Dessadecor-nn.ru

Журнал Dessadecor-NN
65 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство откосов дорог снип

Устройство откосов дорог снип

12.20. Полевые откосы кюветов следует проектировать крутизной, равной крутизне откоса выемки, а откосы кюветов со стороны полотна не круче значений, приведенных в табл. 32.

12.21. Продольный уклон кюветов следует принимать равным уклону земляного полотна. В пределах выемок с продольным уклоном верха земляного полотна менее 2 0 / 00 кюветы необходимо проектировать с продольным уклоном, равным 2 0 / 00 . В таких случаях в точках водораздела глубину кюветов разрешается уменьшать до 0,2 м посредством сохранения ширины выемки на уровне бровки и дна кюветов и соответствующего увеличения ширины основной площадки земляного полотна железных дорог и верхней части земляного полотна автомобильных дорог.

12.22. Кюветы выемок для автомобильных дорог, а также выемок в скальных слабовыветривающихся породах для железных дорог допускается проектировать треугольной формы при обязательной проверке поперечного сечения кювета на пропуск расчетного расхода воды.

12.23. Лотки следует применять в случаях:

когда увеличение сечения кюветов приводит к значительному увеличению объема земляных работ по устройству выемки;

слабых и водонасыщенных грунтов, в которых устойчивость откосов кюветов не может быть обеспечена;

скальных грунтов в целях снижения объема земляных работ при размещении трассы в пределах крутого косогора;

в стесненных условиях, когда невозможно устройство углубленных кюветов или нормального их сечения;

на насыпях высотой более 4 м автомобильных дорог I — III категорий при затяжном продольном уклоне более 30 0 / 00 и в местах вогнутых кривых в продольном профиле.

Глубину лотков следует назначать по результатам гидравлических расчетов, а сечение и конструкцию — принимать по соответствующим указаниям.

12.24. Кюветы и лотки на выходе из выемок следует отводить от земляного полотна в лог, резерв или водоотводную канаву с устройством плавного закругления.

12.25. Использование кюветов и лотков для пропуска воды из нагорных и забанкетных канав, а также из водоотводных канав при объединении искусственных водопропускных сооружений допускается в исключительных случаях при соответствующем обосновании.

При этом проект выемки необходимо разрабатывать с учетом местных условий, предусматривая:

углубление и уширение кюветов до сечения, достаточного для пропуска суммарного расчетного расхода поды вероятностью превышения 0,3%;

устройство берм шириной не менее 2,0 м между кюветом и основной площадкой земляного полотна железных дорог и верхней частью земляного полотна автомобильных дорог;

укрепление дна и откосов кюветов в соответствии с расчетными глубиной и скоростями течения воды.

Поглощающие колодцы и испарительные бассейны

12.26. В равнинной местности, где отсутствует возможность для отвода воды из замкнутых понижений рельефа, пересекаемых дорогой, следует предусматривать устройство поглощающих колодцев или испарительных бассейнов.

12.27. Поглощающие колодцы следует проектировать в местах, где на небольшой глубине от поверхности земли залегают хорошо дренирующие грунты некарстующихся пород, мощность слоя которых достаточна для поглощения расчетного количества поверхностной воды.

12.28. Испарительные бассейны разрешается предусматривать при проектировании автомобильных дорог в районах IV и V дорожно-климатических зон.

В качестве испарительного бассейна могут быть использованы местные понижения, впадины, выработанные карьеры и резервы. глубиной не более 0,4 м . На участках, где под испарительные бассейны будет использован резерв, проектировать насыпи без берм не допускается.

Если нельзя использовать резерв и отсутствуют местные понижения, впадины, выработанные карьеры, разрешается проектировать испарительные бассейны, размещаемые с двух сторон земляного полотна на расстоянии не менее 10 м от подошвы откоса насыпи.

Объем каждого бассейна можно назначать до 300 м , а глубину не более 1 м .

Водоотводные устройства в пределах раздельных пунктов железных дорог

12.29. В пределах проектируемых раздельных пунктов необходимо предусматривать водоотводные устройства для надежного и возможно быстрого отвода воды с поверхности земляного полотна и балластной призмы, а также — отвода производственных вод от депо, мастерских, поворотных кругов, гидравлических кранов, снеготаялок и других производственных сооружений и зданий.

12.30. Поперечный поверхностный водоотвод обеспечивается посредством придания верху земляного полотна поперечного уклона в сторону продольного водоотвода.

12.31. Для продольного водоотвода следует проектировать канавы или лотки, размещаемые на междупутьях. В местах пешеходных переходов и при пересечении территорий, на которых предусмотрено хождение технического персонала, необходимо проектировать закрытые канавы и лотки.

12.32. Для отвода воды из продольных канав и лотков в водоемы или пониженные места за пределы станционных площадок необходимо предусматривать водостоки, проектируя их, по возможности, короткими с малым числом пересечений железнодорожных путей, автомобильных дорог, площадей привокзальных и грузовых дворов.

12.33. Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств и водостоков в пределах раздельных пунктов необходимо принимать согласно положениям 12.1 — 12.25, причем открытые водоотводные устройства глубиной более 13 м проектировать не следует.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕОТЕКСТИЛЯ

Работы выполняются в соответствии с требованиями действующих документов (СНиП 3.06.03-85 автомобильные дороги, ОДМ 218.5.003-2010).

Особенности технологии связаны с устройством слоев, непосредственно контактирующих с прослойкой из Геоматериала (далее ГМ), и введением дополнительной операции по укладке ГМ. Последняя операция ввиду технологичности ГМ, удобной формой их поставки (рулоны), обычно не сдерживает строительный поток и выполняется быстрее других. В связи с этим принимаемая длина захватки не связана обычно с укладкой ГМ, но желательно соблюдать кратность длины захватки длине материала в рулоне.

Общие технологические схемы выполнения работ приведены на рис.1 применительно к устройству защитных, фильтрующих и дополнительно дренирующих прослоек под песчаным дренирующим слоем, на рис. 2 – к устройству разделяющих прослоек под нижним слоем основания, на рис. 3 – к устройству разделяющих и армирующих прослоек при возведении насыпи на слабом основании.

Рис. 1. Технологическая схема по устройству защитных (фильтрующих и дополнительно – дренирующих) прослоек из геотекстиля под песчаным подстилающим слоем дорожной одежды: 1 – ГМ; 2 – автогрейдер; 3 – автомобиль-самосвал; 4 – каток на пневмошинах; 5 – последовательность проходов катка; 6 – бульдозер.

Рис. 2. Технологическая схема по устройству разделяющих прослоек из геоматериала «ГЕОТЕКС» под основанием дорожной одежды:
1 – бульдозер; 2 – автомобиль-самосвал; 3 – каток; 4 – последовательность раскатки полотен; 5 – ГМ.

Рис. 3. Технологическая схема по устройству разделяющих и армирующих прослоек из геоматериала «ГЕОТЕКС» на слабом основании: 1-4 – ГМ; 5 – бульдозер; 6 – автомобиль-самосвал.

Читать еще:  Металлические доборные элементы откосы

Рис. 4. Схема укладки геоматериала «ГЕОТЕКС» при строительстве на слабом основании (а) в том числе в сочетании с более жестким армирующим материалом – георешеткой «АПРОЛАТ» (б).

УКЛАДКА ГЕОТЕКСТИЛЯ В НИЖНИХ СЛОЯХ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ И ОСНОВАНИИ НАСЫПИ

Операции, связанные с устройством прослоек из ГМ в нижних слоях дорожной одежды и основании насыпи, включают в себя:

  • подготовку грунтового основания под укладку;
  • укладку и крепление ГМ;
  • отсыпку вышележащего слоя.

Остальные операции следует вести по типовым технологиям и в соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 и других нормативных документов.

I ПОДГОТОВКА

  • Основание (поверхность земляного полотна или песчаного дренирующего слоя) перед укладкой ГМ должно быть надлежащим образом уплотнено и спрофилировано.
  • При устройстве прослойки из ГМ в основании насыпи, сложенном слабыми грунтами, подготовка может не выполняться, если отсутствует опасность повреждения ГМ.
  • При наличии глубокой колеи или ям по возможности их засыпают грунтом, планируют автогрейдером или бульдозером.
  • Кустарник, деревья вырубают и спиливают в одном уровне с поверхностью. В этом случае корчевка пней может не проводиться.
  • Если в момент производства работ на участке имеются поверхностные воды, то отсыпают защитный слой из местного грунта толщиной 20-30 см, но не менее, чем на глубину подтопления.

II УКЛАДКА

Укладку геосинтетических материалов выполняют вручную путем раскатки рулонов вдоль земляного полотна, начиная с низовой (по отношению к стоку воды) стороны. Отдельные полотна укладывают с перекрытием их краев на 0,2 м, начиная от бровок земляного полотна, к оси. Одновременно с укладкой краевые участки полотен в торцевой части и в местах нахлеста закрепляют анкерами (скобами) на поверхности грунтового основания. Перед креплением определенного участка полотна (на длине 15-20 м), оно должно быть выровнено и уложено с легким натяжением без складок. Анкера представляют собой стержни из проволоки диаметром 4-5 мм длиной 20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концами. Скобы — аналогичных размеров, но имеют П образную форму. Закрепление необходимо для фиксации полотен в проектном положении, предотвращающем их смещение от действия ветровой нагрузки и в процессе отсыпки вышележащего грунтового слоя. Анкера устанавливают через 8-10 м по длине полотен и в двух точках по ширине.

Укладка полотен на слабых основаниях может быть выполнена вдоль земляного полотна при устройстве защитных, но не армирующих прослоек. Ее ведут путем раскатки рулонов вручную звеном из трех дорожных рабочих. После раскатки первых метров краевую часть (по ширине) полотна прижимают к грунту двумя-тремя анкерами. При дальнейшей раскатке производят периодическое разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и креплением к грунту анкерами через 1,5-2,0 м. Полотна укладывают с перекрытием и при необходимости дополнительно соединяют. Величину перекрытия назначают не менее 0,5 м. Укладка полотен в поперечном направлении предпочтительна и обязательна, если необходимо обеспечить равнопрочность полотна по ширине насыпи (устройство прослойки с целью армирования). Перекрытие полотен в этом случае должно быть не менее 0,4 м; полотна крепят друг к другу анкерами, устанавливаемыми на ширине перекрытия через 1,5-2,0м. При обеспечении прочного соединения, например, сшиванием краевые зоны полотна перекрываются на 0,1 м.

Уложенную и закрепленную прослойку визуально проверяют на качество выполнения работ (отсутствие складок, прорывов полотна, правильность установки анкеров, соответствие проектному положению) и результаты осмотра оформляют актом на выполнение скрытых работ с указанием данных о марке ГМ и паспортных данных на ГМ.

III ОТСЫПКА ЩЕБНЕМ

Работы по отсыпке лежащего непосредственно над ГМ слоя выполняют с соблюдением следующих условий:

  • прослойка в течение смены должна быть перекрыта отсыпаемым материалом;
  • проезд транспортных средств, в том числе занятых на строительстве, по незащищенной поверхности прослойки должен быть исключен;
  • расстояние вдоль строительного потока между техникой, занятой на отсыпке, и звеном рабочих на укладке должно составлять не менее 20 м.

Доставку и отсыпку материала вышележащего слоя осуществляют автомобилями-самосвалами, выгружая его равномерно по всей ширине слоя. Одновременно с отсыпкой производят распределение материала бульдозером поэтапно, не менее, чем за три прохода, смещая на прослойку сначала верхнюю часть отсыпанных объемов. Все работы выполняют по способу «от себя».

УКЛАДКА ГЕОТЕКСТИЛЯ НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ

При строительстве в условиях слабых оснований толщина отсыпаемого слоя грунта в плотном теле должна быть не менее 40 см при разовом пропуске транспорта. Основные технологические процессы по устройству различных конструкций укрепления откосов с применением ГМ назначаются в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Дополнительно выполняются лишь операции по укладке полотен ГМ.

Операции по укладке ГМ при укреплении поверхности откосов включают:

  • подготовку (при необходимости) траншеи вдоль бровки земляного полотна для закрепления прослойки в верхней его части;
  • транспортировку рулонов к месту строительства, их разгрузку и распределение вдоль откоса, подготовку рулонов к укладке;
  • укладку ГМ;
  • закрепление полотен в верхней и (при необходимости) нижней части откоса.

Подготовку траншеи выполняют, если не предусмотрен иной вариант закрепления прослойки ГМ в верхней части откоса, например, путем укладки ее под конструкцию укрепления обочин. Траншею треугольного сечения с заложением откосов 1:2, глубиной 0,4 м или трапецеидального сечения с заложением откосов 1:1, глубиной 0,3 м и шириной по низу 0,2 м устраивают на расстоянии 0,2-0,6 м от бровки земляного полотна.

Укладку полотен ГМ выполняют путем продольной или поперечной раскатки рулонов на поверхности откоса. Характер раскатки определяется конкретными условиями строительства. Продольная раскатка рулонов технологически предпочтительна для относительно пологих откосов с заложением 1:2 и выше. Поперечная раскатка рулонов обеспечивает лучшие условия для закрепления создаваемой прослойки в верхней и нижней частях насыпи и большую сопротивляемость ее возникающим сдвигающим усилиям. Такая раскатка предпочтительна для укрепления откосов насыпей значительной высоты.

Продольную раскатку рулонов выполняют вручную полосами с нижней части насыпи с взаимным перекрытием не менее 0,2 м. В процессе раскатки полотна периодически через 10-15 м разравнивают и прижимают к поверхности откоса анкерами или скобами. Анкера и скобы устанавливают в 2-3 точках по ширине рулона через 5-6 м по его длине.

Читать еще:  Что такое поверхность откоса

Поперечную раскатку выполняют от бровки насыпи. Для этого предварительно край полотна закрепляют анкерами или скобами на поверхности насыпи, после чего рулон постепенно опускают к подошве насыпи, обрезают, полотна разравнивают с легким натяжением за нижний конец и закрепляют через 4-5 м анкерами или скобами. Рулон поднимают на поверхность откоса и повторяют операцию. Соседние полотна должны иметь перекрытие не менее 0,1-0,15 м. Перемещение рулона в нижнее положение с одновременной раскаткой и обратно можно выполнять вручную с помощью установки в центр рулона тонкой трубки, стержня или веревки.

При устройстве конструкций укрепления откосов, предусматривающих заглубление ГМ в тело земляного полотна, укладку полотен ГМ выполняют в процессе послойного возведения земляного полотна. При этом рулоны раскатывают в продольном направлении, если ширина полотен достаточна с точки зрения их заделки в грунт или есть возможность обеспечить равнопрочность швов при соединении отдельных полотен. В остальных случаях рулон ГМ раскатывают в поперечном к оси насыпи направлении.

Раскатку рулонов выполняют от предварительно обозначенной линии разметки с периодическим разравниванием, натяжением и креплением полотен к поверхности грунта анкерами в двух-трех местах по ширине рулона и через 10-12 м по длине. Величина взаимного перекрытия соседних полотен не менее 0,2 м при выводе ГМ на поверхность откоса; в других случаях полотна укладывают вплотную без перекрытия.

Если предусмотрен вывод ГМ на поверхность откоса, свободные его края крепятся к поверхности откоса ниже уровня укладки ГМ анкерами или скобами.

Параметры карьерных дорог

В.В. Забелин, старший научный сотрудник лаборатории оптимизации открытых горных разработок;

И.В. Зырянов, д.т.н., заместитель директора по научной работе;

Ю.М. Шаповалов, ведущий инженер-технолог, Научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО)

Сырьевая база богатых месторождений алмазов Западной провинции Якутии истощается. Пришло время вовлечения в разработку беднотоварные кимберлитовые трубки с низким содержанием. Чтобы обеспечить эффективность ведения горных работ на таких трубках, необходимо обеспечить снижение себестоимости добычи полезного ископаемого.

Снижение себестоимости добычи следует искать в разработке и применении новых технологий горных работ, в расширении технических возможностей имеющегося горного оборудования, в возможностях снижения объемов добычи пустых пород, т.е. в понижении коэффициента вскрыши. Последнее имеет большое значение при разработке месторождений небольших размеров в плане и простирающихся на значительную глубину, к которым относятся кимберлитовые трубки.

Одним из направлений сокращения вскрыши является заложение транспортных берм с минимально допустимыми параметрами карьерных дорог, обеспечивающих безопасную эксплуатацию большегрузных автосамосвалов.

Параметры технологических карьерных автомобильных дорог в Российской Федерации определяются следующими нормативными документами:

1) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых». Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. №599. Регистрация в Минюсте РФ 2 июля 2014 г., рег. №32935 [1].

2) СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» [2].

3) Свод правил СП 37.1333.2012 «Промышленный транспорт», актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. №635/7). Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1521 [3].

Согласно этим документам ширина транспортной бермы карьерных дорог состоит из следующих элементов (см. рисунок): закюветной полки для сбора осыпей с вышележащего откоса, водоотводного сооружения, проезжей части, обочин, ограждения и полосы выветривания, отделяющей бровку земляного полотна от ограждения или призмы обрушения.

Следует заметить, что в зарубежных нормативных документах в параметрах составляющих транспортную берму нет элемента «обочина», т.к. ее функции выполняет часть ширины дороги W (проезжей части), рассчитываемая для двухполосной дороги по формуле:

где Х – габаритная ширина автосамосвала, м. Опыт освоения алмазных месторождений в условиях криолитозоны, большинство которых начинали проектироваться и разрабатываться до утверждения последних нормативных документов, показывает, что их разработка может успешно проводиться при размерах карьерных дорог меньше заложенных в СП 37.13330-2012.

Сложившаяся в нашей стране нормативная база расчета параметров карьерных дорог, за счет обязательного устройства двух обочин в ширине транспортной бермы объективно приводит к росту затрат на разработку полезного ископаемого и снижению эффективности отработки как действующих карьеров АК «АЛРОСА» (ПАО), так и новых беднотоварных месторождений с низким содержанием алмазов. Выработка дальнейшей стратегии формирования более рациональных транспортных систем кимберлитовых карьеров Якутии является задачей первостепенной важности.

В этой связи разработка нормативного документа (Национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию»), учитывающего особенности современных технологий открытой разработки карьеров и реальных условий ведения горных работ, является требованием времени. На фотографиях показаны фактические автомобильные дороги на наиболее крупных карьерах АК «АЛРОСА» (ПАО) и расположение автомобильной техники на них.

Автомобильные дороги на карьере «Комсомольский»

Рассмотрим функции, которые выполняет такой элемент дороги, как «обочина», и их необходимость в карьере.

В связи с отсутствием в вышеприведенных нормативных документах формулировки «обочина» ее функции оценим по документам для дорог общего пользования [4, 5 и 8]. Согласно СП 78.13330.2012 [4], это «Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях». По правилам дорожного движения (ПДД) [5], «Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами» (п. 1.2 ПДД).

В соответствии с ПДД п. 9.9, «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.2 Правил), …».

Согласно пунктам ПДД, составляющим исключение, на обочине разрешается:

стоянка транспортных средств (ПДД 12.1); — движение велосипедов и мопедов при отсутствии велосипедных дорожек (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2);

Читать еще:  Кокс угол естественного откоса

— движение пешеходов при отсутствии тротуаров (ПДД 4.1);

— разворот, если его нельзя выполнить без заезда на обочину (ПДД 8.8).

Допускается движение по обочинам машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда.

По ГОСТ Р 52399-2005 [8] в обочину входит краевая полоса, имеющая такую же конструкцию дорожной одежды как и проезжая часть, «предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств». Но эта полоса, выполняя функцию защиты проезжей части, составляет только 20% от обочины.

Из вышеизложенных формулировок и пояснений следует, что обочина, вопервых, не предназначена для постоянного движения автомобилей, а во-вторых, выполняет функции, которых в карьере практически нет. Большинство задач, которые решает обочина, – характерны для автомобильных дорог общего пользования, – а карьерные автомобильные дороги относятся к ведомственным, т.к. предназначены для обслуживания производственных и технологических перевозок [9].

К карьерным дорогам можно отнести только следующие функции обочины: обеспечение устойчивости земляного полотна; повышение безопасности дорожного движения и использование их при чрезвычайных ситуациях. По сравнению с дорогами общего пользования, эти функции в карьерах решаются другими способами.

Устойчивость полотна со стороны нижележащего откоса обеспечивается породным валом, который примыкает к проезжей части, а со стороны вышележащего откоса – краевой полосой, которая возводится по параметрам проезжей части дороги.

Безопасность движения в карьерах обеспечивается ограничением расчетных скоростей движения автомобилей, максимальная величина которых зависит от категории дороги и составляет, например, в карьере для дорог категории I-к – 30 км/ч (табл. 7.2 СП 37.13330.2012). Для других категорий дорог она еще меньше, а в зависимости от местных условий может быть снижена до 15 км/ч. Кроме того, на технологических дорогах движение автомобилей должно выполняться без обгона (п. 733 [1]).

Самой чрезвычайной (аварийной) ситуации в карьере является поломка автомобиля, которая приводит к остановке и стоянке, как правило, на проезжей части, т.к. не всегда удается съехать на обочину, особенно при движении на подъем. В таких ситуациях автосамосвалы в течение 30 – 40 минут вывозятся из карьера при помощи специального тягача, т.к. запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные самосвалы (п. 730 [1]). При этом нет необходимости разворота вышедшего из строя автомобиля.

На дорогах общего пользования, особенно между населёнными пунктами, обеспечить такой норматив оказания технической помощи проблематично. Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить «обочину» из конструктивных элементов, составляющих внутреннюю карьерную дорогу. Ширину карьерной автомобильной дороги (W), которая состоит только из проезжей части, предлагается определять по формуле:

W= (1,5 · L + kк)  Х, м ,

где: L – число полос движения; kк – коэффициент категории дороги.

Внутрикарьерная дорога карьера «Удачный»

Геометрические размеры ширины карьерных автомобильных дорог принимают исходя из движения по ним специализированных автотранспортных средств с наибольшими осевой нагрузкой и габаритом по ширине. Габаритную ширину (габарит) автомобиля принимают в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15) [6]:

«п. 2.14 край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касательная к его боковой наружной поверхности, без учёта проекций, образуемых:

п. 2.14.1 шинами вблизи от точки их соприкосновения с землей и подсоединений указателей давления в шинах;

п. 2.14.2 приспособлениями противоскольжения, которые могут быть установлены на колесах;

п. 2.14.3 зеркалами заднего вида;

п. 2.14.4 боковыми указателями поворота, контурными огнями, передними и задними габаритными огнями, стояночными огнями, светоотражающими устройствами и боковыми габаритными огнями;

п. 2.14.5 пломбами, накладываемыми таможенными органами на транспортное средство, и приспособлениями для крепления и защиты этих пломб.

п. 2.15 габаритная ширина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными в п. 2.14».

Коэффициент категории дороги (kк) для различных категорий и их местоположения, с учетом примечания 4 таблицы 7.9 [3], приведен в табл. 1.

С учетом вышеизложенного ширина карьерной автомобильной дороги (проезжая часть) для различных категорий и местоположения приведена в табл. 2.

Остальные размеры элементов транспортной бермы предлагается определять следующим образом.

Проезжую часть автомобильных внутрикарьерных дорог (кроме забойных) необходимо ограждать от призмы возможного обрушения предохранительными сооружениями, основные из которых:

  • ориентирующий (направляющий) породный вал;
  • удерживающий породный вал;
  • удерживающая конструкция ограждения капитального типа.

Высоту предохранительных сооружений следует принимать в соответствии с п. 726 ФНиП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» [2], т.е. высота породного вала принимается не менее радиуса колеса самого большого по грузоподъемности из эксплуатируемых в карьере автомобилей.

Минимальная высота и ширина ориентирующего (направляющего) породного вала, зависящая от диаметра шин применяемых карьерных автосамосвалов, приведена в табл. 3.

В качестве удерживающего ограждения капитального типа предлагается использовать отклоняющее анкерное железобетонное ограждение парапетного типа. Параметры конструкции этого ограждения рассчитывают по методике, приведенной в «Пособии по проектированию внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85)» Выпуск 5522 [7].

Минимальные значения высот предохранительных сооружений – принимать по табл. 7.25 СП 37.13330.2012 (табл. 4).

Параметры остальных элементов поперечного профиля транспортной бермы карьерных автомобильных дорог принимаются по табл. 5.

Вышеприведенные размеры элементов транспортных берм предлагается включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

Выводы:

1. Предлагается исключить «обочину» из элементов автомобильных дорог в карьере.

2. Ширину карьерных автомобильных дорог необходимо определять по формуле, учитывающей ширину применяемых автотранспортных средств (с наибольшим габаритом) и категорию дороги.

3. Габаритная ширина (габарит) автомобиля определяется в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15).

4. Параметры карьерных дорог для алмазодобывающих карьеров, расположенных в криолитозоне, целесообразно включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector