Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов засевом трав снип

Методические рекомендации по укреплению откосов земляного полотна в легковыветривающихся скальных породах (46143)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЛЕГКОВЫВЕТРИВАЮЩИХСЯ СКАЛЬНЫХ ПОРОДАХ

Приведены рациональные конструкции и технология укрепления откосов насыпей из легковыветривающихся скальных грунтов, а также выемок, разрабатываемых в таких породах.

Даны конструкции защитных покрытий на откосах, в том числе выполняемые методом пневмонабрызга материалов, таких, как торкрет, шприц-бетон, аэроцем, пневмобетон. Определены области их применения; даны специальные методики по определению требований к рекомендуемым материалам; предложены новые рациональные технологические схемы по производству укрепительных работ; разработаны основные схемы комплектации необходимых машин и оборудования, позволяющих полностью механизировать все технологические операции по укреплению откосов из скальных грунтов.

В работе использованы авторские свидетельства № 343708 («Бюллетень изобретений», 1972, № 21); № 390244 («Бюллетень изобретений», 1973, № 30); № 378748 («Бюллетень изобретений», 1973, № 19).

При строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог возникают трудности с обеспечением устойчивости откосов, особенно их поверхностных слоев, которые под воздействием погодно-климатических факторов могут снижать свою прочность. Устранение образуемых при этом деформаций требует дополнительных затрат.

Для обеспечения устойчивости поверхностных слоев откосов земляного полотна из скальных легковыветривающихся пород Союздорнии и ЦНИИС разработаны конструкции и методы их укрепления.

Для откосов насыпей предложены защитные слои из морозостойких неусадочных грунтов, решетчатые конструкции, биологическая защита; для откосов выемок — биологическая защита, а также конструкции, выполняемые методом пневмонабрызга.

Союздорнии исследовал и опробовал конструкции укрепления методом пневмонабрызга на основе сухих смесей (торкрет и шприц-бетон), а ЦНИИС — конструкции на основе аэрированных цементопесчаных растворов (аэроцем). Было создано оборудование, разработана технология укрепительных работ и проведено обследование состояния защитных покрытий после нескольких лет эксплуатации.

«Методические рекомендации», разработанные на основе теоретических, экспериментальных и полевых исследований с использованием авторских свидетельств № 343709 («Бюллетень изобретений», 1972, № 21); № 390244 («Бюллетень изобретений, 1973, № 30), № 378748 («Бюллетень изобретений», 1973, № 19), могут быть полезны при проектировании и строительстве автомобильных и железных дорог в сложных инженерно-геологических условиях, в частности в условиях БАМ.

«Методические рекомендации» разработали инженеры Ю.М. Львович, И.А. Режко, канд. геол.-минерал. наук Н.С. Бирюков (Союздорнии), кандидаты технических наук Ф.Н. Целиков, А.И. Песов, Е.А. Яковлова и инж. Л.М. Бирюкова (ЦНИИС).

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для выбора и назначения рациональных защитных конструкций, а также технологии производства работ по укреплению откосов земляного полотна автомобильных и железных дорог при наличии выветрелых и легковыветривающихся скальных пород.

1.2. Степень выветрелости горных пород устанавливают в зависимости от показателя разуплотнения породы по классификации, приведенной в табл. 1 и приложении 1.

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов насыпей (выемок) высотой до 8 м.

1.2 . Посев многолетних трав применяется для укрепления откосов неподтопляемого земляного полотна, сложенного из нескальных грунтов. Крутизна откосов — не более 1 : 1,5.

1.3 . Откосы высотой до 2 м из глинистых непылеватых грунтов не укрепляются в случае:

разработки выемок в степных районах, где толщина почвенного слоя более 0,3 . 0,5 м;

возведения в этих же районах насыпей из грунта боковых резервов.

1.4 . В состав работ входят:

доставка растительного грунта;

надвижка растительного грунта на откосы;

разравнивание грунта до слоя требуемой толщины;

посев трав с поливкой водой и внесением удобрений.

2. Организация и технология производства работ

2.1 . До начала работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

2.2 . Для укрепления откосов используются смеси трав следующего состава, %:

корневищные злаковые травы — 35 . 55

рыхлокустовые злаковые травы — 30 . 50

стержнекорневые бобовые травы — 5 . 20

2.3 . Посевные качества семян должны соответствовать требованиям ГОСТ 19449-80* , ГОСТ 19450-80* . Высевать некондиционные семена ниже третьего класса годности запрещается.

2.4 . Для посева трав пригоден растительный грунт, содержащий не менее 2 % гумуса.

2.5 . Работы по укреплению откосов следует выполнять сразу же после завершения отсыпки и уплотнения насыпи. Поверхность откоса перед укреплением должна быть спланирована и разрыхлена на глубину 10 . 15 см рыхлителем. Дополнительного рыхления не требуется, если откос планировался ковшом драглайна.

2.6 . Работы по укреплению откоса травами ведет комплексная механизированная бригада на двух захватках площадью 2000 м 2 каждая (рисунок).

1- я захватка 2-я захватка

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватка — выгрузка растительного грунта на откос автосамосвалом IV; надвижка растительного грунта на откос автогрейдером ДЗ-31 I; разравнивание грунта на откосе экскаватором-драглайном II, оборудованным планировочной рамой;

2- я захватка — посев семян с одновременным внесением удобрений агрегатом ЦНИИС на экскаваторе II; орошение засеянных участков водой из поливочно-моечной машины III.

14 — последовательность проходов экскаватора при разравнивании грунта. Стрелкой указано направление потока.

2.7 . Численность комплексной механизированной бригады 5 чел.:

Дорожный рабочий 3 разр. 1

Машинист экскаватора 6 разр. 1

Помощник машиниста экскаватора 5 разр. 1

Читать еще:  Чертеж плиты укрепления откосов

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Машинист поливочно-моечной машины 4 разр. 1

2.8 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

доставка растительного грунта автосамосвалами;

надвижка растительного грунта на откос автогрейдером;

разравнивание грунта на откосе экскаватором-драглайном, оборудованным планировочной рамой.

Растительный грунт должен быть заготовлен до начала укрепительных работ. Грунт, снятый с полосы отвода при возведении насыпи, или грунт из сосредоточенного резерва доставляется к месту производства работ и выгружается на обочине. Выгрузка растительного грунта осуществляется под наблюдением дорожного рабочего 3-го разр., который подает сигнал для подхода и отхода автомобиля-самосвала, указывает водителю место выгрузки грунта.

Разгрузку очередного автосамосвала следует производить на расстоянии l от места разгрузки предыдущего. Это расстояние зависит от объема грунта q в кузове автомобиля-самосвала, длины откоса b и толщины слоя растительного грунта h и определяется по формуле

l = q/(bh).

Завезенный грунт перемещают на откос автогрейдером ДЗ-31-1 за три-четыре прохода. Угол захвата отвала автогрейдера 45 . 50°.

При первых проходах автогрейдер производит развалку куч, затем, двигаясь на обочине вдоль бровки, перемещает растительный грунт на откос.

Разравнивают растительный грунт на откосе экскаватором-драглайном, оборудованным планировочной рамой трапецеидальной формы.

Слой растительного грунта на откосе после разравнивания должен быть толщиной 10, а на песчаных откосах в южных районах, а также на откосах, сложенных жирными глинами, 15 см.

2.9 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

посев семян трав с одновременным внесением удобрений;

полив засеянного откоса.

Посев трав на откосе производится посевным агрегатом ЦНИИС, которым оборудуется экскаватор типа ЭО-4111Б. Экскаватор устанавливают на насыпи на расстоянии 2,5 . 3 м от бровки откоса.

При первом проходе агрегат, двигаясь сверху вниз под действием собственного веса, разрыхляет грунт на поверхности откоса. При движениях снизу вверх агрегат выполняет такие операции:

внесение и заделка минеральных удобрений в растительный грунт;

посев семян с заделкой их в грунт;

В растительный грунт кислых дерново-подзолистых почв (pH 2 откоса.

После посева трав с первой стоянки экскаватора его перемещают на 1,7 м (ширина захвата посевного агрегата), и процесс повторяется с перекрытием предыдущего следа на 20 см.

Укрепление откосов засевом трав снип

§ 58. УКРЕПЛЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Земляное полотно пойменных насыпей испытывает разрушающее воздействие поверхностных вод, течения, ветровых волн и переменного во времени уровня воды, ледохода, карчехода, выветривания грунта, инфильтрации воды в теле насыпи и набега волны на откос. Для защиты пойменной насыпи укрепляют ее откосы различными типами укреплений в зависимости от ожидаемых деформаций. По условиям работы принято различать три характерные зоны (рис. XII-2):

1 — неподтопляемая часть земляного полотна;

2 — подтопляемая паводковыми водами;

3 — постоянно подтопляемая меженными водами.

Граница между зонами 1 и 2 располагается на отметке наименьшей отметки бровки насыпи, определенной по формуле (XII-1). Граница между зонами 1 и 3 устанавливается на уровне устойчивой межени, а при незначительной межени на пойме или ее отсутствии — отметкой подошвы насыпи.

Откосы насыпей в зоне 1 защищают от поверхностных вод одерновкой в клетку или засевом трав по слою растительного грунта. Откосы насыпей в зоне 2 укрепляют в зависимости от скорости пойменного потока, ледохода, корчехода и выроты ветровых и судовых волн.

При скорости течения до 0,3 м/сек, отсутствии ветровых волн и кратковременном подтоплении менее 20 суток для укрепления откосов применяют одерновку плашмя, посадкой ивовых кольев и (кустарников. На песчаных откосах перед укладкой дерна отсыпают слой растительного грунта. При несколько больших скоростях течения применяют одерновку в стенку. Ограничением в применении этих типов укреплений в настоящее время является ручной труд и отсутствие дерна.

При больших скоростях течения и высоте ветровых волн до
0,5—0,7 м применяют сборные цементобетонные плиты.

При скоростях течения более 1 м/сек и высоте ветровых волн более 1,0 м применяют сборные железобетонные и монолитные железобетонные плиты.

Под укрепление в виде плит устраивают гравийно-щебеночное основание по типу обратного фильтра. Толщину плит укрепления и подстилающего слоя основания устанавливают расчетом, имея в виду, что защита откосов зависит не только от толщины укреплений, но и крутизны откосов. Эти виды укреплений желательно применять на откосах не круче 1 :3.
Преимущество укреплений из сборных плит заключается в индустриальное™ производства и укладки, недостаток — в излишней капитальности при небольших скоростях течения и силы волнобоя, а также в слабой связи укрепления с поверхностью откоса и большом количестве зазоров в стыках.
В некоторых случаях при наличии местного камня и экономи-
ческой обоснованности применяются следующие пеиндустриальные типы укрепления:

одиночное мощение на слое щебня или гравия при скорости потока до 1,5 м/сек и волне до 0,25—0,50 м

двойное мощение на слое щебня или гравия при скорости потока до 2 м/сек и волне до 0,50—0,70 м
механизированным способом можно выполнять каменную наброску из рваного, колотого, плиточного камней невыветриваемых горных пород при скорости потока до 3 м/сек и волне до 0,7 м.

Рис. XI1-2. Схема к определению зон укреплений откосов насыпей и берегов:
1, 2, 3 — номера зон; 4 — РГПВ + высота волны с набегом + нормативный запас

Читать еще:  Как сделать шаблон для откосов

При скорости потока более 3 м/сек и волне 0,7—1,0 м применяют габионные тюфяки или ящики. Недостатком укреплений в виде мостовых является применение ручного труда, преимуществом — использование местного материала. В настоящее время эти укрепления имеют ограниченное применение.

Укрепление откосов в зоне 3 производится с целью предохранения нижней части насыпи от размыва. Если откосы находятся постоянно под водой, то для их укрепления применяют каменные наброски и гибкие покрытия в виде тюфяков из железобетонных плит, габионов или каменно-хворостяных тюфяков. Размеры укреплений устанавливают расчетом в зависимости от ожидаемых размывов. Укрепление откосов при отсутствии больших размывов и постоянного подтопления заканчивается упором. Глубина заложения упора и его конструкция определяются в зависимости от типа укрепления откоса и глубины размыва подошвы насыпи (рис. XII-3). Опыт работы пойменных насыпей с постоянно или периодически затопляемыми бермами указывает на необходимость укрепления их верхней площадки. Типовые решения конструкции укрепления откосов, упоров, размеры, потребность в материалах и объем работ определяют согласно действующему альбому конструкций укреплений откосов и выемок Мосгипротранса [5].

Рис. XII-4. Схема укрепления подтапливаемых откосов сборными решетчатыми конструкциями при отсутствии размывов у подошвы насыпи: а — поперечный профиль насыпи; б — план;
1 — растительный грунт с засевом трав; 2 — грунт, обработанный битумом; 3 — каменная наброска; 4 — монолитный бетон; 5 — бетонный упор с каменной лризмой; 6 — сборная бетонная обрешетка; 7 — стыковые свайки; 8 — подпор + высота волны с набегом + нормативный
запас, но не меиее 0,5 м

В последние годы разработаны новые конструкции укреплений— гибкие покрытия ЦНИИСа и сборные решетчатые конструкции (рис. XII-4). Последние состоят из нескольких железобетонных элементов, скрепляемых в узле. Решетки, образуемые этими элементами, заполняют различными материалами: гравием, щебнем, рваным камнем, цементобетоном. Тип заполнения назначают в зависимости от скорости потока, высоты волны, длительности подтопления и ледовых нагрузок [49].

Сборные решетчатые конструкции являются переходным типом между капитальным в виде железобетонных плит и облегченным в виде засева трав и одерновкой. Их преимущества заключаются в индустриальности изготовления, транспортирования и укладки, а также возможности использования местных дешевых материалов для заполнения решеток. Опытное проектирование показало их экономичность по сравнению с типовыми укреплениями. В настоящее время конструкции этих покрытий испытывают при строительстве опытных участков дорог.

Укрепления земляного полотна производят с верховой и низовой сторон насыпи. Тип укрепления устанавливают исходя из условий работы насыпи, при подтоплении. Укрепление откосов может быть различно по длине пойменных подходов. Более капитальные типы укреплений требуются на участках насыпи, прилегающих к мосту и регуляционным сооружениям, а также в местах пересечения староречий, менее капитальные — у границы разлива.

На горных реках для укрепления откосов насыпей применяют подпорные стены, а также различные берегоукрепительные сооружения.

При проектировании автодорожных подходов высоких категорий возникает необходимость обеспечения отвода поверхностной воды с разделительной полосы и проезжей части дороги. С этой целью вдоль внешних кромок покрытия устраивают продольные лотки для сбора воды с проезжей части, а для отвода воды в сторону от дороги проектируют поперечные лотки по откосу насыпи. Конструкции продольных и поперечных лотков разработаны Союз-дорпроектом [49] и приведены в Альбоме водоотводных устройств [6]. Одним из основных условий нормальной работы этих сооружений является правильное назначение расстояний между водосбросными лотками на откосах и дождеприемными колодцами на разделительной полосе. Определение минимальных расстояний для дорог различных категорий производится по этому альбому, а для дорог вне категорий, предусмотренных СНиП по данным, приведенным в работе [102].

Типовая технологическая карта (ТТК) (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПОСЕВОМ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по укреплению откосов земляного полотна засевом трав на строительстве автомобильной дороги III-й технической категории, во II-й дорожно-климатической зоне.

Засев трав (противоэрозийное озеленение) применяется при крутизне откосов не более 1:1,5 для защиты автомобильных дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров, а также служит элементом эстетического оформления дороги.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по укреплению откосов земляного полотна засевом трав.

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по укреплению откосов земляного полотна автомобильной дороги, состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по укреплению откосов.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т. п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

Читать еще:  Кто такой женя откосов

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной дорожно-строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Технологической картой предусмотрено укрепление откосов земляного полотна комплексным механизированным звеном с экскаватором-планировщиком UDS-114a на базе автомобиля Tatra-815 (оборудованным ковшом 0,63 м с зубьями, обратная лопата или планировочным ковшом) в качестве ведущего механизма (рис.1).

Рис.1. Экскаватор-планировщик UDS-114a

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

— транспортирование растительного грунта и торфа;

— подготовка смеси растительного грунта;

— надвижка растительного грунта на откос;

— разравнивание и планировка грунта слоем h=15 см по откосу;

— внесение органических и минеральных удобрений;

— защита и уход за засеянным участком.

1.11. Работы выполняются в вегетационный период с 20 мая до 20 сентября, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где — время, связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами, связанными с организацией и технологией производственного процесса, и перерывами, предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, 0,85

1.12. При укреплении откосов используются:

— растительный грунт, ранее срезанный с полосы отвода;

— торф, полученный от выторфовки болота на строящемся участке дороги;

— семена трав, отвечающие требованиям ГОСТ 817-85.

1.13. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями:

— СНиП 12-01-2004. Организация строительства;

— СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

— СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

— СНиП III-10-75. Благоустройство территорий;

— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» до начала выполнениястроительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Перед началом работ по укреплению откосов необходимо выполнить следующее:

— очистить участок от посторонних предметов и строительного мусора;

— приготовить смесь растительного грунта и торфа;

— произвести разбивочные работы.

2.2.1. Подготовка основания откоса под укрепление посевом трав начинается с очистки участка сменной захватки от инертных материалов — камней, железобетона, деревянных кусков, сучьев и т. п. Собранный мусор загружается вавтомобиль-самосвал КамАЗ-55111 и вывозится на свалку.

2.2.2. Улучшение механического состава растительного грунта должно осуществляться введением добавок (песок, торф, известь и т. д.) путем двух-трехкратного перемешивания грунта и добавок. Смесь растительного грунта приготавливается на специально отведенной площадке или сразу на обочине при помощи фронтального погрузчика L-45В(g=1,2 м) фирмы Volvo (рис.2). Готовая смесь собирается в кучу для последующей погрузки и транспортировки к месту производства работ.

Рис.2. Фронтальный погрузчик L-45В

2.2.3. Разбивку откоса производят полосами по 10 м. В направлении продольной линии проезжей части вдоль бровки и подошвы откоса, по нивелиру забивают колья, на которых делаются отметки, соответствующие высоте слоя растительного грунта (с учетом коэффициента 1,20 на его осадку), и натягивают шпагат между ними. Промежуточные колья (при необходимости) забивают по визиркам. Разбивку делают на сменный объем работ.

Работы по укреплению откосов выполняются на 2-х захватках. Длина сменной захватки рассчитывается, исходя из производительности экскаватора-планировщика, по формуле:

, м,

где , м/ч,

— длина откоса, м;

— коэффициент использования экскаватора по времени в течение смены;

— норма времени на планировании откоса, час;

— коэффициент, учитывающий работу машиниста средней квалификации;

— площадь откоса, м.

2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

— планировка откоса по заданным линиям и уклонам;

— погрузка и транспортировка смеси к месту производства работ.

2.3.1. При планировке откосов экскаватором-планировщиком UDS-114а сначала грунт срезают лишь в тех местах, где он лишний, и перемещают во впадины. С этой целью экскаватор опускает планировочный ковш к подошве откоса, немного зарезается в него и затем протягивает ковш к бровке. Эту операцию повторяют до двух раз с последующим протягиванием ковша сверху вниз для окончательной планировки откоса. До последнего прохода планировщика рекомендуется в верхней части откоса иметь некоторый запас срезанного грунта. Для полной планировки откоса требуется 2-3 протягивания ковша сверху вниз, по одному следу. После планировки данного участка экскаватор перемещается на 2,0-2,5 м и планируют следующий участок с перекрытием предыдущего следа на ширины ковша.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector