Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка башенного крана у откоса котлована

Установка башенного крана на строительной площадке

Жилой комплекс «Стелла» | Автор топика: Raekwon

Tags: Установка башенного крана на строительной площадке

Как собирают башенные краны. Установка башенного крана осуществляется согласно схеме. Она предусматривает.

Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации .

Jump to ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ОРГАНИЗАЦИИ . — условия установки и работы кранов вблизи откосов . кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.). 2.3. . подъемников и башенных кранов;.

[PDF]проектирование установки монтажных кранов на строительной .

работы кранов в стесненных условиях строительной площадки. Предназначено для . ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УСТАНОВКИ БАШЕННЫХ КРАНОВ.

Во дворе дома стройка!Где можно найти информацию,на каком растоянии от жилого дома разрешается устанавливать башенный | Автор топика: Вадим

Ярослав ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРН…»>вот все что нашлось.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 декабря 1999 г. N 98
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ»
2.18.6. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.

Геннадий бедняги!так это стремно. сочувствую.

Олеся госты и нормы по строительству смотри

Лилия пожалуйся в орган, который лицензирует строительную деятельность. Пусть эту фирмочку проверят. Мало не покажется. Заодно и тебе все нормы расскажут

Леонид всякие стацинарные установки к которым в данный момент относится и кран должны находится не ближе 15 м от крайней точки дома а так можешь наехать на шумность в ментуру)))

Монтаж башенного крана — YouTube

Монтаж башенного крана. . Монтаж крана «Liebherr-11350» на строительной площадке Белорусской АЭС — Duration: 7:24. Белорусская .

Справочно-методическое пособие по разработке стройгенпланов .

Он устанавливает: границы строительной площадки, расположение постоянных, . Рисунок 8 — Установка башенного крана у откоса котлована .

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Установка — башенный кран

Установка башенных кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами. [1]

Установка башенного крана при монтаже фундаментов, стен и перекрытий подвалов должна производиться на расстоянии по горизонтали между краем дна котлована и основанием призмы подкранового пути, равном не менее полуторакратной — глубины котлована плюс 0 4 м для песчаных и супесчаных грунтов и не менее глубины котлована плюс 0 4 м для глинистых грунтов. [2]

Установка автомобильных, пневмоколес-ных, гусеничных и башенных кранов , а также кранов-экскаваторов для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также установка этих кранов на краю откоса или на краю канавы может производиться только лишь с разрешения администрации, производящей эксплуатацию крана, после проверки невозможности оползания грунта под краном или грузом. [3]

При установке башенных кранов вблизи воздушных линий электропередачи руководствуются ст. 244 и 248 Правил по кранам ( см. также гл. [4]

В особых случаях допускается установка башенных кранов со стороны входов строящихся зданий. При этом проектом производства работ предусматриваются определенные условия безопасности. Например, в зонах прохода в здание устанавливают сплошные перекрытия или козырьки, устанавливается время прохода людей в здание и выхода из него. [6]

На рис. 7.5 показана схема установки башенного крана для работы со стороны крановых путей. В этом случае при работе крана на захватке ( 1) вход в строящееся здание будет осуществляться через проход 4, вьшолненный в виде навеса от границы опасной зоны до входного проема. Проход со стороны путей башенного крана зашивается сплошными щитами. [8]

На рис. 7.2. показана схема установки башенного крана КБ-405 . В этом случае требуемая высота подъема груза определяется от уровня стоянки крана по вертикали и складывается из следующих показателей: высоты здания ( сооружения) от уровня стоянки крана до его верхней отметки плюс 2 3 м из условий безопасности, максимальной высоты перемещаемого груза с учетом закрепленных на грузе монтажных приспособлений или конструкций и длины ( высоты) грузозахватного приспособления в рабочем положении. Если над верхней отметкой здания имеются выступающие части лесов, монтажных приспособлений, механизмов или других временных конструкций, то их следует учитывать при определении высоты подъема. [9]

В табл. 26.3 приведено распределение всех проанализированных дворовых территорий с точки зрения возможности установки башенных кранов различных конструкций пятью рассмотренными способами. [10]

При выполнении строительных работ по устройству инже-иерлых сетей траншеи для прокладки трубопроводов следует отрывать до установки башенных кранов . Сдачу траншей под монтаж желательно производить участками не менее 150 — 200 м для того, чтобы можно было осуществлять укладку трубопроводов, их гидравлическое или пневматическое испытанна и сдачу под засыпку такими же участками. Разрыв по времени между рытьем траншей и укладквй в них трубопроводов должен быть минимальным. При рытье траншей не следует допускать переборов грунта ниже проектных отметок. Места случайных переборов необходимо подсыпать до проектных отметок песком или местным грунтом без органических примесей с тщательным послойным уплотнением. [11]

На заводах азотной промышленности ( производство аммиака) для эксплуатационных нужд весьма часто проектом предусматривается установка башенного крана БК-1000 грузоподъемностью 50 тс. [13]

При выполнении строительных работ по устройству — инженерных сетей траншеи для прокладки трубопроводов следует отрывать до установки башенных кранов . Сдачу траншей под монтаж желательно производить участками не менее 150 — 200 м для того, чтобы можно было осуществлять укладку трубопроводов, их гидравлическое или пневматическое испытаниг и сдачу под засыпку такими же участками. Разрыв по времени между рытьем траншей и укладкой в них трубопроводов должен быть минимальным. При рытье траншей не следует допускать переборов грунта ниже проектных отметок. Места случайных переборов необходимо подсыпать до проектных отметок песком или местным грунтом без органических примесей с тщательным послойным уплотнением. [14]

Читать еще:  Что делать текут откосы

Железобетонные, стальные колонны, 6 зданиях высотой более 3 этажей рекомендуется применять сборные железобетонные колонны из унифицированного каркаса при возможности установки башенного крана либо стальные из прокатного металла при стесненной строительной площадке, не позволяющей установить башенный кран. [15]

Привязка монтажных кранов

Указание мест размещения (привязки) монтажных кранов и подъемников при проектировании строительного генерального плана необходимо для определения возможности монтажа конструкций выбранным механизмом и безопасных условий производства работ. В процессе привязки выявляют факторы влияния действия устанавливаемого крана на работу механизмов, расположенных на смежных участках, а также на другие элементы строительного хозяйства. Привязку механизма выполняют в следующем порядке:

1) определяют расчетные параметры и подбирают кран;

2) производят поперечную и продольную привязку крана и подкрановых путей с уточнением конструкций подкрановых путей;

3) рассчитывают зоны действия крана;

4) выявляют условия работы и при необходимости вводят ограничения в зону действия крана.

Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов. Установку башенных и рельсовых стреловых кранов (кранов нулевого цикла) у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданиями и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют по формуле

В = R пов + l без,

где В — минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения; R пов— радиус поворота платформы, м; l 6ез— безопасное расстояние – минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т. п., принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Поперечная привязка кранового пути

Установку кранов башенных и рельсовых вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных креплений для предупреждения сползания грунта, производят исходя из глубины выемки и характеристики грунта. При устройстве подкрановых путей у неукрепленного котлована, траншеи и других выемок глубиной hK, наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса (края для котлована) до нижнего края балластной призмы l6 должно соответство­вать следующим размерам (рис. 6.3):

♦ для песчаного или супесчаного грунта l6 1,5/гк + 0,4;

♦ для глинистого и суглинистого грунта С6 > hr +0,4,

где lб — расстояние от основания откоса до нижнего края балластной призмы; hK — глубина котлована, траншеи, выемки, м.

Рис. 6.3. Привязка кранового пути у неукрепленного котлована

Для уточнения расстояния от края балластной призмы до оси рельса С может быть использована формула

lр = (h в + 0,05) т + 0,2 + 0,5 l шп

где hg — высота слоя балласта, м;

т — уклон боковых сторон балластной призмы, для песка — 1:2, для щебня и гравия 1:1,5;

0,2 — минимально допустимое расстояние от конца шпалы до откоса балластной призмы, 14 м;

l шп — длина шпалы, м.

Установку самоходных кранов вблизи котлованов и траншей производят исходя из тех же соображений, но наименьшее расстояние принимают в соответствии со СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. и Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

При работе без опор это расстояние принимают от края траншеи или котлована до ближайшей оси колеса, что обеспечивает расположение строительных машин за пределами призмы обрушения. На его основании обозначают на плане ось движения крана п.п. — продольная привязка.

Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке:

♦ из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану, раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана и из середины внутреннего контура здания (рис. 6.4);

Рис. 6.4. Определение крайних стоянок крана по максимальному вылету стрелы

♦ раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана, из центра тяжести наиболее тяжелых элементов (рис. 6.5);

Рис 6.5. Определение крайних стоянок крана по минимальному вылету стрелы

♦ раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы, согласно грузовой характеристике крана (рис. 6.6);

Рис. 6.6. Определение крайних стоянок крана по максимальному весу конструкции и соответствующему вылету стрелы

Крайние засечки определяют стоянку крана в крайнем положении и показывают место складирования самых тяжелых элементов (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Определение крайних стоянок крана

По найденным крайним стоянкам крана определяют длину подкрановых путей L пп (рис. 6.8) по следующим формулам:

где L кр — расстояние между крайними стоянками крана, определяется по чертежу, м;

Н к — база крана, определяемая по справочникам, м;

L moрм — величина тормозного пути крана, принимаемая не менее 1,5 м;

L mуп — расстояние от конца рельсов до тупиков, 1,5 м.

Определив длину подкрановых путей по формуле, корректируют ее в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25 м.

Минимальная допустимая длина подкрановых путей составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина подкрановых путей должна удовлетворять следующему условию:

L пп = 6,25 п зв 25 м.

Привязку ограждений подкрановых путей осуществляют исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением.

Рис 6.8. Определение длины подкрановых путей

Расстояние от оси ближайшего к ограждению рельса до ограждения l пп определяют по формуле

где b k — ширина колеи крана, м;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Читать еще:  Схема откосов при работе экскаватором

Страница 3: Инструкция по охране труда при производстве работ по монтажу металлических и железобетонных конструкций. требования безопасности (33070)

6.2. Сигнальщиками могут назначаться только работники из числа аттестованных стропальщиков лицом, ответственным за безопасное проведение работ по перемещению грузов кранами.

6.3. Установка грузоподъемных машин, передвигающихся по надземным рельсовым путям, должна производиться при соблюдении следующих требований:

  • расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строения, оборудованием, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7м, а на высоте более 2 м — не менее 0,4 м;
  • расстояние по вертикали от консоли противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м.

6.4. Установка стрелового самоходного крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, оборудованием, штабелями грузов и другими предметами должно быть не менее 1 м.

Расстояние от нижних выступающих частей грузоподъемной машины до расположенного в зоне ее действия оборудования должно быть не менее 0,4 м.

6.5. Установка грузоподъемных кранов у края откоса, котлована или канавы должна производиться с соблюдением расстояний, указанных в приложении 3.

При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен от возможного обрушения грунта. Выбор способа временного крепления грунта обосновывается расчетом в зависимости от глубины выемки, вида и состояния грунта, величины и характера временных нагрузок на бровку, величины притока грунтовых вод, времени года и климатических условий.

6.6. При установке на одном объекте и более грузоподъемных кранов работу их необходимо организовывать таким образом, чтобы опасные зоны их действия не пересекались. Для этого, в необходимых случаях, следует ограничить поворот стрел или же работу кранов организовывать поочередно или в разные смены. При установке нескольких кранов на одном рельсовом крановом пути, во избежание их столкновения, должны быть установлены концевые выключатели механизмов передвижения, обеспечивающие остановку кранов на безопасном расстоянии.

6.7. При установке стрелового самоходного или железнодорожного крана на выносные опоры он должен устанавливаться на все имеющиеся у крана выносные опоры. Под опоры необходимо подкладывать прочные и устойчивые подкладки, воспринимающие максимальное, а на грунт передающие минимальное давление, не превышающие расчетного сопротивления грунта основания (в зависимости от его вида).

6.8. Переезд через пути козловых и башенных кранов для автомашин и автопогрузчиков допускается в исключительных случаях, когда невозможен объезд путей. При этом меры безопасности разрабатываются владельцами кранов с учетом интенсивности их работы и движения транспорта.

6.9. Пересечение рельсовых путей козловых и башенных кранов с железнодорожными путями может быть допущено в отдельных случаях по согласованию с органами Госнадзорохрантруда после разработки мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом.

6.10. Рельсовые крановые пути башенных кранов должны быть ограждены сигнальным ограждением.

6.11. Установка и работа грузоподъемного крана на расстоянии менее, чем 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В без их отключения может производиться только при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, оформленного в установленном порядке и определяющего безопасные условия такой работы.

6.12. Установка грузоподъемной лебедки с электрическим приводом для подъема (опускания) или перемещения грузов должна производиться:

  • на фундаменте или закрепляться якорями или пригружаться балластом, при этом закрепление лебедки должно обеспечивать устойчивость при двойной рабочей нагрузке;
  • за пределами опасной зоны производства работ, если отсутствует дистанционное управление лебедкой;
  • на расстоянии от ближайшего отводного блока не менее 20 длин барабана лебедки;
  • с обеспечением наматывания каната на ее барабан снизу плотными ровными рядами;
  • при условии, что угол между плоскостью рамы лебедки и направлением навиваемого на барабан лебедки каната в вертикальной плоскости не должен превышать 50 град. В противном случае — необходимо принять меры по закреплению лебедки от вертикальных нагрузок.

6.13. Место машиниста (аттестованного работника), обслуживающего лебедки, должно быть расположено за пределами опасной зоны и обеспечивать видимость при подъеме и опускании грузов. При отсутствии достаточной видимости работы по подъему грузов между машинистом, обслуживающим лебедки, и работающими должна быть установлена двухсторонняя радиотелефонная связь.

6.14. Крепление подвижных и неподвижных блоков (однорольных и многорольных) полиспастов (грузовых, тормозных и т.п.) к конструкциям и грузам должно исключать закручивание их под нагрузкой. Применение стальных канатов для закрепления блоков полиспастов должно осуществляться при условии, что угол между крепежными канатами и продольной осью полиспаста должен быть не менее 15 град., а суммарный — между ветвями канатов не менее 30 град.

6.15. При перемещении грузов с помощью неогражденных канатов, не обозначенных сигнальными ограждениями, расстояние отделяющее людей от канатов должно быть не менее расстояний между перемещаемым грузом и тяговым средством.

Допускается расположение людей около канатов при условии применения защитных ограждений, исключающих травмирование людей при разрыве каната.

6.16. Установку домкратов осуществляют для вертикального подъема или опускания и горизонтального перемещения грузов на незначительные расстояния. Нагрузка, приходящая на домкрат, должна быть приложено строго перпендикулярно к горизонтальной поверхности поршня домкрата и по его центру. При перемещении груза нагрузка не должна изменять своего первоначального положения.

6.17. Освобождение домкрата из-под груза допускается после надежного закрепления груза в проектном или промежуточном положении.

Каждый гидравлический домкрат или батарея домкратов должны быть снабжены проверочным опломбированным манометром.

6.18. Конструкция мест опирания корпуса домкрата на опору и груза на корпус домкрата должна исключать сдвижку домкрата относительно его вертикальной оси как в загруженном, так и незагруженном состоянии. При расчете необходимо принимать условную поперечную силу, равную 7,5% от максимальной грузоподъемности домкрата, приложенную в уровне плоскости оголовка поршня и опорной части корпуса домкрата.

Читать еще:  Чем красить наружный откос

6.19. Винтовые и реечные домкраты должны иметь опорные приспособления, исключающие выход винта или рейки.

6.20. Запрещается выдвигать поршень гидравлического домкрата за красную риску на нем, а также оставлять домкраты под нагрузкой в нерабочее время без проектного или временного закрепления груза.

6.21. Испытание домкратов при их периодическом техническом освидетельствовании должно производиться на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее, чем на 10%. У гидравлических домкратов к концу испытания падение давления не допускается более 5%.

6.22. Песочные домкраты, применяемые при опускании (раскружаливании) или подъеме грузов, во избежание заклинивания, в своем составе должны иметь круглую «плавающую» шайбу на 6-10 мм меньше внутреннего диаметра корпуса домкрата. Внутренний корпус домкрата перед засыпкой сыпучим материалом должен быть проверен визуально и шаблоном на предмет отсутствия в нем вмятин и наплывов коррозии, который в случае их наличия необходимо зачистить шлифмашинкой.

6.23. Использование неэксплуатируемых приспособлений для закрепления технологической, монтажной и альпинистской оснастки необходимо согласовать с организацией, в ведении которой находятся они, а также с организацией, проектировавшей указанные сооружения.

6.24. Не допускается использование в качестве приспособлений для закрепления технологической, монтажной и альпинистской оснастки эксплуатируемых технологических трубопроводов и оборудования.

6.25. При установке механизмов и монтажной оснастки (лебедок, кранов, мачт, порталов и т.п.) на строительные конструкции (плиты перекрытий и покрытий, рамы, балки и т.д.), а также при необходимости перемещения по ним механизмов и монтажной оснастки в составе ППР должны быть разработаны инженерные решения (принять меры), согласованные с проектной организацией и заказчиком.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

РАБОТАЮЩИХ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

7.1. При необходимости выполнения работ в пределах опасной зоны должно быть исключено действие опасных и вредных производственных факторов на время производства работ или работающих следует обеспечить соответствующими средствами защиты.

7.2. Применяемые средства подмащивания должны отвечать требованиям ГОСТ 24258-88 «Средства подмащивания. Общие технические условия», горизонтально устанавливаемые страховочные канаты — ГОСТ 12.4.107-82 «Канаты страховочные. Общие технические требования», предохранительные пояса — ГОСТ 12.4.089-86 «Пояса предохранительные. Общие технические условия», каски — ГОСТ 12.4.087-84 «Каски строительные. Технические условия». Средства коллективной защиты — проекту производства работ.

7.3. Места закрепления карабина предохранительного пояса должны быть определены с учетом длины стропа (фала), применяемого предохранительного пояса, способов крепления страховочных канатов и размеров сечений конструктивных элементов зданий и сооружений, находящихся вблизи рабочего места.

7.4. Скобы, устанавливаемые на плоскостях (конструкциях), расположенных под углом более 75 град. к горизонту, применяемые для подъема и спуска рабочих на рабочие места, расположенные на высоте или глубине более 5 м, должны быть оборудованы дуговыми ограждениями или устройствами для закрепления предохранительного пояса (каната с ловителями и др.).

7.5. Навесные металлические лестницы необходимо надежно прикреплять к конструкциям или оборудованию. При этом лестницы длиной более 5 м, устанавливаемые с углом наклона к горизонту более 75 град., должны иметь дуговое ограждение согласно ГОСТ 26887-86 «Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия» или канаты с ловителями для прикрепления карабина предохранительного пояса.

7.6. Приставные лестницы длиной более 5 м, устанавливаемые под углом более 75 град. к горизонту, должны иметь, начиная с высоты 2 м от ее конца, дуговое ограждение или должны быть оборудованы канатом с ловителем для закрепления карабина предохранительного пояса, а устанавливаемые под углом от 70 град. до 75 град. к горизонту — перильное ограждение с обеих сторон с высотой по вертикали от 0,9 до 1,4 м, начиная с высоты 5 м.

7.7. Верхнюю часть приставной лестницы следует надежно закреплять к конструкциям, а нижнюю часть устанавливать на ровную поверхность.

При установке лестниц на асфальтовую, бетонную или металлическую поверхность нижние ее концы должны иметь башмаки из резины или другого нескользящего материала; при отсутствии башмаком под нижние концы лестницы необходимо устанавливать подкладки из нескользящих материалов (резины и др.).

Закрепление приставной лестницы, устанавливаемой кранами, следует производить до ее расстроповки.

В процессе закрепления лестницы, устанавливаемой вручную, должны участвовать не менее двух рабочих, из которых один страхует другого, удерживая лестницу во время ее закрепления.

7.8. С приставной лестницы без рабочей площадки запрещается производить огневые работы (кроме электроприхваток), работы с применением средств малой механизации, а также любые другие работы, требующие применение от работающего физической силы.

7.9. При пользовании предохранительным поясом со стропом из капронового каната запрещается производить электросварочные и газоплазменные работы, опираясь на пояс.

7.10. Пользование предохранительным поясом ферм разрешается только при наличии установленного страховочного каната диаметром от 0,8 до 11 мм на высоте 1,5 м от поверхности опоры для ступней ног (плоскости перемещения), а при переходе по подкрановым балками — не более 1,2 м.

7.11. Длину страховочного каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных несущих элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают и закрепляют на усилие 2200 кгс.

При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми должно быть не более 12 м, а опоры и узлы их крепления должны быть рассчитаны на статические нагрузки разные: вертикальную — 500 кгс, горизонтальную — 100 кгс, приложенную к верху опоры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector