покрытие. На дорогах с меньшей интенсивностью движения покрытие изнашивается меньше, поэтому оно может быть облегченного типа. В тех случаях, когда интенсивность движения в данный период небольшая, но через 5—10 лет предполагается ее увеличение, устраивают покрытия переходного типа, которые после усиления могут быть отнесены к усовершенствованным. При малой интенсивности движения устраивают покрытия низшего типа.

Земляное полотно автодорог

Земляное полотно автодорог (насыпи, выемки) в различных условиях

Геосинтетические материалы марки «Стабарм» рекомендуется применять при строительстве насыпей на слабом основании, сложенном органическими, минеральными или органоминеральными грунтами, в качестве:

  • преимущественно защитных прослоек, укладываемых на подготовленную поверхность слабого основания, при обеспеченной устойчивости всей дорожной конструкции (отсутствии формоизменяемости в процессе эксплуатации и строительства);
  • армирующих прослоек для обеспечения устойчивости насыпей на слабых основаниях. Эти прослойки одновременно служат в качестве защитных;
  • защитно-армирующих прослоек при строительстве временных дорог на слабых основаниях;
  • вертикальных дренирующих элементов для ускорения консолидации грунтов слабого основания.

Устройство преимущественно защитных (разделительных и технологических) прослоек исключает (уменьшает) взаимопроникновение материала насыпи и грунта основания, улучшает условия отсыпки и уплотнения насыпи, что облегчает технологию производства работ, сокращает потери материала насыпи.

Применение защитно-армирующих прослоек из материалов марки «Стабарм» в основании насыпи при строительстве временных дорог или дорог низких категорий на слабых грунтах осуществляют для снижения неравномерности осадки, а также с целью уменьшения толщины насыпного слоя низких насыпей. При этом снижается колейность от движения транспорта в случае низких насыпей и создаются благоприятные условия уплотнения нижних слоев насыпей высотой более 2 м. При сооружении временных автомобильных дорог, подъездов, площадок, построечных дорог с низшими типами покрытий использование георешеток «Стабарм» в качестве армирующей и одновременно защитной (разделительной) прослойки на границе между насыпным и подстилающим грунтом позволяет улучшить условия движения транспортных и уплотняющих средств.

Удаление верхней части слабой толщи с устройством обоймы/полуобоймы из геосинтетических материалов марки «Стабарм» и заполнением ее дренирующим грунтом даёт комплексный эффект повышения прочности и ускорения достижения заданной степени консолидации основания.

Частичное удаление слабого грунта из основания насыпи с устройством обоймы целесообразно в случаях:

  • необходимости жёсткого ограничения отметки проезжей части, когда соблюдение условия прочности требует устройства массивной насыпи определённой толщины;
  • если верхние слои слабой толщи имеют значительно меньшую прочность, чем нижние; для ускорения стабилизации осадки, если по каким-либо причинам нецелесообразно применение временной пригрузки или вертикального дренирования.

Типовая схема конструкции с частичной заменой слабого слоя показана на рисунке.

Вертикальные дренирующие элементы из геосинтетических материалов «Стабарм» применяют для ускорения консолидации грунтов слабого основания при обеспеченной устойчивости основания под нагрузкой от веса насыпи. Дренирующие элементы представляют собой ленты из нетканого иглопробивного геотекстильного материала «Стабарм». Вертикальные ленточные дрены должны, как правило, достигать прочных слоев грунта под слабыми водонасыщенными грунтами — биогенными (торф, сапропель, заторфованные грунты) или минеральными (илы, глинистые грунты, мелкие пески). Общее конструктивное решение представлено на рисунке.

Читать еще:  Когда нужно укреплять откосы котлованов

Для повышения устойчивости и получения практически безосадочного основания при природных механических свойствах слабой толщи может предусматриваться усиление основания насыпи жесткими сваями. При расчете свайного основания находят оптимальное сочетание диаметра свай, расстояния между сваями и прочности материала свай. В качестве гибкого ростверка используют геосинтетические полотна марки «Стабарм».

Георешётка

Объемная георешетка – это изделие, необходимое для проведения ландшафтных работ в садоводстве и дорожном строительстве. Она понадобится и для укрепления откосов дорог, набережных, и для строительства садовых дорожек и парковочных площадок.

Что такое георешетка

Георешетка представляет собой сетку из синтетической ленты, которой образованы квадратные ячейки. Для производства используют полиэфирное или полипропиленовое полотно, которое разрезают на ленты и соединяют их между собой сваркой.

Ячейки имеют высокие стенки. В них насыпают грунт, щебень или песок в зависимости от выбранного состава покрытия. При заполнении соты растягиваются, становятся жесткими, образуется прочных каркас, который удерживает наполнитель и последующие насыпанные слои.

Георешетка незаменима для укрепления склонов с целью предотвращения оползней, осыпания и постепенного разрушения. Искусственные откосы, примыкающие к железным и автомобильным дорогам, в обязательном порядке прокладываются сотовым геоматериалом. Изделие также необходимо при обустройстве тротуаров, садовых дорожек.

Объемная сетка выполняет сразу несколько функций:

  • Служит и каркасом для покрытия;
  • Удерживает насыпные слои от размывания;
  • Фиксирует дренажный слой, защищая асфальт или плитку от разрушения.

Особенность производства

Срок службы георешетки превышает 100 лет, причем, даже спустя полвека, изделие не меняет своих свойств. Дело в том, что при производстве происходит структуризация молекулярного состава полимера. Полиэтилен и полипропилен многократно растягивают специальным оборудованием, в это же время упорядочиваются хаотичные молекулы. Образуется четкая структура состава на молекулярном уровне, что и обеспечивает жесткость стенок ячеек.

Характеристики материала

Долгий срок службы обеспечивается комплексом факторов:

  • Изделие не коррозирует;
  • Полимер устойчив к химическим веществам (бензин, керосин и прочие нефтепродукты, кислоты, щелочи);
  • Ячейки не препятствуют росту корневой системы растений, что очень важно при укреплении непокрытых асфальтом склонов;
  • Отсутствуют вредные испарения, материал полностью нейтрален для окружающей среды.

Кроме того, георешетки – недорогой материал, который легко укладывается без специальных инструментов и техники.

Разновидности георешеток

Изделие бывает двух видов:

  • 1) Объемная решетка с высокими стенками ячеек от 5 до 30 см;
  • 2) Плоская двухмерная, которую составляют тонкие нити полимера в двух плоскостях.

Выбор изделия к каждой ситуации определяется техническими условиями грунта и покрытия, которое планируется применить.

Есть правило: чем круче склон, там выше должны быть ячейки георешетки. Соответственно, плоскую сетку укладывают на пологие участки или применяют для выстилки дорожек.

Укрепление откосов георешёткой

Откосы необходимо укреплять по нескольким причинам:

  • Обеспечение целостности дорожного покрытия;
  • Создание безопасных условий для транспорта при возможности возникновения оползней и осыпания грунта;
  • Для сохранения существующих архитектурных объектов;
  • Создание новых строительных площадок на осваиваемых территориях.

Материал универсален, используется в геологических и строительных работах.

Укрепление склона георешёткой происходит в несколько этапов:

  1. Со склона срезается плодородный грунт до твердого основания, обычно 20-30 см (может быть больше или меньше).
  2. Обустраиваемый участок размечают на отдельные секторы, находящиеся в одной плоскости. Для этого используют колышки или арматурные отрезки, между которыми натягивается бечевка.
  3. Производится укладка геотекстиля. Этот материал армирует основание, разделяя естественный грунт и искусственную насыпь для сохранения чистоты и целостности последней.
  4. По разметке выставляются крепежные анкера Г-образной формы в верхней части склона. Шаг зависит от размера ячейки, ставят 1 анкер через каждые 2-3 клетки.
  5. На анкера в верхней части уклона натягивается сетка, после чего растягивается до низа склона, где фиксируется анкерами с шагом 1-2 метра. Важно расправить ячейки по максимуму, иначе решетка расползется сама, но уже заполненная.
  6. Между собой полотна крепятся полимерными хомутами.

Когда георешётка для укрепления откосов натянута, ее заполняют гравием, галькой или другим грунтовым материалом в направлении сверху вниз. Соты нужно заполнить до верха с горкой, в последствии поверхность выровняется или перекроется последующими слоями.

При укреплении «зеленого» склона соты наполняют грунтом, в который высаживают траву или кусты, деревья. Такой уклон станет особенно прочным, когда растения пустят корни, которые переплетутся с полимерными стенками.

Обустройство парковочных площадок

Парковочные места в городе и за его пределами обустраиваются технологически одинаково, разница заключается лишь в финишном покрытии.

Георешётка для парковки в основном используется плоская. В данном случае она необходима для укрепления основания въезда и самой стоянки от растаскивания компонентов и компенсации давления грунта. При плывучих основаниях целесообразно приобрести сетку с высокими стенками.

Как осуществить укладку парковочного участка:

  1. Размечают периметр, ограждают его колышками с протянутой ниткой.
  2. Срезают верхний плодородный слой, достаточно 15-20 см.
  3. Засыпают песчано-гравийную подушку толщиной около 5 см, которая будет служить дренажным основанием.
  4. Укладывается георешетка. По периметру ее можно зафиксировать анкерами, но в большинстве случаев ими пренебрегают, ведь риска оползней на плоском участке нет.
  5. Ячейки засыпаются щебнем и песком (смесью) вровень с верхним краем стенок.
  6. Далее действуют, исходя из выбранного типа покрытия. В городе – укладывают асфальт, на частных придомовых территориях обычно оставляют гравийную насыпь или подсыпают плодородный дерн с последующим посевом травы.

Благоустройство придомовой и дачной территории

Георешетка для дорожек на даче применяется все чаще: застройщики предпочитают единожды правильно обустроить основание пешеходных зон, чем через 2-3 года проводить ремонты покрытия. Ячеистый материал понадобится также для:

  • Выстилки под брусчатые дорожки и тропинки;
  • Для создания ландшафтного оформления многоярусных композиций;
  • Для строительства открытых площадок для отдыха.

Для строительства дачных покрытий используют плоскую полимерную сетку или ячейки с небольшой высотой стенки около 5 см.

Как сделать хорошую дорожку своими руками:

  • 1) Колышками размечают периметр тротуара, рекомендуется предусмотреть бордюры;
  • 2) Снимается слой почвы на глубину 20-30 см, стараемся достигнуть твердого основания;
  • 3) Выстилают геотекстиль, закрывая края траншеи;
  • 4) Если планируется установка бордюра, то она реализуется после выстилки текстиля;
  • 5) Далее осуществляют укладку георешетки, фиксируют ее анкерами вдоль дорожки по краям;
  • 6) Засыпают щебень, закрывая ячейки на 3-5 см;
  • 7) Производят финишное покрытие: укладывают брусчатку, тротуарную плитку или засыпают слой гальки.

Таким же образом формируются газоны и открытые площадки.

Применение геосинтетических материалов при строительстве и проектировании автомобильных дорог

Геосинтетические материалы – эффективное решение современной нефтехимии

Нетканый геотекстиль

Эффект применения геотекстиля

  • снижение объемов земляных работ, сокращение расхода привозных грунтов за счет исключения или снижения объемов работ по замене грунтов слабого основания
  • улучшение условий отсыпки и уплотнения насыпи, облегчение технологии и повышение качества производства работ
  • сокращение сроков консолидации дорожной насыпи
Читать еще:  Краска для откосов луя

ДВУОСНООРИЕНТИРОВАННАЯ ГЕОРЕШЕТКА

Эффект применения георешеток

  • повышение надежности и долговечности автомобильной дороги
  • снижение толщин слоев дорожной одежды

Эффективность применения георешеток «АПРОЛАТ»

Эффект применения георешётки АПРОЛАТ СД:

  1. увеличение межремонтных сроков
  2. увеличение прочностных характеристик
  3. уменьшение слоя щебня
  4. сохранение прочности и надёжности
  5. исключается перемешивание конструктивных слоев
  6. нагрузка распределяется на большую площадь
  7. за счет блокировки зерен в ячейках георешетки,
  8. получается слой, имеющий повышенную жесткость и
  9. устойчивость к нагрузкам
  10. повышается качество дорожного покрытия
  11. предотвращается образование колейности

Типовые конструкции дорожной одежды и земляного полотна автомобильных дорог с применением геосинтетических материалов

Схема применения георешеток «АПРОЛАТ» при усилении оснований жестких дорожных одежд.

2 – краевая бетонная укрепительная полоса обочины;

3 – основание из щебня, укрепленное и выровненное в верхней части цементо-песчаным раствором толщиной 4-5 см;

4 – георешетка «АПРОЛАТ СД-30 (СД-40)»;

5 – песчаный дополнительный слой основания;

6 – рабочий слой земляного полотна;

7 – деформационные швы покрытия.

Схемы применения геосинтетических материалов для обеспечения работоспособности насыпей при не глубоком залегании УГВ, и в условиях подтопления

Конструктивное решение по применению геосинтетических материалов в районах распространения вечномерзлых грунтов и островной мерзлоты

2 – ГМ «КАНВАЛАН-М»;

3 – георешетка «АПРОЛАТ СД(М)»;

4 – грунт, в т.ч. мерзлый комковатый (глинистый или торфяной) в нижней части насыпи;

5 – ВГММГ в естественных условиях;

6 – то же после постройки насыпи

Схемы применения геосинтетических материалов при возведении насыпей постоянных дорог на слабых основаниях

3 – слабое основание;

4 – георешетка «АПРОЛАТ СД(М)»;

5 – пространственная георешетка (геосотовый материал), заполненная песком;

S – расчетная величина осадки насыпи

Схемы применения геосинтетических материалов при возведении насыпей из грунтов повышенной влажности

2 – грунт повышенной влажности;

3 – геоматериал «КАНВАЛАН-МФ»;

4 – георешетка «АПРОЛАТ СД(М)».

Нст – толщина слоя из стабильных материалов (дорожная одежда и непучинистые или слабопучинистые грунты рабочего слоя);

Н – высота насыпи;

На – мощность нижней активно консолидируемой зоны насыпи;

Нп – мощность слабо консолидируемой зоны насыпи

Схемы укрепления откосов земляного полотна в условиях подтопления

2 – торфо-песчаная смесь;

3 – щебень 20-10 мм;

4 – геоматериал «КАНВАЛАН-МФ» 8

Укрепление откосов земляного полотна

Эксперимент по прорастанию травы через геотекстиль

С помощью геотекстиля КАНВАЛАН МФ 8 удалось существенно улучшить качественные характеристики сложившейся практики укрепления откосов и ликвидировать недостатки традиционной технологии. Помимо укрепляющих функций геотекстиль служит «одеялом» для семян и корней, создаёт температурно-влажностный режим для быстрого и комфортного прорастания семян.

Преимущества геотекстиля из полипропилена

  1. УСТОЙЧИВОСТЬ К АГРЕСИВНЫМ СРЕДАМ•
  2. ТЕРМИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОТЕН
  3. 100% ПРОПИТКА БИТУМОМ
  4. ВЫСОКАЯ ПРОЧНОСТЬ

ПРОДУКЦИЯ ИЗ ВТОРИЧНОГО ПОЛИЭФИРА НЕ ПРИГОДНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОСТОЯННЫХ, ВРЕМЕННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОРОГ

Устойчивость полотна из

концентрированные растворы щелочей

сохраняет внешний вид и структуру

рабочее состояние в диапазоне pH 2-13

потеря прочности- не более 10%

потеря прочности — 30%

сильнощелочная почва, известь

щелочная почва, известь

щелочная почва, известковая глина

минеральные почвы, глины

(минерально)органические, кремнистые почвы

потеря прочности — не более 5%

потеря прочности — до 20%

концентрированные растовры сильных ксилот

сохраняет внешний вид и структуру

концентрированные растворы сильных кислот

Термическое соединение полотен геотекстиля

Геотекстиль обработанный битумом

Благодаря гидрофобности полипропилена геотекстиль качественно пропитывается битумом, волокна беспрепятственно обволакиваются вяжущим придавая полотну гидроизолирующие свойства

Высокая прочность геотекстиля из первичного полипропилена

Использование первичного полипропилена в производстве геотекстиля позволяет добиться высокой прочности и стабильного качества

Примеры некорректных проектных решений, связанных с применением геосинтетических материалов

В проектном решении № 1 — предусмотрено укрепление основания – материал геоткань «Stabilenka 400/50». Нет конкретных технических требований с ссылкой на соответствующие нормативные документы, а также не корректно указан производитель.Ø

В проектном решении № 2 — предусмотрено применение в дорожной одежде геосинтетического материала – «Дорнит-МЕГАТЕКС или Дорнит-ГЕОКОМ с прочностью на разрыв 7,5». Нет конкретных технических требований с ссылкой на соответствующие нормативные документы. Не указана размерность требований контрольного показателя.

В проектном решении № 3 — предусмотрено в качестве армирующей прослойки «Прослойка из геосетки марки «Хаттелит» С4017 (ширина рулона 1,0м) или эквивалент». Нет конкретных технических требований с ссылкой на соответствующие нормативные документы.

В проектном решении №4 — предусмотрено применение между слоем песка и щебеночно-песчаной смеси — прослойки из геосинтетического материала (ОДМ 218.5.003-2010): Rp > 50 kH/м, ε0 или (εmax) 40 kH/м, Rz ДЛЯ ДОРОГ (федеральных и ПГС )

КАНВАЛАН — Геотекстиль иглопробивной, сырье 100% первичный полипропилен. Прочность на разрыв не менее … кН/м.

АПРОЛАТ — Георешётка по ОДМ 218.5.002-2008 табл. 5.1. Прочность на разрыв не менее …. кН/м.

КАНВАЛАН – Нетканый геотекстиль с поверхностей плотностью не менее 280 г/м2, сырье 100% первичный полипропилен и относительное удлинение при разрыве не более 80%

АПРОЛАТ – Двуосноориентированная георешетка с разрывной характеристикой не менее 20 кН/м, относительное удлинение не более 15%

КАНВАЛАН — Геотекстиль иглопробивной, сырье 100% первичный полипропилен. Прочность на разрыв не менее … кН/м.

АПРОЛАТ — Георешётка по ОДМ 218.5.002-2008 табл. 5.1. Прочность на разрыв не менее …. кН/м.

ТБО и ЭНЕРГЕНИКА

КАНВАЛАН — Геотекстиль иглопробивной, сырье 100% первичный полипропилен. Прочность на разрыв не менее … кН/м.

АПРОЛАТ — Георешётка по ОДМ 218.5.002-2008 табл. 5.1. Прочность на разрыв не менее …. кН/м.

КАНВАЛАН — Геотекстиль иглопробивной, сырье 100% первичный полипропилен. Прочность на разрыв не менее … кН/м.

АПРОЛАТ — Георешётка по ВРДС 32-12-08 Прочность на разрыв не менее …. кН/м.

Укрепление откосов при строительстве дорог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СПОСОБАМ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН И ОТКОСОВ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

ОДОБРЕНЫ Главзапсибдорстроем (письмо N 6204/5 от 04.01.83)

Приведены конструкции укрепления обочин, в частности, конструкции нежесткого и комбинированного типов, требования к материалам, применяемым в этих конструкциях. Описана технология укрепления обочин автомобильных дорог. Изложен расчет прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов. Определен экономический эффект от внедрения предлагаемых конструкций укрепления обочин.

Даны конструкции, технология и применяемые материалы для укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог.

Приведены примеры расчета прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов, даны основные характеристики транспортных средств, применяемых на автомобильных дорогах нефтяных промыслов Тюмени, расчетные нагрузки и основные характеристики грунтов. Приведены стоимость материалов и потребность в них для устройства предлагаемых конструкций укрепления обочин.

Одним из слабых мест в строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири является укрепление обочин и откосов. Земляное полотно этих дорог сложено, в основном, местными и гидронамывными песками. На большинстве уже построенных дорог обочины по тем или другим причинам не укреплены. На вновь строящихся дорогах эти работы также не всегда выполняются, что отрицательно влияет на транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и безопасность движения, к тому же ширина проезжей части таких дорог обычно недостаточна (6 м).

Читать еще:  Сделать уголок для откоса своими руками

В связи с этим Союздорнии, ТюмИСИ и Гипротюменнефтегаз в последние годы провели исследования способов укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов. Разработаны различные конструкции укрепления обочин и откосов, основные из которых были проверены опытным строительством на объектах трестов «Тюмендорстрой» и «Нижневартовскдорстрой».

Укрепление обочин и откосов позволяет увеличить долговечность дорожной конструкции, повысить безопасность движения автомобилей и пропускную способность дороги, улучшить водно-тепловой режим земляного полотна.

На основе исследований разработаны настоящие «Методические рекомендации по способам укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири», которые могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов, а также дорог общей сети.

«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук А.В.Беляуш, инж. Ю.М.Львович, д-р техн. наук B.Д.Кaзарновский (Союздорнии), канд. техн. наук А.В.Линцер, инж. И.Н.Журавлев (ТюмИСИ), канд. техн. наук В.Н.Табаков (Гипротюменнефтегаз) при участии инж. B.T.Лейтланда (трест Тюмендорстрой»).

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Методические рекомендации» разработаны с учетом основных положений глав СНиП II-Д5-72*, СНиП III-40-78**, СНиП II-21-75***, «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М., 1974), «Инструкции по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири» ВСН 26-80**** (М., 1981), «Технических указаний по укреплению обочин автомобильных дорог» ВСН 39-79 (М., 1980), «Технических указаний по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов в транспортном строительстве» ВСН 181-74 (М., 1974). Они предназначены для правильного выбора методов Укрепления обочин и откосов автомобильных дорог в I и во II дорожно-климатических зонах независимо от типа местности по степени увлажнения грунтов, в частности, дорог нефтяных промыслов Западной Сибири в условиях, характеризующихся суровым, резко континентальным климатом, сильной заболоченностью территории, распространением пылеватых глинистых и мелкозернистых песчаных грунтов.
________________
* Действуют СНиП 2.05.02-85;
** Действуют СНиП 3.06.03-85. Здесь и далее по тексту;
*** Заменены на СНиП 2.03.01-84;
**** Действуют ОДН 218.3.039-2003 . Здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Конструкции укрепления обочин и откосов земляного полотна автомобильных дорог нефтяных промыслов необходимо назначать на основе сравнения вариантов и соответствующего технико-экономического обоснования с целью обеспечить требуемую безопасность движения при расчетных интенсивности движения и пропускной способности дороги с учетом геометрических размеров проезжей части, обочин и откосов (ВСН 26-80; интенсивности движения; типа земляного полотна (насыпь, выемка), его рабочей отметки; инженерно-геологических, гидрометеорологических и природно-климатических условий района строительства; стадийности строительства, предусмотренной проектом.

1.3. Назначать технологию строительства и выбирать средства механизации следует в зависимости от проектируемых конструкций укрепления обочин и откосов, соотношения их типов на протяжении всего участка укрепительных работ и технико-экономического обоснования.

1.4. Средства механизации для укрепления обочин и откосов выбирают с учетом максимального использования серийных машин, работающих на данном объекте, а специальные машины и оборудование следует назначать исходя из характера и объема укрепительных работ на конкретном участке автомобильной дороги нефтяных промыслов.

1.5. Укреплять откосы следует сразу после завершения отсыпки, планировки и уплотнения земляного полотна на первой стадии строительства. При двухстадийном строительстве в проекте должны быть предусмотрены технические решения по уточнению выполняемых на первой стадии работ по устройству конструкций укрепления откосов или варианты их усиления. В проекте и рабочей документации должна быть указана очередность устройства конструкций укрепления обочин и откосов применительно к каждой стадии строительства с учетом сооружения конструкций дорожной одежды.

Обочины укрепляют после устройства покрытия дороги (при двухстадийном строительстве — на второй стадии).

2. Требования к конструкциям укрепления обочин и откосов

2.1. Конструкции укрепления обочин и откосов должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна и его откосов, их неразмываемость поверхностными и подтопляющими водами, требуемую интенсивность, пропускную способность и безопасность движения.

Конструкции укрепления обочин и откосов должны назначаться с учетом минимальной стоимости их устройства и соблюдения необходимых темпов строительства дороги, а также нормальных условий ее эксплуатации.

2.2. Прочность, надежность, устойчивость, эффективная работоспособность и расчетная долговечность конструкций укрепления обочин и откосов обеспечиваются следующими мероприятиями:

строгим соблюдением технологии сооружения земляного полотна автомобильной дороги и его откосов (отсыпка слоев грунта требуемой толщины, тщательное послойное уплотнение грунта в пределах откосов, применение грунтов оптимальной и допустимой влажности);

своевременным устройством конструкций укрепления на поверхности спланированных обочин и откосов с проектной конфигурацией. Уменьшение стоимости укрепления обочин и откосов достигается применением преимущественно местных материалов.

2.3. По ширине обочина подразделяется на две полосы: краевую укрепительную полосу, примыкающую к проезжей части дороги, и остановочную, примыкающую к откосной части земляного полотна. Материалы и параметры конструкций укрепления, элементы проезжей части и обочин автомобильных дорог приведены в разд.3 (см. табл.1).

В зависимости от конкретных условий строительства и характера движения (интенсивность, состав) укрепление обочины проектируют на всю ее ширину или только в пределах краевой полосы.

2.4. Крутизну откосов земляного полотна назначают с учетом обеспечения устойчивости его откосов, требований безопасности движения, технологичности устройства конструкций укрепления современными средствами механизации.

Наибольшая крутизна откосов насыпей земляного полотна высотой до 2 м, возводимых из местных грунтов (дальность возки до 1 км), как правило, не должна превышать 1:3. В остальных случаях откосы насыпей и выемок земляного полотна должны быть 1:1,5 при суглинках и глинах и 1:2 при песках и супесях.

3. Укрепление обочин

Конструкции укрепления обочин

3.1. Конструкции укрепления обочин земляного полотна автомобильных дорог назначают двух типов: нежесткого и комбинированного (см. табл.1). Область применения каждого из них устанавливается проектом на основе расчетных данных о составе и интенсивности движения, о грузонапряженности дороги, наличии местных материалов и необходимого оборудования. При строительстве выбор типа конструкции укрепления обочин должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

Ва-
риант укреп-
ления обо-
чины

Материал укрепления в конструкции обочины

Перспек-
тивная интен-
сивность движе-
ния, авт./сут

Грузонапря-
женность, млн.т нетто в год

Ширина проезжей части, м

Ширина обочины, м

Ширина краевой полосы, м

Толщина слоя
укреп-
ления, м

Укрепление нежесткого типа

Песчано-гравийная смесь (ПГС) на дорните по всей ширине обочины

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector